[<10>] ====== Толкования на Пс. 8:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес** **Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли**. В изумление приводит Пророка ведение имени Божия, данное людям. Ибо уже не одним только живущим во Иудеи ведом Бог. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес** **"Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли"**. Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): //как велико (τί μέγα) имя твое//. В предыдущем псалме пророк сказал: //"Исповедаюсь Господу по правде Его и пою имени Господа Вышнего"// [[old:ps:007:18|(Пс.7:18)]]. Здесь он исполняет обещание, вознося Ему песнопе­ние. В том псалме он говорил от одного лица: //"Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю; спаси меня"//, а здесь от лица многих: **"Господи, Господь наш! Как чудно имя Твое по всей земле!"** Но умолк­ните и слушайте внимательно. Если на зрелище, когда поют сатанинские хоры, бывает великая тишина, чтобы слышать те пагубные песни, между тем как там хор состоит из шу­тов и плясунов, управляет ими какой-нибудь простой музы­кант, поется сатанинская и пагубная песня, воспевается нечи­стый и злой бес, то здесь, где хор состоит из мужей свя­тых, управляет им пророк, песнь поется не по внушению сатаны, а по благодати Духа, и воспевается не бес, а Бог, не должно ли хранить глубокое молчание и слушать с трепет­ным благоговением? В нашем хоре участвуют и горние силы, потому что и горние хоры, херувимы и серафимы, испол­няют тоже дело – непрестанно воспевают Бога. Из этих хоров некоторые являлись и на земле и пели вместе с бодрствовавшими пастырями [[new:lk:02:13|(Лк.2:13)]]. Выслушаем же и это песнопение. Воспевающие царей земных говорят им о вла­сти, о трофеях, о победе, исчисляют побежденные ими народы, называют их победоносцами и покорителями варваров, и т. д. Подобную песнь воспевает и блаженный Давид. Он говорит о победе, о трофее, о покорении врагов, не та­ких, как те, но гораздо опаснейших. И смотри, как начи­нает он: **"Господи, Боже наш!"** Для других, неверующих в Бога, Он есть Господь в одном отношении, а для нас в двух: потому, что Он создал нас из ничего, и потому, что мы знаем Его. Видишь, как пророк в самом начале высказывает главное Его благодеяние. Если ты узнаешь, как Он сделался твоим Господом, как Он нас, отчуждив­шихся, бывших врагами и омертвевших, сделал своими и оживотворил, то ясно увидишь, что это есть главное Его благо­деяние. Этому удивляясь, пророк и говорит: **"как чудно имя Твое"**, т.е. удивительно в высшей степени; а как именно удивительно, он не сказал, – потому что не мог измерить этого, – только выразил усиленно и возвышенно. Где те, которые исследуют существо Божие? Если пророк, высказав имя Его, так уди­вился, что пришел в изумление, то какое извинение могут иметь те, которые говорят, будто они знают существо Божие, тогда как пророк не мог знать даже того, как удивительно имя Его? **"Как величественно имя Твое"**. Этим именем разрушена смерть, связаны бесы, отверсто небо, открыты двери рая, ниспослан Дух, рабы сделались свободными, враги – сынами, чужие – на­следниками, люди – ангелами. Что я говорю: ангелами? Бог стал человеком, и человек Богом; небо приняло естество земное, и земля приняла Сидящего на херувимах среди во­инств ангельских; отнято средостение, разрушена ограда, сое­динено разделенное, рассеян мрак, воссиял свет, поглощена смерть. Представляя все это и гораздо большее этого, пророк громогласно говорит: **"как величественно имя Твое по всей земле!"** Где те­перь сыны иудейские, бесстыдно отвергающие истину? Охотно же­лал бы я спросить их, о ком говорится это. Скажут: о Все­держителе? Но имя Его не было **"чудно"** по всей земле, как сви­детельствует и Исаия, когда говорит: //"всякий день имя Мое бесславится"// [[old:is:52:05|(Ис.52:5)]]. Если же служившие Ему были ви­новниками хулы на Него, то как же оно было **"чудно"**? Что оно чудно по существу своему, это, несомненно; между людьми же оно тогда у многих не было чудно и даже подвергалось прозрению. Но теперь – не так; когда пришел Единородный Сын Божий, тогда имя Его везде стало чудным вместе с Хри­стом. //"От востока солнца"//, говорит пророк, //"до запада велико будет имя Мое между народами"// [[old:mal:01:11|(Мал.1:11)]]; и еще: //"на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; а вы хулите его"// [[old:mal:01:11|(Мал.1:11,12)]]; и другой; //"земля будет наполнена ведением Господа"// [[old:is:11:09|(Ис.11:9)]]; и еще: //"только ложь наследовали наши отцы, пустоту"// [[old:ier:16:19|(Иер.16:19)]]. Видишь ли, что все это сказано о Сыне? Его имя сде­лалось чудным по всей земле. **"Ибо величие Твое превознеслось выше небес"**. Другой переводчик (Симмах) говорит: //Ты, который положил хвалу Твою превыше небес.// Сказав о земле, он обращает речь и к небу, как обыкновенно и всегда делает, когда представляет всю вселенную прославляю­щею своего Владыку. Тоже самое выражая и здесь, он гово­рит: чудно внизу, чудно и вверху. Не люди только, но и ан­гелы воспевают совершенное Им и воссылают благодарность за благодеяния, оказанные людям, как сделали они в начале, составив на земле свои хоры. Таким образом, он говорит или то, что и ангелы воспевают, или хочет изобразить вели­чие Божие. Когда Писание хочет выразить что-нибудь великое, то указывает на расстояние между этими предметами, напр., когда говорит: //"как небо высоко от земли"// [[old:ps:102:11|(Пс.102:11)]]; и еще: "как далек восток от запада, так удаляет Он от нас преступления наши" [[old:ps:102:12|(Пс.102:12)]]. Итак, здесь пророк изумляется совер­шившемуся, как оно велико, как важно, потому что существо, которое ниже всех, Бог поставил выше всех. **//Беседы на псалмы. На псалом 8.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== Ст. 2-3 **Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес. Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника** Точно! Величие имени Иисуса превыше постижения разумных тварей земли и неба: постижение его непостижимо приемлется младенческой простотой и верой. С таким же бескорыстным настроением должно приступать к молению именем Иисуса и пребывать в этом молении; постоянство и тщательность в молении должны быть подобны непрестанному стремлению младенца к сосцам матери: тогда моление именем Иисуса может увенчаться полным успехом, невидимые враги могут быть попраны, окончательно может быть сокрушен «**враг и местник**» (отмститель). Враг назван **местником**, потому что у молящихся, особенно по временам, а не постоянно, он старается отнять после молитвы то, что приобретено ими во время молитвы. Для решительной победы необходима непрестанная молитва и непрерывающаяся бдительность над собой. //**Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес** Частица: //«яко»// употреблена здесь не для сравнения, но для утверждения речи. Имя Твое, Владыка, говорит Пророк, громогласно песнословится. Все именуют Тебя Творцем неба и земли. Сказанное же: **«взятся великолепие Твое превыше небес»**, означает: все познали, что Ты владычествуешь над небом и землею и над всем. Хотя Сам Ты всегда имел великолепие, но не всегда сие ведомо было людям. Подобное сему предрекает и блаженный Аввакум. Ибо, сказав: //«Бог от юга приидет, и Святый из горы приосененныя»//, присовокупил: //«покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля»// [[old:avm:03:03|(Авв.3:3)]]. Да и Сам Бог, явившись Иакову, когда вопрошал об имени, изрек: //«вскую вопрошаеши ты имене Моего, еже чудно есть»// [[old:gen:32:29|(Быт.32:29)]]? ===== Евфимий Зигабен ===== **Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес** **Господи Господь наш, яко** (как) **чудно имя Твое по** (на) **всей земли** Иисус Христос есть Господь не одних верующих, но и неверующих; только Господом неверующих Он может быть назван единственно как их Творец; для в верующих же он Господь вдвойне, и как Творец их, и как Бог: потому то и имя Господа в приведенном выше месте повторено два раза. Это восклицают церкви верующих, обращаясь с своими словами к Иисусу Христу: о Господи, как бы так говорят они, Творец наш! О Господи наш, Ты, который еще так недавно познан нами, как Господь! – //Весьма чудно имя Твое по всей земли!// Одно призывание этого имени отгоняет демонов, воскрешает мертвых, удаляет болезни, изменяет стихии и имеет власть над всем. Здесь имя Господне названо чудным или дивным; но в другом месте пророк называет имя Господне также страшным. Таким образом чудно или дивно имя Господне по тем сверх естественным действиям, которыми сопровождается его призывание; страшно же потому неизглаголанному могуществу, которое проявляется в этих действиях. Обратите внимание на то, как пророк Давид, в этом названии Господа – Господом //нашим//, сопричислил к нам и самого себя, провидя без сомнения тайну будущего и ту спасительную веру в распятого, которая впоследствии охватила все концы миpa. Но чем оправдаются сами иудеи против того, что имя Бога Вседержителя в прежнее время было в пренебрежении у большей части народов, и притом в пренебрежении по той собственно причине, как говорит сам Бог чрез пророка Исаию, что //имя// Его //ради// их (или то есть ими иудеями) //хулилось во языцех// [[old:is:52:05|(Ис. 52,5)]]! Отсюда между прочим становится очевидным то, что сказанные выше слова, – где, говорится, что имя Господне чудно //по всей земли//, – без всякого сомнения относятся ко времени христианскому. **Яко** (ибо) **взятся** (вознеслось) **великолепие Твое превыше небес** Великолепием пророк называет здесь вочеловечение Божие, которое и в самом деле полно величия, превосходящего всякий ум. Это самое великолепие возвысилось, говорит он, над самыми силами небесными, как непостижимое для них и изумительное. И изумляются такому таинству Божию не только люди, но и самые ангелы небесные. Или иначе: пророк, желая показать нам беспредельное могущество божественной природы, говорит: вознеслось великолепие Твое превыше небес, так как земля не могла вместить этого великолепия. О чем другой пророк говорит в следующих выражениях: //Покры небеса добродетель Его и хваления Его исполнь земля// [[old:avm:03:03|(Аввак. 3,3)]]. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Господи Господь наш, яко чудно имя твое по всей земли, яко взятся великолепие твое превыше небес.** Пророк, размышляя о величестве Бога, приходит во удивление, и чудится, како толь великий Бог толико любит человека, что благоволит удостоивать его посещения Своего, милостей и величайших благодеяний. Оное слово, //Господи//, на Еврейском означает имя свойственное единому Богу, Которое пишется четырьмя буквами, //Егова//, что по-Славянски означает, //Сый.// Древние Евреи, паче же и сам Христос и Апостоли сего имени из благоговения не произносили, но вместо онаго употребляли //Адонаи//, как и в сем месте оныя слова, //Господь наш//, выражены чрез имя //Адонаи//, что собственно означает Господа. Аки бы сказал Пророк: Боже Самобытный Источниче существа Своего, от Негоже проистекают вся существующая, Ты еси Господь наш (Адонаи) и купно всех тварей. //Коль чудно имя твое по всей земли!// Нарицает Имя Господне чудным: понеже и само по себе зело достойно удивления, и чудно на земли, понеже приводит в восторг всех прилежно разсуждающих о Нем, по оному пророка Исаии изречению: //исполнь вся земля славы Его// [[old:is:06:03|(Ис. 6:3)]]. Ибо все, что ни обретается на земли, великое ли, малое ли, даже и самое малейшее, доказывает всемогущество и премудрость Творца. За сим присовокупляет:// яко взятся великолепие твое превыше небес//. Великолепие есть величие, приличное великим Государям, которые великим иждивением созидают домы и грады, содержат превеликое число рабов, устрояют флоты, вооружают воинства, и прочая сим подобная великая дела творят: но все сие ничто в отношении к величию Бога, Иже не малый некий дом или град устроил, но целый мир создал, егоже помост есть земля, покров же небо. Он устроил чины Ангельские и Архангельские в служение Себе, ихже число есть безконечное: Он питает и содержит все живущия твари, ихже множество есть непонятное. Убо великолепие Его превзыде не точию славу царей земных, но //и взятся превыше небес//, по оному пророка Аввакума изречению: //покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля// [[old:avm:03:03|(Авв. 3:3)]]. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес** В тихую ночь, с раздумьем в сердце, смотрит псалмопевец на прекрасное, особенно в Палестине, звездное небо (в ст. [[old:ps:008:04|4-м]] солнце не упоминается); его объемлет чувство величия Божия, которое громче всего возвещает звездное небо. Это чувство возрастает при взгляде псалмопевца на дремлющую в ночном покое землю (ст. [[old:ps:008:02|2]] и [[old:ps:008:10|10)]]; все чудные черты, которыми в книге видимой природы написано имя Божие, выступают пред его душою, и, переполненный такими впечатлениями, он восклицает: **Господи, Господь наш** и пр. По всей земле имя Божие (т.е. Бог, насколько Он в природе открывает, так сказать, высказывает Себя, называет) чудно, т.е. размышляющему чувству Бог везде в Своем откровении в природе представляется великим, чрезвычайно славным; да иначе и быть не могло. Ибо слава Его достигает превыше неба (**взятся**), т.е. она безмерно велика! **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес** //"Земля"// и //"небеса"// можно понимать двояко. Под землей разумеется все тварное на земном шаре, которое разнообразием, красотой своих предметов, разумным их устройством ясно говорит о величии Творца их. О том же говорят и небеса, светила небесные и все атмосферные и астрономические явления. В святоотеческой литературе под землею разумеются люди, под небесами - мир ангелов. Те и другие восхваляют Бога. Первое понимание более согласно с последующим содержанием псалма. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес** Весь псалом этот есть восторженная песнь или хвала величеству, премудрости и благости Божией ко всей твари, в особенности же к человеческому роду. Размышляя о величестве Существа Божия, пророк приходит в удивление, как это столь великий Бог столько возлюбил человека и так благоволит к нему, что удостаивает его Своего посещения, великих милостей и благодеяний, и в этом удивлении восклицает: Иегова, Господи наш! Как величественно имя Твое по всей земли! Ты вознес величие Твое превыше небес! Таково величие Спасителя мира, сидящего одесную Бога Отца! Так чудно имя Господа нашего Иисуса Христа, к Которому лично и непосредственно относятся изречения следующих стихов псалма. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]