[<10>] ====== Толкования на Пс. 7:9 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Господь судит людем: суди ми, Господи, по правде моей и по незлобе моей на мя** **Суди ми, Господи, по правде моей.** Снова просит спасти его от врагов, умоляя о милосердии тем, что ими сделано. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Господь судит людем: суди ми, Господи, по правде моей и по незлобе моей на мя** И здесь, сказав: //"над ним поднимись на высоту"//, продолжает: **"Господь судит народы"**. Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: //Го­сподь будет судить (διχάσει)//. Людей, думающих, что все суще­ствует без причины и случайно, он научает, что над делами нашими есть Промысл, требующий отчета в совершае­мом. А суд он разумеет здесь как будущий, так и на­стоящий. Там будет суд всеобщий и открытый, а здесь Бог требует отчета частным образом, пробуждая беспечных и располагая неверующих к мысли о Промысле над всем. **"Суди меня, Господи, по правде моей"**. Другой переводчик (//Акила//) говорит: //по праведности моей (τό δίχαιογ) моей//. **"И по непорочности моей во мне. Да прекратится злоба нечестивых"**. Другой переводчик (Акила) го­ворит: //да исполнится озлобление на нечестивых (άπαρτισΰήτω χαχώσις χατά τών άσεβώγ)//. **"А праведника подкрепи"**. Другой (//Акила//): //и утвердиши (εδράσεις) праведного//. Но как он, говоря в другом месте: //"и не входи в суд с рабом Твоим"// ([[old:ps:142:02|Пс. 142:2]]), здесь говорит: **"суди меня, Господи, по правде моей"**? Там говорит он об одном, а здесь – о другом. Там, говоря: //"не входи в суд с рабом Твоим"//, он выражает: не входи в суд Ты со мною, не исследуй жизни моей сравнительно с благодеяниями, оказанными Тобою, – почему и присовокупляет: //"потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих"//, т.е. если будет судиться с Тобою. А здесь он не то гово­рит. Он хочет быть судимым не по Богу, а сам по себе; поэтому и говорит: **"по правде моей"**, т.е. по моей праведности. Праведностью здесь он называет то, что он не простирал ни на что рук неправедно; это он выразил выше в словах: //"если я что сделал"//, и следующих. Тоже самое он выражает и словами: **"и по непорочности моей во мне"**; вот почему, говорит, я хочу быть судимым. Велико и здесь дерзновение праведника. Гово­рит же он это, будучи вынужден необходимостью. Какою? Тем, что многие неразумные люди, по поводу страданий его, составили себе дурное о нем мнение. Есть много людей нера­зумных, которые из несчастий другого обыкновенно выводят дурное заключение об его жизни. Так было с Иовом. Не зная за ним ничего худого, говорили ему: //по грехам твоим ты еще мало наказан// ([[old:iov:33:27|Иов. 33:27]]). И Павла варвары приняли за человека порочного и преступного, когда ехидна повисла на руке его, почему и говорили: //"спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить"// ([[new:act:28:04|Деян. 28:4]]). И Семей называл Да­вида человекоубийцею, составив об нем такое дурное мнение по его несчастью ([[old:2ts:16:07|2Цар. 16:7]]). **//Беседы на псалмы. На псалом 7.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Господь судит людем: суди ми, Господи, по правде моей и по незлобе моей на мя** **«Господь судит людем»**. Во многие места Писания всеяно слово о суде, как весьма необходимое и многовнушающее при обучении благочестию уверовавших в Бога чрез Иисуса Христа. Поскольку же слово предлагается различно, то оно представляется несколько слитным для тех, которые не делают точного различия в значениях. Ибо сказано: //«Веруяй в Онь не будет осужден: а не веруяй уже осужден есть»// ([[new:in:03:18|Ин. 3,18]]). Но если слово "неверующий" равнозначно слову "нечестивый", то как же сказано, что //«не воскреснут нечестивии на суд»// ([[old:ps:001:05|Пс. 1,5]])? И еще: если верующие чрез веру стали сынами Божиими, а потому и сами удостоены именоваться богами, то как же //«Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит»// ([[old:ps:081:01|Пс. 81,1]])? Но кажется, что слово **"судить"** берется в Писании иногда в значении "испытывать", а иногда в значении "осуждать". Так в значении "испытывать", в словах: **«суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих»** ибо здесь Пророк присовокупляет: //«искуси мя, Господи, и испытай мя»// ([[old:ps:025:01|Пс. 25, 1-2]]), и в значении "осуждать", в словах: //«аще бо быхом себе»// судили, //«не быхом осуждени были»// (ср.: [[new:1kor:11:31|1 Кор. 11,31]]). Это значит: если бы мы испытывали самих себя, то не подверглись бы осуждению. Опять сказано, что Господь //«судитися имать со всякою плотию»// (ср.: [[old:ier:25:31|Иер. 25,31]]), то есть при исследовании жизни Господь Сам Себя подвергает суду всякого и Свои заповеди противопоставляет делам грешников, в оправдание Свое приводя доказательства, что Он сделал все от Него требовавшееся ко спасению судимых, чтобы грешники, убедившись, сколько они виновны во грехах, и приняв Божий суд, не без согласия терпели наложенное на них наказание. Но слово **"судить"** имеет и иное значение, в котором Господь говорит: //«Царица Южская востанет на суд и осудит род сей»// (ср.: [[new:mf:12:42|Мф. 12,42]]). О тех, которые отвращаются Божественного учения, не радеют о чистоте нравов и совершенно отвергли вразумляющие учения мудрости, Господь говорит, что они по сравнению и сличению с их современниками, показавшими отличную ревность к добру, понесут тягчайшее осуждение за не исполненное ими. А я думаю, что не все, облеченные в сие земное тело, одинаково будут судимы Праведным Судиею, потому что весьма различные внешние обстоятельства, встречающиеся с каждым из нас, сделают, что и суд над каждым будет различен. Или делает более тяжкими или облегчает наши грехи то, что от нас не зависит или стекается вокруг нас не по нашей воле. **«Господь судит людем»** - иначе судит иудея и иначе скифа. Ибо //«иудей почивает на законе, хвалится о Бозе, разсуждает лучшая»// (ср.: [[new:rim:02:17|Рим. 2, 17-18]]). Он оглашен в законе и сверх общих всем понятий был убеждаем и вразумляем писаниями Пророков и закона, и если окажется впадшим в беззаконие, то сие вменяется ему гораздо в тягчайший грех. Скифы - народ кочующий; они воспитаны в зверских и бесчеловечных обычаях, привыкли к грабежам и взаимным насилиям, неукротимо предаются гневу, легко раздражаются взаимными оскорблениями, привыкли всякий спор решать оружием, приучены оканчивать ссоры кровопролитием; и ежели они окажут друг другу сколько-нибудь человеколюбия и снисходительности, то своими услугами уготовят нам жесточайшее наказание. **«Суди ми, Господи, по правде моей и по незлобе моей на мя».** Слова сии по видимости заключают в себе некоторую похвальбу и близки к молитве возвышавшего себя фарисея. Но благовременно рассмотревший их найдет, что Пророк далек от подобного расположения. **«Суди ми, Господи»**, говорит он, **«по правде моей».** Это значит: обширно понятие праведности, и пределов совершенной праведности трудно достигнуть. Ибо есть праведность ангельская, которая превосходит человеческую: ежели есть какая-либо сила выше Ангелов, то она имеет и превосходство праведности, соответственное ее величию; а праведность самого Бога превыше всякого разума, она неизреченна и непостижима для всякой сотворенной природы. **«Суди ми, Господи, по правде моей»**, то есть по правде, какая удободостижима для людей и возможна для живущих во плоти; **«и по незлобе моей на мя»** сим особенно подтверждается, что расположение сказавшего весьма далеко от фарисейского высокомерия. Ибо незлобою своею называет как бы простоту и неопытность в том, что полезно знать; по сказанному в Притчах: //«Незлобивый веру емлет всякому словеси»// ([[old:pr:14:15|Притч. 14,15]]). Поскольку мы, человеки, во многих случаях неосторожно погрешаем по неопытности, то Пророк молит и просит Бога даровать ему прощение по незлобе. А из сего видно, что сказанное показывает более смиренномудрие, нежели высокомерие сказавшего. //«Суди ми, Господи»//, говорит он, //«по правде моей»// и суди меня //«по незлобе»//, какая во мне. Праведные дела мои сравни с немощью человеческою и тогда суди меня. Вникни в простоту моих нравов, вникни в то, что я необоротлив и непроницателен в делах мирских, и тогда осуждай меня за прегрешения. //**Беседы на псалмы. Беседа на псалом седьмой.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Господь судит людем: суди ми, Господи, по правде моей и по незлобе моей на мя** **«Господь судит людем»**. Разсудит не мое только дело, но и весь человеческий род. **«Суди ми Господи по правде моей и по незлобе моей на мя»**. Не себе приписал правдивость божественный Давид в словах сих. Ибо слышим, что противное сему взывает он: //«яко беззакония моя аз знаю, и грех мой предо мною есть выну»// ([[old:ps:050:05|Пс.50:5]]); и: //«рех, исповем на Мя беззаконие мое Господеви»// ([[old:ps:031:05|Пс.31:5]]). Напротив того разумеет здесь справедливость в настоящем деле. Ничем, говорит, не обидел я ни Авессалома, ни Ахитофела, ни вооружившихся с ним против меня. Посему умоляю судить меня по этой правде и по незлобию, а не по содеянным уже мною прегрешениям. Прошу настоящее дело разсудить одно само по себе, и не наказывать теперь за другие грехи. ===== Евфимий Зигабен ===== **Господь судит людем: суди ми, Господи, по правде моей и по незлобе моей на мя** **Господь судит** (будет судить) **людем:** Не оставит, говорит, Господь без внимания того, что было предпринято против меня моими врагами, но все рассудит. Или также: судит, будет судить, с одной стороны осуждая нечестивых, с другой поставляя одесную себя праведников. **Суди ми Господи по правде моей и по незлобе моей на мям** (по незлобию, какое у меня). Вспомнив о суде Божием, пророк добавляет тотчас же: будь говорить, Господи, и мне судиею, напряги даже последние Твои силы для этого, и искуси, говорит, мое правое дело, которое защищал я против отцеубийцы Авессалома и его единомышленников, сделай это, далее, для меня за чистосердечие мое. Но почему пророк, тогда как в одном месте говорит: //Не вниди в суд с рабом твоим// ([[old:ps:142:02|Псал. 142,2]]), здесь, напротив того, выражает особенное желание быть судимым? Там он как бы так говорит, обращаясь к Господу: не судись Ты, Боже, со мною и не сопоставляй моих деяний с полученными мною от Твоей благости дарами; здесь же он просит Бога рассудить его с другими, именно с теми, которые поступали с ним самим несправедливо, и которые искали его погибели. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Господь судит людем: суди ми, Господи, по правде моей и по незлобе моей на мя.** Присовокупляет вторую причину, чего ради прилично Богу подать ему помощь против врагов: понеже де сам Он заповедал судиям земли, да избавляют неповинных от руки утесняющих, откуду следует, что сие кольми паче прилично ему: Той бо есть верховный Судия над всеми судиями. //Востани//, глаголет, //повелением, имже заповедал еси//: сиречь, сотвори по повелению, или по собственному глаголу Твоему, имже заповедал еси судиям, да судят праведно. Востани убо, и суди врагам моим. //И сонм людей обыдет тя//: то есть, от сего правосуднаго деяния Твоего, явленнаго чрез усмирение врагов моих, и чрез защищение меня, воспоследует то, что сонмы людей даже и неверных познают Тя, и прославят; и тако всегда будут прибегать к правосудию Твоему, окружая судилищный престол Твой. Засим присовокупляет, //и о том на высоту обратися:// то есть аще не мене ради, то поне сонма ради людей оных, имеющих прославляти Тя, на высокий престол правды взыди, и явися в концах врагов, да познают, яко //Господь судит людем//, сиречь, яко Ты еси един верховный Владыка всех. егоже правосудия никтоже избегнет. //Суди ми, Господи, по прaвде моeй и по незлобе моeй на мя.// Сим заключает всю вышереченную молитву. Понеже бо удостоверен был о себе, что клевета врагов была ложная, в чем и совесть свою и Бога имел свидетелями: того ради просит Бога, яко верховнаго всех Судию, да разсудит дело его по правде Своей и по невинности его, и да воздаст всякому свое. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Господь судит людем: суди ми, Господи, по правде моей и по незлобе моей на мя** См. Толкование на [[old:ps:007:08#ep_irinej_orda|Пс. 7:8]] ===== Лопухин А.П. ===== **Господь судит людем: суди ми, Господи, по правде моей и по незлобе моей на мя** См. Толкование на [[old:ps:007:07#lopuxin_ap|Пс. 7:7]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Господь судит людем: суди ми, Господи, по правде моей и по незлобе моей на мя** В предыдущих стихах Давид заявлял о своей невинности по отношению к врагам его, свидетельствуя своей совестью и Самим Богом, Всеведущим Судиею, и призывал восстать на суд Самого Господа Бога, чтобы рассудить его с врагами на основании повелений и заповедей Божиих. А теперь он утверждает, что един есть Верховный Судия во всем мире, Который судит все народы и самих судей и царей земных. Это – Сам Господь, к суду Которого Давид царь теперь и обращается, прося рассудить его на основании его правды, его правдивых и незлобных отношений к врагам. Как бы так говорит он: да будет всем известно, что Господь един есть Верховный Судия, правосудия Которого никто не может избегнуть. А потому я и прибегаю к Нему на суд и прошу Его: рассуди меня, Господи, с врагами моими по правосудию Своему и по незлобию моему. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]