[<10>] ====== Толкования на Пс. 6:8 ====== ===== Свт. Григорий Нисский===== **Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих** См. Толкование на [[old:ps:006:07#svt_grigorij_nisskij|Пс. 6:7]] //**Толкование на Псалом шестой.**// ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих** **Смятеся от ярости око мое.** Оком именует ум; потому что ум есть око души. **Обетшах во всех вразех моих.** Означает здесь время злострадания, которое обратилось ему в заслугу, потому что было продолжительно. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих** **"Иссохло от печали око мое"**. Видишь ли сокрушенную душу? Высказав покаяние, пророк опять говорит о страданиях, о смущении души, о страхе, происходящем от представления гнева Божия. Под **"оком"** он разумеет здесь око духовное, ту рас­познавающую и разумную способность души, которая обыкновенно возмущается от представления своих грехов. Так как он постоянно имел пред глазами свои прегрешения и представ­лял гнев Божий, то проводил жизнь со страхом и не в беспечности, как живут многие, но в подвигах и сокрушении. Такое смятение есть источник спокойствия; такой страх есть залог безопасности; предающийся такому волнению предотвращает всякую бурю, а не имеющий такой души подвергнется страшному крушению. Как судно, ненагруженное и предостав­ленное течению буйных ветров, скоро потопляется, так и душа, живущая беспечно, подвергается бесчисленным страстям. По­тому и блаженный Павел, выражая такое страдательное состояние души, сказал: //"дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью"// [[new:ef:04:19|(Еф. 4:19)]]. И как кормчий, пока тревожится заботами о плывущих, всем достав­ляет спокойствие, а когда освободит себя от забот и заснет, то производит великое смятение, так точно и человек, пре­даваясь подвигам, страху и трепету, доставляет душе своей спокойствие, а предаваясь сну беспечности потопляет ладью. **"Обветшало от всех врагов моих"**. Что значит: **"обветшало"**? Я изне­мог, говорит, от врагов моих. Подлинно, жизнь наша испол­нена подвигов и окружена бесчисленными врагами, которые бывают еще сильнее, когда мы впадаем в прегрешения. По­этому, нужно делать все для того, чтобы избежать рук их и никогда не входить с ними в общение; это – залог величайшей безопасности для нас. Указывая на сонм этих врагов, Па­вел говорит: //"брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной"// [[new:ef:06:12|(Еф. 6:12)]]. Если же таков сонм наших врагов, то нужно всегда и по­стоянно быть вооруженными и избегать поводов ко грехам. Ничто так не делает нас ветхими, как грех. Потому и Павел, заповедуя предохранять себя от происходящей отсюда ветхости, говорить: //"и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего"// [[new:rim:12:02|(Рим. 12:2)]]. Итак, если ты сделался ветхим от греха, обнови себя покаянием. **//Беседы на псалмы. На псалом 6.//** ---- Ст. 8-9 **«Помутилось от гнева око мое, обветшал я среди всех врагов моих»**, т.е. погряз, возрос и состарился в грехах. Вот что значат слова: **"обветшал я среди всех врагов моих»**. Но обрати внимание: закоснев и состарившись во гре­хах, сжившись с ними, пророк не отчаялся в самом себе, не по­терял надежды на милость Божию, но был спасен сокрушением, очистился слезами и с решительностью говорит своим врагам: **"отступите от меня все, делающие беззаконие»**. Перестаньте, по­стыдитесь, отступите. **//Беседа на псалом Давида о восьмом дне.//** ===== Прп. Анастасий Синаит ===== **Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих** То есть я осквернился, закоснел и состарился во грехах. Именно это означает сказанное: **"Обетшах во всех вразех моих"**. Но смотри, после той затяжной, закоренелой в грехах болезни, проведя жизнь во всяком беззаконии, пророк не отчаялся, не перестал надеяться на милость Божию. Он не позволил себе впасть в легкомыслие, но спасся умилением, очистился слезами, оправдался исповеданием. Все это мы можем делать и в глубокой старости, в последних сединах: плакать, стенать, исповедовать грехи, молиться. **//Слово на шестой псалом.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих** **«Смятеся от ярости око мое»**. От негодования Твоего, Господи, помутилось самое зрение ума моего. Ибо оком наименовал здесь разум, почему и упомянул об одном оке. **«Обетшах во всех вразех моих»**. Всего тягостнее для меня, говорит Пророк, укоризны врагов. Оне-то изнуряют, разслабляют меня, причиняют мне преждевременную старость. ===== Евфимий Зигабен ===== **Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих** **Смятеся от ярости** (помутилось от раздражения) **око мое** Разумеется помутилось око души пророка, т.е. ум. Ибо, зная праведный гнев Твой против грешников в день суда, я, как бы так говорит он, пришел в сильное беспокойство. Ум же пророк назвал оком, как нельзя более кстати; так как он действительно служит для человека вождем на всех путях его жизни. Так ум наш и видит, ум и слышит. Некоторые, впрочем, толкователи думают, что возмутилось у пророка его телесное око, когда сам он разгневался на своих врагов, ибо это именно свойственно, как они говорят, тем людям, которые бывают сильно разгневаны кем-нибудь. **Обетшах во всех** (обветшал я среди всех) **вразех моих** Точно какое-нибудь ветхое платье забросили, и презирают, говорит, меня мои враги; а между тем они боялись меня в прежнее время, пока я не согрешил. Или: обетшах, иначе говоря: состарился и сделался слабее, чем каковым был прежде—в молодости; так как именно под старость люди становятся слабее силами. **//Толковая Псалтирь.//** ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих.** Сии слова относятся ко изъявлению того, что произошло от превеликаго онаго излияния слез, то есть, что от слез повредилось зрение. Ибо в Еврейском, вместо //смятеся//, читается //потемне//, и разум имеет следующий: око мое, по причине плача и слез, родившихся во мне от гнева и негодования на гнусность греха, или от воображения ярости гнева Твоего, изменися и потемне. Следующий глагол, //обетшах//, в Еврейском также относится до ока, и положен в третием лице: //обетша//. Но понеже седмьдесят толковники и Иероним перевели в первом лице, то и мы, последуя им, разум стиха полагаем следующий: око мое смятеся, или потемне от ярости и негодования. Чего ради? //Понеже обетшах во всех вразех моих.// То есть понеже состарелся посреде множества врагов, сиречь грехов, сих смертельных врагов моея души, и ни единаго из них совершенно не победил. Нарицает же врагами и всех тех, кои ко греху привлекают, яко-то: демонов и злых человеков, или самые пороки и худыя навыки. За сим присовокупляет: //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих** См. Толкование на [[old:ps:006:07#ep_irinej_orda|Пс. 6:7]] ===== Лопухин А.П. ===== **Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих** Давид оплакивает свои грехи, у него уже не хватает слез и глаза его воспалены (//"иссохло от печали око мое"//); "обветшало от всех врагов моих", сделалось слабым, плохо различающим предметы от слез, вызванных моими несчастиями (//"от врагов"//). ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих** Слово **смятеся** в переводе с еврейского читается так: «//потемнело//», «//повредилось//». Под словом **око** – «//глаз//», здесь разумеется око духовное, та разумная способность души, которая обыкновенно возмущается, приходит в содрогание от представления и сознания тяжести содеянных грехов. **Обетшах** во всех вразех значит – я обветшал, устарел, ослабел, изнемог от врагов моих. Под врагами разумеет как грехи свои, так и вообще всех тех, которые привлекают ко греху, как-то: демонов, злых человеков и проч. А потому смысл сего стиха может быть выражен так: потемнело, повредилось от великой скорби (о грехах) духовное око мое, помутился мой разум; я изнемог от множества врагов моих, которые расслабляют меня и причиняют мне преждевременную старость. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]