[<10>] ====== Толкования на Пс. 9:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Углебоша языцы в пагубе, юже сотвориша: в сети сей, юже скрыша, увязе нога их** Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: //погрузились//. **"Пагубою"** он называет порок, потому что ничто так не губит нас, как порок. Нет ничего бессильнее человека порочного; он побеждается собственным своим оружием; как железо гибнет от ржавчины и мех от моли, так и грешник от порока. Таким образом, грех, еще прежде наказания Божия, сам собою мстит тому, кто совер­шает его. Так как пророк много говорит о небесном пра­восудии и помощи Божией, из которых первое открывается не вдруг, но часто замедляется и отсрочивается, отчего многие де­лаются еще более нерадивыми, то теперь он внушает, что наказание не далеко, что оно постигает людей порочных, как и Павел говорит: //"получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение"// [[new:rim:01:27|(Рим. 1:27)]]. И смотри, какие точные он употреб­ляет выражения. **"Погрязли"**, говорит, т.е. насильно удержаны, подверглись неизбежному несчастию. И далее: **"в той сети, которую они скрыли, увязла нога их"**. Порочные, говорит, связывают себя не­разрешимыми узами. Это сбылось на апостолах и иудеях. Иудеи, восставая против апостолов, им не причинили никакого вреда, а себя подвергли бесчисленным бедствиям, лишившись города, свободы и всего прочего; проповедь апостолов распространя­лась, а злоумышленники погибали. Так и ввергавшие трех отроков в вавилонскую печь сами погибли от нее. Так было и при Данииле. Впрочем, при нем это произошло по справедливости, – потому что ввергавшие сами ввергали его в ров; а почему при трех отроках, тогда как согрешил царь, подвер­гаются наказанию стоявшие при печи? Потому, что они уже были объяты пламенем, послужив повелению тирана и поклонив­шись золотому изображению. **"В той сети, которую они скрыли"**. Посмотри, как он выражает крайнюю их виновность. Так как дело их было постыдно, то они скрывают его и сами стараются скрыться. **//Беседы на псалмы. На псалом 9.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 16-17 **Углебоша языцы в пагубе, юже сотвориша: в сети сей, юже скрыша, увязе нога их. Знаемь есть Господь судьбы творяй: в делех руку своею увязе грешник** Словом //«языцы»// Пророк и здесь означает полчище демонов, потому что, соорудив спасительный крест, чрез него лишились власти мучительствовать. **«И в сети, юже скрыша, увязе нога их, и в делех руку своею увязе грешник»**. Но если разсматриваемое изречение разуметь о народах неуверовавших, предавших смерти добропобедных Апостолов и мучеников; то и в таком случае найдем истинность пророчества. Ибо чрез умерщвление их утверждена проповедь благочестия, и более, нежели сколько уловили они при жизни, пленено ими по смерти.** «И в делех руку своею увязе грешник»**, и познан **«Господь, творяй суд»**, то есть, премудро и праведно домостроительствующий. ===== Евфимий Зигабен ===== **Углебоша язы́цы в пагубе, юже сотвориша; в сети сей, юже скрыша, увязе нога их** **Углебоша **(погрязли)** языцы в пагубе, юже сотвориша** Под языками или язычниками должно разуметь здесь самих иудеев, так как они, имея закон, однако же по своей злобе и зависти, соделались подобными язычникам, незнакомым вовсе с законом; а под пагубою или гибелью—самую смерть. Потому что, стараясь предать смерти начальника жизни, сами они были совершенно уничтожены потом римлянами, и, приготовляя Ему смерть, сами напротив совершенно были преданы во власть смерти. Или также: здесь идет речь и о враждующих против христиан, которые усердно стараясь о скорейшем истреблении этих последних, сами гораздо скорее их подверглись уничтожению. Не будет неуместным, если станем относить сказанные выше слова и к самим демонам, которые, замыслив посредством смерти Иисуса Христа ослабить Его всемогущество, вместо того чрез эту самую смерть совершенно повредили своему собственному владычеству над людьми. **В сети сей, юже скрыша, увязе (увязла) нога их** Пророк повторяет здесь предыдущую свою мысль, только выражая ее здесь под другим новым образом, и как бы хвалясь уничтожением врагов. Сетью он называет злые старания их, то есть их коварные замыслы. Всякая сеть, также как и силки обыкновенно расставляются в потайных местах; так и коварные замыслы составляются обыкновенно втайне, производя потом на свет смерть. **//Толковая Псалтирь.//** ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Углебоша язы́цы в пагубе, юже сотвориша: в сети сей, юже скрыша, увязе нога их.** Под именем «языков», в смысле историческом, разумеются иноплеменные народы, воевавшие противу Давида, в смысле же нравственном – сонмы людей нечестивых, пагубою же порок нарицает. Ничто бо толико не погубляет, как порок. Человек порочный уловляется и низлагается собственными своими злодеяниями, и якоже от ржи железо и от моли руно, тако и порочный погибает от порока. Посему и прежде еще наказания Божия, самый порок подвергает своего делателя наказанию, якоже и Павел вещает: //и возмездие, еже подобаше прелести их, в себе восприемлюще// [[new:rim:01:27|(Рим. 1:27)]]. И зри, коль свойственныя и приличныя употребил Пророк речения:// углебоша//, глаголет, //в пагубе//, то есть погрязли в пороке, аки в некоей вязкой тине, откуда выдти не могут. И паки: //в сети сей, юже скрыша, увязе нога их//. То есть, узами неразрешимыми связуются порочные; и как дела их исполнены студа, того ради скрывают и утаити тщатся их. Сие же и о гонителях разуметь можно, каковы были: Нерон, Диоклитиан, Максимиан, богоотступник Иулиан, и премногие другие величайшие враги церкве, погрязшие в пагубе. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Углебоша языцы в пагубе, юже сотвориша: в сети сей, юже скрыша, увязе нога их** См. Толкование на [[old:ps:009:13#ep_irinej_orda|Пс. 9:13]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Углебоша язы́цы в пагубе, юже сотвориша; в сети сей, юже скрыша, увязе нога их** **Углебоша** (от слова углебити, т.е. «увязнуть, погрузиться, потонуть») значит – увязли, потонули; **языцы** – вообще иноплеменные народы, в частности, сонмы людей нечестивых, враждовавших против Давида и его царства, а в переносном смысле – против Христа и Его Церкви. **Пагубою** же пророк именует порочную жизнь, ибо ничто так не погубляет человека, как порок. Человек порочный уловляется и низлагается собственными своими злодеяниями. Как железо съедается от ржавчины или руно овечье – от моли, так нечестивый погибает от порока, так что даже еще прежде наказания Божия он подвергается наказанию от собственного порока, как и апостол Павел говорит: нечестивые получают «//в самих себе должное возмездие за свое заблуждение//» [[new:rim:01:27|(Рим. 1:27)]]. Смысл этого стиха будет, следовательно, таков: язычники сами крепко увязли в той яме, которую вырыли другим, запутались в собственных сетях, расставленных для погибели других, погибли от тех козней, которые строили на пагубу другим. В этом смысле выражения этого стиха сходны с выражениями 16-го стиха в [[old:ps:007:16|Пс. 7]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]