[<10>] ====== Толкования на Пс. 8:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 5-6 **Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаении его? Умалил еси его малым чим от Ангел** Поелику Павел ясно истолковал это о Спасителе нашем, то надлежит довольствоваться этим изъяснением. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Что есть человек, яко помниши его? или сын человечь, яко посещаеши его** Другой переводчик (неизвестный) говорит: //что каждый человек, что помнишь его//. Третий (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) вместо: посещаешь, говорит: //посе­тить его//. Сказав о сотворенной природе и посред­ством части означив целое, пророк обращает теперь речь к промышлению о людях. Хотя и упомянутые создания суще­ствуют для нашего рода и суть доказательства промышления, которым он пользуется, – потому что все твари для человека, – но пророк касается и другого вида промышления, начиная го­ворить о нем не вдруг, но с великой предусмотрительностью, воздав благодарность за вселенную и сказав о всеобщих благодеяниях, а потом уже и представляя величие попечения, относящегося к человеку. Если и прежде человек был ни­что, то тем более он таков после столь многих и великих грехов, когда пришел Христос. Таким образом, он пока­зывает, что пришествие Христово было делом не только по­щады, но и великого человеколюбия. Подлинно, Бог, как пре­восходный врач, оставив здоровых, пришел к нам – боль­ным, ничтожным. Представляя это, он и говорил: **"Что есть человек"?** Иначе сказать: он – ничто, существо ничего не знача­щее. Видя такое промышление, такое попечение и такие распо­ряжения, какие сделал Бог для спасения человеческого рода, он крайне удивляется и изумляется, почему Он удостоил человека такого промышления. Представь, что для него все ви­димое, для него все распоряжения от Адама до пришествия Христова, для него рай, заповеди, казни, чудеса, наказания и благодеяния, во времена закона, для него Сын Божий сделался человеком. А что сказать о благах будущих, которыми он будет наслаждаться? Представляя все это, пророк и говорит: что такое человек, что он удостоен таких благ? Действительно, кто представит себе, сколько для человека сделано и делается, и сколько получит он впоследствии времени, тот исполнится великого изумления и ясно увидит, как печется Бог об этом творении. **//Беседы на псалмы. На псалом 8.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его** Сие сказано уже не о создании, а о промышлении. Не говорит Пророк: //«яко»// создал еси, но: //«яко помниши и посещаеши»//. В другом же месте яснее в достоплачевных чертах изображает ничтожность естества человеческаго. Ибо, говорит, //«человек суете уподобися: дние его яко сень преходятъ»// ([[old:ps:143:04|Пс.143:4]]). И еще: //«человек яко трава, дние его яко цвет сельный, тако оцветет: яко дух пройде в нем, и не будет, и не»// познается //«ктому»// место его ([[old:ps:102:15|Пс.102:15–16]]). Можно найти тысячи и других подобных мест в Божественных Писаниях, низлагающих человеческую гордыню. Потому и здесь пророческое слово в удивлении взывает: **«что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его?»** И не только привел в бытие, но и даровал благобытие, и не престаешь помнить, и посещаешь недугующаго. ===== Евфимий Зигабен ===== **Что есть человек, яко** (что) **помниши его, или сын человеч, яко** (что) **посещаеши его** Это также по причине вочеловечения Бога (см. [[old:ps:008:02|ст. 2]]) сказал пророк, предузнавший тайну сего события. Что такое есть человек,—как бы так говорит он,—что Ты взыскиваешь его, Боже, своим милосердием, это непокорное создание Твое, забывающее о Твоем над ним владычестве? Здесь речь не собственная, метафорическая, а заимствовал пророк эту метафору у тех людей, которые постаравшись забыть о ком-нибудь, потом, спустя некоторое время, движимые состраданием к забытому ими лицу, снова воскрешают в себе воспоминание о нем; этого мало: они даже стараются помочь ему в чем нужно, и защитить его. Вот это самое и означает то посещение, о котором говорится выше, в слове—//посещаеши//. Ибо не ангел, и не ходатай, но сам Господь пришел, чтобы спасти нас. Но что же такое в самом деле человек, что это ради него должно было совершиться? Почему, когда пали ангелы, Ты, Боже, ничего подобного не сделал для них, но вот падает человек, и Ты Сам вдруг приходишь на помощь к нашей немощи. Слова: человек и сын человечъ, соответствующие одно другому выражению, которые означают одно и тоже. Подобный способ выражения свойствен Ветхому Завету. Сын человечъ здесь собственно кажется перифраз слова человек. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **что есть человек, яко помниши его? или сын человечь, яко посещаеши его?** Доказав величество Божие, каково оно есть в самом себе, теперь доказывает, каково оно к людям. //Что есть//, глаголет, //человек//, яко Ты, Творец сый неба и земли, //помниши того//, иже есть прах и пепел пред Тобою? А понеже глагол, //помниши//, не простую память означает в Бозе, но и склонность к благотворению: сего ради присовокупляет, изъясняя, //или сын человечь, яко посещаеши его//? Посещение убо сие означает особливое провидение, которое имеет Бог о людех, наипаче же оное, которое явил нам Бог, послав Сына Своего в мир, Иже восприяв на Себе человеческое естество, совершил дело спасения нашего. И о сем-то посещении пророк Захария в песни своей глаголет: //благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим//. Таковое посещение воистинну достойно воскликновения онаго: //что есть человек, яко помниши его?// //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **что есть человек, яко помниши его? или сын человечь, яко посещаеши его** Каким незначительным является в сравнении с этим, в Своем откровении в природе, безпредельно великим Богом, слабый, тленный человек; каким незначительным кажется он, если сравнить с ним открывающуюся в звездном небе творческую славу Божию. И однако при всем Своем величии Бог так милосерд, снисходителен к человеку (**помниши и посещаеши**. [[old:ruf:01:06|Руф. 1:6,]] [[new:lk:01:78|Лк. 1:78)]]. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **что есть человек, яко помниши его? или сын человечь, яко посещаеши его** См. Толкование на [[old:ps:008:04#lopuxin_ap|Пс. 8:4]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его** Изречения эти, по связи с предыдущими, имеют такой смысл: велик и чуден Ты, Господи, не только по отношению к видимой природе, к сотворенным Тобою небесам и светилам небесным, но и по отношению к человеку, который есть прах и пепел пред Тобою. **Что есть человек, что Ты помнишь его? Или что такое сын человеческий, что Ты посещаешь его**, т.е. с таким благоволением, с такою любовью взираешь на него? Что значит человек – существо после грехопадения такое слабое, подверженное всяким немощам, но и того Ты, Господи, не забываешь, помнишь и посвящаешь Своею милостью. Св. апостол Павел в Послании к Евреям [[new:evr:02:06|(Евр. 2:6–8)]] ясно истолковал эти слова, относя их к Спасителю, а потому, принимая во внимание это истолкование, будем и следующие изречения понимать как пророческие – о Спасителе. Потому словам объясняемого стиха должно дать такой смысл: когда я созерцаю славу и величие Божие во вселенной и то, что все в ней подчинено Господу Иисусу Христу, то в удивлении от этой славы Его восклицаю: что это за человек, так много Тобою возвеличенный, о котором так много печешься? //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]