[<10>] ====== Толкования на Пс. 9:12 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Пойте Господеви, живущему в Сионе, возвестите во языцех начинания его** **Пойте Господеви живущему в Сионе**, то есть, в небесном Иерусалиме. **Возвестите во языцех начинания Его**. Это говорит как бы Апостолам и проповедникам Евангелия. Какие же это начинания, показывает ниже. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Пойте Господеви, живущему в Сионе, возвестите во языцех начинания его** Другой переводчик (Акила) говорит: седящему. Возвестите в народах начинания Его. Другой (Симмах): //в народах действия его//. Что говоришь ты? Тот, кому //небо// служит //престолом// и //земля подножием//, у кого //в руке Его все концы земли// [[old:is:66:01|(Ис. 66:1]]; [[old:ps:094:04|Пс. 94:4]]), обитает в Сионе? Да. Под обитанием он разумеет здесь не заключение в жилище, – потому что величие Божие беспредельно, – а осо­бенное благоволение Его к этому месту и особенную близость к Нему, чтобы чрез такое снисхождение привлечь к себе иудеев. Так и у нас тот дом называется нашим, к кото­рому мы особенно расположены. Так и в нас Бог обитает, не заключая себя в нас, но находясь в особенной близости к нам. Сионом же в переносном смысле называется церковь: //"вы приступили к горе Сиону и церкви первенцев"// [[new:evr:12:22|(Евр. 12:22]]-23). И справедливо церковь называется горою, по ее твер­дости, крепости и непоколебимости. Как невозможно поколебать гору, так – и церковь Божию. **"Возвестите среди народов дела Его"**. Псалмопевец желает, чтобы люди были провозвестниками благодеяний Божиих и никогда не скрывали даров Его, и же­лает этого всегда для блага как возвещающих, так и слу­шающих, потому что и те и другие отсюда получают пользу, если будут внимательны. **//Беседы на псалмы. На псалом 9.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Пойте Господеви, живущему в Сионе, возвестите во языцех начинания его** **«Пойте Господеви живущему в Сионе»**. Пророк сказал это, сообразно с древним мнением Иудеев. Впрочем из апостольскаго учения дознали мы, что есть и небесный Сион. Ибо сказано: //«приступисте к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному»// ([[new:evr:12:22|Евр.12:22]]). **«Возвестите во языцех начинания Его»**. Речение: //«начинания» Симмах// выразил: искусныя меры, //Акила// же: изменения. И действительно великое совершилось изменение. Древние враги сделались друзьями, далекие – близкими, рабы – сынами, бывшие в неведении приобрели ведение, бывшие во тме теперь во свете, мертвые имеют упование жизни, нищие стали наследниками небеснаго царства. Иудеи соделались далекими, а язычники близкими, сыны – псами, а псы – сынами. Но и меры, употребленныя Спасителем, Боголепны; потому что даровано смертным безсмертие, смертию – жизнь, безчестием – честь, проклятием – благословение, крестом – спасение. Таковы искусныя меры, таковы «начинания» Бога нашего. ===== Евфимий Зигабен ===== **Пойте Господеви, живущему в Сионе, возвестите во языцех начинания его** **Пойте Господеви живущему в Сионе** Тому, говорит, истинному Господу, которого я несколько выше изобразил пред вами, вы воспевайте хвалебные песни ваши. //Живущему// же //в Сионе//, пророк добавил не для того, чтобы сказать например, будто бытие Божие ограничено тем пространством, какое занимает гора Сион, но дабы показать некоторое особенное благоволение Божие к этому месту. Ведь известно, что Бог вселяется и в верующих, не в том опять конечно смысле, будто Он объемлется ими, но этим указывается на особенное расположение Божие к ним. Пророк побуждает здесь воспевать хвалы Богу или самых древних Евреев, живших в то время, или же уверовавших впоследствии во Христа язычников, то есть христиан; так как тот же самый Бог, Который обитал некогда на Сионе и давал с него свои откровения людям избранным, имел быть исповедуем впоследствии Богом и христианами. Или также под Сионом можно разуметь Церковь из язычников, в которой позднее стал обитать Господь. **Возвестите во языцех начинания **(действия или занятия)** Его** Эти слова относятся к апостолам, которые действительно, обходя народы земные, научали всех истинному познанию о Боге. Вместо занятия или //начинания// (επιτηδευματα), как стоит у семидесяти, //Симмах// употребил в своем переводе средства или знания μηχαναια, а //Акила// — //перемены// (εναγγαλα). Итак возвестите, как бы говорит пророк, начинания Божии, то есть Его действия или занятия; возвестите средства или занятия, то есть дивную Его премудрость, возвестите перемены или изменения Его, то есть то что явилось вместо другого. Потому что те, которые были далеко от Бога, сделались наконец близкими к Нему; и те, которые находились во мраке заблуждения, пришли к свету истины; и те, которые были как бы забыты Богом, воспомянуты Им; и те, которые прежде были в пренебрежении, сделались впоследствии избранными и даже сынами Божиими и Сам Бог сделался человек, а человек - Богом. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Пойте Господеви, живущему в Сионе, возвестите во языцех начинания его:** После обращения к Богу, тем же движимый духом, делает иное обращение ко убогим, увещевая их, дабы и сами хвалили Бога, и иных к хвалению возбуждали. Нарицает же Бога живущим в Сионе или потому, что тамо был ковчег завета и место молитвы, или для того, дабы отличить истиннаго Бога от богов ложных, живущих в капищах, или в кумирницах языческих. Оныя слова: //возвестите во языцех начинания Его// означают то же, что «поведите дивная дела, намерения, советы и предприятия Божия, явленная во избавлении человеческаго рода от мучительства вражия». Ибо то же самое слово, которое здесь преложено чрез начинания, во псалме 104 переведено чрез дела. Разум убо слов есть сей: пойте Богу псалом, хвалите Его, и возвестите людем чудная дела Его, да и язы́цы, слышащии сия, восхвалят. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Пойте Господеви, живущему в Сионе, возвестите во языцех начинания его** //За оказанную помощь нужно вечно восхвалять Живущего на Сионе// Бог называется живущим на Сионе потому, что там находился Ковчег Завета, где Он всегда пребывал. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Пойте Господеви, живущему в Сионе, возвестите во языцех начинания его** См. Толкование на [[old:ps:009:10#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 9:10]] [<10>]