[<10>] ====== Толкования на Пс. 8:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси** **Яко узрю небеса, дела перст Твоих**. Они негодуют на младенцев совершающих хвалу; а я – малое некое дело в Твоем создании – взираю на cиe великое и прекрасное дело, то есть, на небеса. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси** **"Как я посмотрю на небеса, дела перстов Твоих"**. Другой переводчик (неизвестный. См. Ориг Экз.) говорит: //вижу бо небеса. Луну и звезды, которые Ты основал//. Другой (Акила и Феодотион): //уготовал//. Третий неизвестный переводчик, см. Ориг Экз.: утвердил . Сказав: Ты ниспроверг врагов, пророк представляет и подтверждение столь блестящей по­беды. Ты, говорит, распятый, преданный смерти, явился Созда­телем вселенной. Поэтому и говорит: **"посмотрю на небеса"**, выражая, что прежде немногие знали это, а впоследствии времени узнают все. Но почему он не исчисляет всех частей вселенной? По­тому что, упомянув о главнейших предметах видимых, он не имел нужды говорить о всех других. Враги ниспровер­гнуты так, что гонимый ими и преданный смерти явился Создателем всего видимого. А почему он не сказал: рук Твоих, но: **"перстов Твоих"**. Дабы показать, что все видимое есть легкое дело силы Его, и указать то чудо создания, что звезды, будучи повешены, не падают. Хотя основанию не свойственно висеть вверху, а свойственно лежать внизу, но Создатель, как превос­ходный художник и совершитель чудных дел, создал мно­гое в видимом мире не по обыкновенным законам природы. А почему он не говорит ничего о силах бестелесных и в этом не показывает Его творчества? Потому, что предметом пророка было научить слушателей касательно мира видимого. По­этому и Отец Его часто, беседуя с иудеями, не говорит: Я сотворил ангелов и херувимов, но: //"Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса"// [[old:is:48:13|(Ис.48:13)]]; и вообще всегда распространяется о предметах видимых, направляя все к спасению слушателей, потому что они, будучи грубы, увлека­лись более видимым, чем невидимым. Поэтому и Павел, во вступлениях речей своих, всегда начинает с видимых тварей: //"Бог"//, говорит, //"сотворивший мир и всё, что в нем"// [[new:act:17:24|(Деян.17:24)]], и всегда упоминает о ежегодных дождях и роде человеческом. И действительно, если я скажу, что Бог сотворил херувимов, то мне нужно доказывать два предмета: что херувимы существуют, и что Бог сотворил их; а касательно вещей видимых, мне нужно только показать, что Он сотворил их. Следовательно, говорить об этом удобнее, потому что самая видимость служит свидетельством сказан­ного. Слушатель видит и величие, и красоту, и пользу, и по­стоянство, и благоустройство этих вещей; а мне нужно только показать, что Бог сотворил их. Почему же он же упомянул о солнце, а только о луне и звездах? Сказав о них, он по­дал мысль и о нем. Так как некоторые отделяют ночь от созданий Божиих, то он, обозначив ее луною, показывает, что Бог есть и ее создатель. Притом немало разнообразия и в звездах, и в явлениях лунного течения. **//Беседы на псалмы. На псалом 8.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси** В доказательство величия Твоего, Владыка, достаточно и стихий, неба, луны, земли, солнца и их благоустройства и благолепия. Но Твой Промысл, простирающийся и на ничтожных человеков, гораздо более проповедует неизреченное Твое человеколюбие. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси** **Яко узрю** (как посмотрю) **небеса** (на эти) **дела перст Твоих** В древности язычники думали, что мир сотворен их ложными богами; но вот истина озарила этот темный язычески мир ярким своим светом, и Церковь верующих так восклицает теперь: Боже, я познаю небеса, как //дела перстов Твоих//! //Небесами// пророк называет здесь небо, сотворенное в начале и при самом творении еще не имевшее на себе светил, и твердь небесную с ее бесчисленными светилами, являющимися в истории творения с четвертого дня. Или быть может здесь употреблено только множественное число вместо единственного, то есть сказано – небеса вместо небо, – по свойству еврейского языка. Говоря о небе, которое как бы обнимает собою весь видимый нами мир, пророк хотел указать этим самым как на небо, так вместе с тем и на все сотворенное, окружаемое со всех сторон небесным сводом. **Дела перст Твоих**. Это, по мнению некоторых толкователей, сказано для того, дабы показать, что даже такие важные и величественные части творения, как например небо, не требовали от Творца их каких-либо особенных усилий, но представляют собою проявление самого обыкновенного творческого Его всемогущества; это суть только дела Его перстов, – не более. По моему впрочем мнению, пророк употребил здесь слова эти безразлично, то есть, не придавая им какого либо особенного значения, подобного выше приведенному; потому что в другом например месте говорит он: //И дела руку// (рук, а не перстов, как в настоящем псалме) //Твоею суть небеса// [[old:ps:101:26|(Псал. 101,26)]]. **луну и звезды, яже** (которые) **ты основал ecи** Упомянув о небе, пророк присоединяет несколько слов и об украшении неба. Я познаю, как бы так говорит он, Тебя, как Творца не одного неба, но также и звезд небесных. Упоминая же о луне, пророк, как можно думать, имел при этом в виду также и солнце, и говоря о первой, указывает тем самым и на второе; так как известно, что луна сама получает свой свет от солнца и становится таким образом видимою для нас, вследствие чего оба эти светила в сознании людей являются всегда в связи одно с другим. Известно, что эти два великие светила такие при том, что если вспоминает об одном, то непременно в вашем сознании тотчас же воспроизводится представление и о другом. Так, напротив, в другом месте пророк упоминает только о солнце, говоря: //Ты совершил ecи зарю и солнце// [[old:ps:073:16|(Псал. 73, 16)]], как равно и луну, конечно; так как оба эти великие светила взаимно одно другое предполагают. – Далее: **яже** (которые), то есть звезды, или же вообще дела. – **Основал ecи**, иначе сказать: утвердил, прикрепил твердо, так что они никогда не могут оставить своих мест, хотя они и не имеют под собою какого либо твердого основания и представляются как бы висящими в воздушном пространстве. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Яко узрю небеса, дела перст твоих, луну и звезды, яже ты основал еси:** Святый Давид, полагая себя самаго в числе младенцев, хвалящих Бога, аки бы тако глаголет: когда Ты, великий Боже, совершаеши хвалу Себе из уст самых младенцев, ссущих млеко; то стыдно было бы мне, мужу в совершенном возрасте сущу, умолчати и не отверсти уст своих на прославление величия дел Твоих. Убо и аз яко един от них потщуся совершити хвалы Твоя; и аз прилежно разсуждати буду о чудном оном деле перст Твоих, и оттуду восхвалю Тя Творца толиких чудес. И не глаголет, //узрю небеса дела рук Твоих//, но //дела перст Твоих//, дабы показать, что небеса с великою премудростию устроены Богом: ибо перстами устрояются вещи самыя тонкия и драгоценныя, к соделанию коих потребен разум, а не труд. И не воспоминает о солнце, но точию о луне и звездах: ибо Давид обычай имел во время нощное упражнятися в Богомыслии; поелику время оное удобнейшее есть ко умозрению ради безмолвия и тишины. Да и луна и звезды являются на небе нощию, а не днем. Почему и инде глаголет: //в полунощи востах исповедатися Тебе Господи//[[old:ps:118:062| (Пс. 118:62)]]. И паки: //на утренних поучахся в Тя// [[old:ps:062:07|(Пс. 62:7)]]. Подобне и Исаия: //от нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже//[[old:is:26:09| (Ис. 26:9)]]. Глагол, //основал еси//, являет, что небеса, луна и звезды сотворены из ничего, и что прежде их ничего еще не было. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Ориген ===== Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси Ведь многие люди, всматриваясь в творения и созерцая этот мир, полагают, что они видят их. И что я говорю «люди»? Вот пернатые и четвероногие видят солнце и луну, и все небо в одно время вместе с хором звезд, но смысла их они не понимают. Поистине, одни [только] праведники и святые всматриваются в них, воспринимая смысл через //Премудрость Божию// (Ср.: [[new:rim:01:20|Рим. 1, 20]]). Подобным образом в восьмом псалме Давид говорит: «**Ибо я увижу небеса Твои — творения перстов Твоих, луну и звезды, которые Ты основал**». Что же, неужели сейчас пророк не видит небо и луну? Но то, что он говорит «**увижу**», мы, если бы рассмотрели, могли бы понять. //**Гомилии на книгу пророка Исаии.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-5 **Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси: что есть человек, яко помниши его? или сын человечь, яко посещаеши его** Писатель псалма, поражаясь величием Бога, когда рассматривает Его творения, благоговеет пред Ним. Это благоговение еще более усиливается сознанием, что человек поставлен Богом главою мира, в чем видно необыкновенное благоволение Бога. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну звезды, яже Ты основал еси** Продолжая удивляться величию Божию и желая воздать Ему за Его великие дела достойную хвалу, пророк говорит: «Когда посмотрю на великие и премудрые дела Твои, Господи, то **узрю небеса, дела перст Твоих, узрю луну** и** звезды**, которые Ты основал, поставил и утвердил на небесах». **Узрю небес**а, не сказал – дела рук Твоих, а – **дела перстов Твоих**, чтобы этим особенно выразить премудрость Божию в устроении небес и светил небесных, т.к. перстами устрояются вещи, требующие особенного искусства. Словом **основал** пророк выразил то, что небеса, луна и звезды сотворены из ничего, и что прежде их ничего еще не было. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]