[<10>] ====== Толкования на Пс. 9:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И Господь во век пребывает, уготова на суд престол свой** Другой переводчик (Акила) говорит: //будет сидеть//; сидение часто употребляется в смысле неизменяемости существа Божия, как и Иеремия го­ворит: //"Ты, Господи, пребываешь во веки"// [[old:pier:05:19|(Плач.5:19)]]. Тоже выражает здесь и еврейское слово: //иисив//. Пророк часто говорит это при изобра­жении наказания людей, выражая с одной стороны бессмерт­ность существа Божия, а с другой – смертность человеческого рода. Существо и величие Божие не имеют конца. Это, будучи непрестанно напоминаемо, внушает нам страх, чтобы мы боя­лись Бога и по той, и по другой причине: и по причине вели­чия Его славы, и по причине ничтожества нашего собственного существа, и потому, что Он пребывает вечно, и потому, что Он наказывает вечно и ужасно. Когда нужно объяснить что-нибудь в переносном смысле, то не должно оставлять этого. Иногда нужно и (в словах Писания) подразумевать нечто дру­гое, а иногда нужно понимать их только так, как они ска­заны, например: //"в начале сотворил Бог небо и землю"// [[old:gen:01:01|(Быт.1:1)]]. А иные должно понимать иначе, нежели как они сказаны, на­пример: //"любезною ланью и прекрасною серною, любовью ее услаждайся постоянно; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим: источник твой да будет благословен"// [[old:pr:05:17|(Притч.5:17]]-19). Если ты, обратив внимание на эти слова и желая уразуметь смысл их не отступишь от буквальных вы­ражений, то увидишь, что было бы очень бесчеловечно – не да­вать никому даже воды. А здесь идет речь о жене, о том, что с нею нужно обращаться целомудренно; она называется //"источником//" и //"ланью"//, по причине чистоты супружеского сожи­тия. Здесь – так, а в других местах нужно принимать и са­ми слова, и подразумевать другой, выражаемый ими, смысл,– например, в словах: //"как Моисей вознес змию"// [[new:in:03:14|(Ин.3:14)]]. Здесь надобно верить, что это было, – а было действительно, – и разуметь выражаемый этим прообраз Христа. Так и здесь не погрешит тот, кто отнесет сказанное псалмопевцем к иудеям. //"Воссел на престол Судящий по правде. Ты наказал народы, и погиб нечестивый. Имя его Ты изгладил на век и в век века. У врага совершенно истощилось оружие, и города Ты разрушил: погибла память о нем с шумом"//. Всей вселенной известны бедствия распявших Христа: города их разрушены, и диавольские ухищ­рения остались тщетными, действием промышления Христова, управляющего всем. Впрочем, оставим делать такие приложе­ния любознательным и продолжим объяснение сказанного. **"Приготовил Он для суда престол Свой"**. Другой переводчик (Акила) говорит: //утвер­дил на суд//. **//Беседы на псалмы. На псалом 9.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И Господь во век пребывает, уготова на суд престол свой** См. Толкование на [[old:ps:009:07#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 9:7]] ===== Евфимий Зигабен ===== **И Господь во век пребывает, уготова на суд престол свой** **И Господь во век** (вечно)** пребывает** А Господь, говорит, для уверовавших в Него язычников, останется Господом до конца времен; но здесь также раскрывается и непреложность благочестия принявших веру Христову и незыблемость самой Церкви христианской. **Уготова **(приготовил Он)** на суд престол свой** Немного выше сказав о вознесении от нас Спасителя в настоящей жизни, пророк намекает теперь на будущее всеобщее и последнее страшное пришествие Его, когда Он воздаст каждому по делам его. Выражение //уготова// употреблено здесь человекообразно. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **И Господь во век пребывает, уготова на суд престол свой:** Господь Иисус Христос, по окончании подвига с диаволом и по воскресении Своем из мертвых, сказал ученикам, а в лице их и всем верным: //дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли// [[new:mf:28:18|(Мф. 28:18)]]. Пророк, предвидя сие духом, присвояет здесь Христу неограниченную власть Судии, имеющаго судить не токмо диавола и врагов Своих, но и всех людей сущих во вселенней, праведно воздая комуждо по делом его. Зри здесь премудрость Пророка, како глаголет и о настоящих и о будущих. О настоящих: //запретил еси языком, и погибе нечестивый//; о будущих:// уготова на суд престол Свой, и Той судити имать вселенней в правду//. Сие же глаголет того ради, дабы неверующие будущим взяли доказательство от настоящих, и тако не были бы неверни, но верни. Чего же ради глаголет: //судити имать вселенней в правду//, когда многие находятся цари и судии в мире, хотя и неверные, но судящие в правду, то есть, любящие правосудие? Вина есть сия, что они не по всему судят в правду, – хотя бы в прочем и справедливы были, – ово по незнанию, ово по нерадению, ово по общей всем смертным слабости. Господь же чужд всего сего, яко и хотяй и ведый праведно судити всех. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-10 **И Господь во век пребывает, уготова на суд престол свой: и той судити имать вселенней в правду, судити имать людем в правоте. И бысть Господь прибежище убогому, помощник во благовремениих, в скорбех** //В этой победе обнаружился суд Бога над языческим народом в защиту праведника. Так как Бог вечен, то и всегда угнетаемый праведник найдет в Нем защиту// В том, что Бог Давида есть истинный Бог и Вечный Судия всех народов, заключается основание веры всех угнетенных праведников, что они найдут всегда в Нем защиту. Вероятно, под угнетенным праведником Давид разумел еврейский народ, которому хотел привить свою веру в Бога, как всегдашнего его покровителя и единственного защитника. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 8–9 **И Господь во век пребывает, уготова на суд престол Свой: и Той судити имать вселенней в правду, судити имать людем в правоте** Враг человеческого рода побежден, и память идолослужения бесовского исчезла и погибла с шумом, а Господь Иисус Христос **пребывает во век**, потому что Ему, как Сыну Божию, от Отца «//предана власть на небеси и на земли//» [[new:mf:28:18|(Мф. 28:18)]]. В пророческом духе, предвидя будущие отдаленные времена второго пришествия Христова, пророк присваивает Христу неограниченную власть Судии, имеющего судить не только дьявола и врагов Своих, но и всех людей во всем мире, по всей вселенной, праведно воздавая каждому по делам его. И хотя между царями и судьями земными бывают судьи справедливые, любящие правосудие, но их суд не всегда бывает судом праведным, иногда по неведению, иногда по нерадению, по свойственной людям ошибочности и погрешительности суда. Господь же, как Бог Всеведущий, Всеблагий и Премудрый Судия, чужд всех этих недостатков человеческого суда, и потому Его суд праведный, Он **судити имать людем в правоте**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]