[<10>] ====== Толкования на Пс. 7:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит** **Да поженет убо враг душу мою.** Слова эти имеют такой смысл: пусть впаду в руки диаволу, если я сделал что-либо из сказанного выше! И если сделал то или другое, то пусть не буду освобожден от греха прежде смерти. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит** "Я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом, – **то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах**". Видишь ли дерзновение праведника и чистей­шую совесть его? Если бы он не был совершенно уверен в себе, он не обрекал бы себя на такие бедствия. Смысл слов его следующий: если я обижал, если я мстил, то пусть случится со мною то и то. Он сам на себя произно­сит приговор и просит судить его и наказать не по мере, но гораздо больше заслуженного, обрекает себя на наказание, какого и закон не назначал ему. Посмотри, каково это наказание: **"то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах"** т.е. пусть погубит меня с бес­славием и бесчестием, пусть истребит вместе с жизнью моею и славу мою. Что значит: **"славу мою повергнет в прах"**? Это значит: пусть унизит, пусть попирает ногами, пусть я сде­лаюсь добычей врагов. Кто может быть нечестивее Авесса­лома, бесстыдного и необузданного оскорбителя, который пресле­довал отца своего, притом такого отца, такого кроткого и сми­ренного? Что же? Воздавал ли Давид злом – делавшим ему зло? Помнил он зло? Никогда. Если рассмотришь историю Саула, то такой ответ сделается для тебя совершенно ясным. В са­мом деле, того, который после тысячи благодеяний, трофеев, побед делал ему зло, строил против него козни, каждый день старался умертвить его, он, захватив в свои руки один, два и много раз спящим, как бы заключенным в темнице и не имевшим с собою стражи, пощадил, хотя многие сове­товали поразить и умертвить его, удержал свой гнев, хотя знал, что, оставляя ему возможность избежать смерти, он со­хранит себе неприятеля и непримиримого врага. Но ни воспоминание прошедшего, ни страх будущего, и ничто другое подоб­ное не побудило его решиться на убийство. Он руководился лю­бомудрием, удерживал свою руку, обуздывал свой гнев и предпочитал лучше подвергаться опасностям и козням, ли­шиться отечества и свободы, чем поразить и умертвить врага, который враждовал против него напрасно и без причины, который после бесчисленных благодеяний угрожал ему смертью. И из многого другого можно видеть любомудрую его душу. По­тому-то он и обрекал себя на многие и тяжкие бедствия, как то: остаться без успеха, быть побежденным врагами с великой для себя опасностью, подвергнуться бесславной смерти, и притом – что ужаснее самой смерти – испытать это от врагов; потому он и употреблял все меры, чтобы после смерти оставить о себе добрую память. Между тем, смотри, на какие бедствия он обре­кает себя: трудиться без пользы, предоставить победу над собою врагам, умереть, и притом не обыкновенною смертью, но так, чтобы и память о нем истребилась, – смертью бесслав­ною. Конечно, он не обрекал бы себя на все это, если бы по совести не был совершенно уверен в себе. Если же он имел врагов, то это – не его вина; он сам не подавал к тому по­водов. Какой подал он повод ко вражде сыну? Какой – Саулу? Когда сын сделал достойное наказания, он не возвратил ли и не принял ли его, подвергнув временному вразумле­нию? А Саула, угрожавшего ему смертью, он не спас ли, имея его неоднократно в руках своих ([[old:2ts:14:21|2Цар. 14:21]]; [[old:1ts:24:07|1Цар. 24:7]])? Поэтому не на то смотри, имел ли он врагов, а на то, сам ли он сделал их врагами своими. И Христос заповедал не то, чтобы не иметь врагов, – это не в нашей власти, – но не ненавидеть их; в этом мы властны, а в том – нет. Быть ненавидимыми напрасно – зависит не от нашей воли, но от ненавидящих. Так злые люди обыкновенно ненавидят добрых без причины и напрасно. Так и Христа ненавидели напрасно, как Он сам говорит: //"возненавидели Меня напрасно"// [[new:in:15:25|(Ин. 15:25)]]. И апостолы имели врагов – лжеапостолов, и пророки – лжепророков. Не о том должно заботиться, чтобы не иметь врагов, но чтобы не иметь их справедливо, или по своей вине чтобы нам, хотя бы мы тысячекратно были ненавидимы, самим не ненавидеть и не отвращаться от других, потому что в этом и состоит вражда – в ненависти и отвращении. Когда я бываю ненавидим, а сам не ненавижу, тогда другой имеет меня врагом. а не я его. Если я молюсь за него, если желаю благодетельствовать ему, то как я могу считать его врагом? Вот почему и Павел говорит: //"если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми"// ([[new:rim:12:18|Рим. 12:18]]). **//Беседы на псалмы. На псалом 7.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит** См. Толкование на [[old:ps:007:04#svt_vasilij_velikij|Пс. 7:4]] ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит** См. Толкование на [[old:ps:007:04#svt_ignatij_brjanchaninov|Пс. 7:4]] ===== Прп. Авва Дорофей ===== **Да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит** См. Толкование на [[old:ps:007:05#prp_avva_dorofej|Пс. 7:5]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит** См. Толкование на [[old:ps:007:05#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 7:5]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Да поженет** (преследует) **убо враг душу мою, и да постигнет** (настигнет) Да преследует говорит, Авессалом душу мою, то есть меня самого и да овладеет он ею. **И поперет** (втопчет) **в землю живот** (жизнь) **мой** Под животом или жизнью здесь должно разуметь кровь; так как она тоже есть причина жизни, как важнейший из остальных трех элементов, из которых составляется живое существо. **И славу мою в персть** (прах) **вселит** Славою пророк называет здесь знаменитое и всеми весьма уважаемое его тело, уважаемое за силу и за то величие, какое придавал ему сан царский. В//селит же в персть//, значит повергнуть его (т.е. тело) на землю, и обратить его в прах. Приведенные выше слова можно также относить и к врагу невидимому, диаволу; в них как бы выражается желание пророка, чтобы он был гоним со стороны врага и обдержим, не будучи более в силах убегать от его нападений,—чтобы была втоптана в землю, то есть в земные дела, самая жизнь его. Это именно выражает слово попрание, когда враг наконец как бы наступает своими ногами на побежденного и дерзко топчет его лежащего. И не тело одно подвергается страданию при этом, но и слава, то есть самый разум, ибо он есть слава и честь нашей души; пророк выражает желание, чтобы разум был отвлечен к земле, чтобы он просто прилепился к земным вещам, дабы вследствие этого не мог уже более парить к Богу на крыльях созерцания. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит.** Присовокупляет причину, чего ради просит помощи и избавления от Бога: понеже-де Бог ведает невинность его. И тако отражает клевету Хусиа или Семеа о мнимых наветах против Саула, и о похищении царства, представляя Богу, что не токмо не воздавал зла за добро, но, напротив того, делал добро за зло. И первее глаголет о том, что не воздавал зла за добро. Потом присовокупляет, что воздавал добро за зло. //Аще//, глаголет, //сотворих сие//, еже клеветники присвояют мне, сиречь, аще наветовах царю, или аще восхитих царство коею-либо лестию, или насилием: //аще есть неправда в руку моею//, сиречь, аще сотворих таковую несправедливость, воздав злая за благая: аще за великую оную честь, еюже почтил мене Саул, удостоив быть зятем своим, и поставив тривуном над тысящею мужей; аще за вся сия благодеяния воздах коварством и наветами, якоже они глаголют. И паки: //аще воздах воздающим ми зла//, сиречь, аще царю моему Саулу, или врагу моему Семею, воздавшим мне многая злая за восприятая от Мене благая, воздах равная; //убо да отпаду от враг моих тощ//, сиречь, аще истинны суть глаголы их, а не ложныя клеветы, да паду от руки врагов моих тощ, сиречь, лишен Твоея помощи. Пусть они гонят меня, и да уловят аки зверя в сети. По сих //да поперут в землю живот мой//, да отимут жизнь, и труп мой да поперут ногами, наконец, //и славу мою в персть да вселят//, дабы и самая память имене моего исчезла. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит** См. Толкование на [[old:ps:007:04#ep_irinej_orda|Пс. 7:4]] ===== Лопухин А.П. ===== **да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит** См. Толкование на [[old:ps:007:04#lopuxin_ap|Пс. 7:4]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит** См. Толкование на [[old:ps:007:04#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 7:4]] [<10>]