[<10>] ====== Толкования на Пс. 7:12 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Бог судитель праведен и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день** **Бог судитель праведен и кpеnoк и долготерпелив.** Этим изображает дoлгoтepпениe в Боге, Который, если не совсем прощает, то отлагает наказание наше. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Бог судитель праведен и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день** Другой переводчик (неизвестный см. Ориг. Экз.) говорит: //негодующий (έμβριμώμεγος) на всяк день//; в еврейском: //во всю жизнь (χατά πάσαγ ζωήγ)//; еще иной (Акила): //угрожающий (απειλούμεγος), него­дующий, не наказывающий//. Смысл этих слов следующий: если Бог **"праведен"**, то, конечно, Он желает наказать неправедных; если Он **"крепок"**, то, конечно, может сделать это. Но в чем, скажешь, Его человеколюбие, если Он судит по правде? Во-пер­вых, в том, что Он не вдруг посылает наказание, а больше всего – что Он прощает все грехи в купели возрождения; во-вторых, в том, что подает и покаяние. Если ты представишь, что мы грешим каждый день, то особенно увидишь, как не­изреченно величие Его человеколюбия. Это самое выражая, про­рок и говорит: **"Бог – судия праведный, [крепкий и долготерпеливый]" **. Ты недоумеваешь: почему Он не наказывает, если и может и желает? Знай, говорит пророк, что Он долготер­пелив и **"всякий день строго взыскивающий"**. Чтобы кто-нибудь из неразум­ных не подумал, будто Бог не наказывает по бессилию, он показывает причину замедления: потому что долготерпение Божие велико и безмерно. Он долготерпит для того, чтобы привести тебя в покаяние; а если ты от этого врачества не получишь ни­какой пользы, то Он и пошлет наказание. Так, мы каждый день заслуживаем наказание. Если бы это было несправедливо, то пророк не указал бы на это, как на нечто важное: **"всякий день строго взыскивающий"**. Но так как дела требуют наказания, а человеколюбие Божие удерживает, заслуженное наказание, то он и говорит это. Видишь ли, как он здесь и показывает бес­страстие Божие, и **"взысканием"** называет наказание? Никто ведь не на­водит гнева на другого, но сам в себе имеет гнев, а на дру­гого наводит наказание. Таким образом, не что другое, как на­казание, он означает словами: **"всякий день строго взыскивающий"**. А почему он говорит: **"всякий день"**? Пусть каждый углубится в свою совесть и тогда поймет это. Не стану говорить о тайных грехах каждого; кто может избежать общих грехов? Каких? Например: есть ли день, в который бы мы не молились лениво и с великой небрежностью? А что это заслуживает гнева Божия, можно видеть из следующего. Скажи мне: если бы ты подошел к судье зевая, и был обличен, то он не подверг ли бы тебя тотчас же наказанию и не отправил ли бы в ссылку? Да, скажешь, потому что он – человек. Что же? Как человек, он, будучи оскорблен, по справедливости не должен был бы гневаться, потому что оскорблен равным ему по достоинству человеческому; а Бог, будучи оскорбляем, справедливо мог бы посылать наказание. Грех против Него больше греха против человека. Притом человек, поступая так, имеет в виду, свое благо, а Бог – твое, так что и в этом отношении грех против Него заслуживает большего негодования. Ведь не одно и тоже – презирать ищущих своего, или ищущих – твоего. Последнее заслуживает большего гнева, – когда ты не остав­ляешь лености, даже намереваясь просить полезного для тебя самого. Еще: кто не обижал брата напрасно? Не говори мне, что обижал раба; //"во Христе Иисусе нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского"// [[new:gal:03:28|(Гал.3:28)]]. Кто, опять, не осуждал? Кто не лгал? Кто не смотрел сладострастными глазами на женщину? Кто не завидовал? Кто не тщеславился? Кто не говорил празд­ного слова? Все это подлежит наказанию. Если бы мы, не забо­тясь о духовном, были также беспечны и касательно житей­ского, то заслуживали бы некоторого извинения, но теперь мы лишены и этого оправдания. В делах житейских мы – бодры, а в духовных – совершенно нерадивы. **//Беседы на псалмы. На псалом 7.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Бог судитель праведен и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день** Кажется, что Пророк говорит сие, имея в виду тех, которые смущаются иногда приключившимся, как бы для успокоения сих людей от смущения, чтобы они не теряли веры в Промысл, о всем пекущийся, видя неотмщенным восстание сына на отца и благоуспешный лукавый замысел Авессаломов. Почему, исправляя, что в их умозаключениях неразумно, засвидетельствовал им **«Бог судитель праведен, и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день»**. Не без причины бывает все то, что ни случается. Напротив того, Бог возмеривает по мерам каждого, какими он предварительно измеривал свои поступки в жизни. Поскольку сделал я какой-нибудь грех, то и получаю, что заслужил. Итак, //«не глаголите на Бога неправду»// ([[old:ps:074:06|Пс. 74,6]]), ибо Бог **«судитель праведен»**. Не думайте так низко о Боге, чтобы почитать Его не имеющим сил отмстить, ибо Он **«и крепок»**. Какая же причина тому, что не скоро налагает казнь на согрешающих? Та, что Он **«долготерпелив и не гнев наводяй на всяк день»**. //**Беседы на псалмы. Беседа на псалом седьмой.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Бог судитель праведен, и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день** Он имеет человеколюбие, по которому долго терпит человеческия прегрешения; потому что, если и видит, что люди от онаго не приобретают пользы, все еще медля наказанием, устрашает их пока угрозами. Но если, и сим пренебрегши, все еще будут они грешить, немедленно уже, по всей справедливости, предает их конечной пагубе. Сие и выразил Пророк в присовокупляемых словах. ===== Евфимий Зигабен ===== **Бог судитель праведен и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день** **Бог** (есть) **судитель** (судия) **праведен, и крепок и долготерпелив** Слова эти, по-видимому, направляет пророк против тех, которые соблазнялись о провидении Божием, задавая себе вопрос: почему оно попустило сыну восстать на своего отца? Итак **праведен** значит соразмеряющей воздаяния свои с деяниями, **крепок**, иначе говоря такой, который все может, что ни захочет, **долготерпелив** же тот, кто не тотчас посылает наказание на виновных. **И не гнев наводяй** (обнаруживающий) **на всяк день** Это добавил пророк для пояснения того, в чем именно состоит сущность долготерпения Божия. Тогда как мы, согрешая каждый день, ежеминутно становимся достойными наказания Божия; сам между тем долготерпящий на нас Господь наш всякий раз предоставляет нам время на раскаяние. Под **гневом** здесь должно разуметь наказание постигающее грешников. Некоторые недоумевают относительно того, каким образом Бог, будучи праведен и наказывая достойно грешников, может в тоже время быть и человеколюбивым? На это ответим: праведен Он, как воздающий каждому достойное, человеколюбив же, как не тотчас подвергающей нас заслуженному наказанию, но терпящий нас и предоставляющий нам время для нашего обращения на путь добродетели, как непопускающий врагу нашему действовать против нас по злой воле его, и всеми способами пекущийся о нашем спасении. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Бог судитель праведен и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день** После молитвы в сердце псалмопевца является теперь успокоительная надежда на праведную (//праведно//) помощь; если Бог **праведен**, то и должен Он помогать праведнику; это и может Он, ибо Он всемогущ (**крепок**); а если Он на некоторое время гневается на праведника, т.е. если допускает ему бедствовать, то это продолжается не навсегда (**не до конца прогневается**); как **долготерпеливый**, Он только ожидает некоторое время, не отстанут ли нечестивцы сами по себе от преследования праведника; а если они этого не делают, то Бог приходит с судом на них. Поэтому псалмопевец обращается с грозным требованием к своим гонителям: //аще не обратитеся//... **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Бог судитель праведен и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день** См. Толкование на [[old:ps:007:11#lopuxin_ap|Пс. 7:11]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 12–13 **Бог Судитель праведен, и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день. Аще не обратитеся, оружие Свое очистит, лук Свой напряже, и уготова и** Этими словами, с одной стороны, подтверждает то, что прежде говорил о правосудии и всеведении Божественном, а с другой стороны, дает знать, что Бог, хотя долготерпелив, и не всегда, не во всякий день изливает праведный гнев Свой, но угрозы и прещения Свои на нераскаянных грешников готов всегда, во всякое время привести в исполнение. **Оружие Свое очистит** – значит: сделает блестящим, изострит. **Аще не обратитеся**, т.е. если вы, грешники, не обратитесь к Господу и Сердцеведцу Судии с раскаянием, если не возвратитесь на истинный путь благочестия, то оружие для наказания вас у Него уже готово: **лук Свой напряже** – и направляет его на вас. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]