[<10>] ====== Толкования на Пс. 9:19 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Яко не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет до конца** Другой переводчик (неизвестный переводчик, см.. Ориг. Экз.) говорит: //не до конца ожидание кротких будет забыто//. Хорошо сказал он: **"не до конца"**, внушая, что не всегда нужно искать спокойствия. Как обнару­жится терпение, если всегда будет спокойствие? А смысл слов его следующий: порочные будут наказаны и потерпят крайние бедствия, потому что Бог не попустит обижаемым постоянно терпеть обиды. Этим он и последних ободряет, и первых устрашает, и показывает человеколюбие Бога, Который замед­лением наказания делает одних более опытными в доброде­тели, а других привлекает к покаянию. Смотри, какой чести удостаиваются бедные, не просто бедные, но смиренные сердцем, потому что они особенно и способны к терпению, или лучше сказать, одно происходит от другого, от смирения – терпение, а от терпения – смирение. Если же кто-нибудь спросит: почему под бедностью разумеется смирение? – то мы скажем: потому, что она особенно способна к добродетели. Богатый проводит жизнь в беспокойстве и смятении, а бедный легко переносит все, часто упражняя свои силы в борьбе с бедностью, как бы на ристалище. Потому и Христос говорил, что с богат­ством трудно войти в царствие [[new:mf:19:28|(Мф. 19:28)]]. Что значит: **"терпение убогих не погибнет до конца"**? Значит: никогда не по­гибнет, и непременно получит свой плод. Это не всегда бы­вает в делах житейских, где часто цель не достигается, и труды пропадают. Так земледелец ожидает плодов и ку­пец – пользы; но часто от неблагоприятной погоды тот и другой лишаются плода трудов своих. У Бога же этого не бывает; напротив, всегда непременно цель достигается. А постоянная уверенность в достижении цели служит немалым утеше­нием. **//Беседы на псалмы. На псалом 9.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет до конца** См. Толкование на [[old:ps:009:18#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 9:18]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет до конца** **Яко не до конца забвен будет нищий **(бедный)**** Это случится, говорит, именно с подобного рода языками или народами, так как верующий не допустит себя до совершенного забвения о Боге. Бедным пророк называет того, кто не имеет у себя богатства денежного и тленного, но кто за то богат богатством добрых дел своих. Или также под бедным пророк разумеет народ языческий, как бы то есть растративший высокое богоподобное достоинство своей души, сделавшийся бедным в отношении богатства благочестия и добродетелей. **Терпение убогих не погибнет до конца **(навсегда)**** Убогими пророк называет здесь язычников, терпение или ожидание которых, говорит он, не до конца будет напрасным. Ожидание же или чаяние язычников есть Христос, о котором в одном месте Писания сказано: И той чаяние языков [[old:gen:49:10|(Быт. 49, 10)]]; к ним Сам Он обращается чрез другого пророка, с следующими словами: //они терпели Меня во время воскресения Моего.// ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Яко не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет до конца.** Дает причину, чего ради грешники, утесняющие убогих, низвержены будут во ад: понеже де Бог сотворит некогда отмщение за утеснение убогих Своих. Хотя бо и является иногда, как будто не помнит о них, однако не вовсе забывает, но некогда воспомянет: и потому терпение или чаяние убогих не погибнет //до конца//, сиречь вечно. Добре рекл, //до конца//, показуя, что не всегда дает им покой. Где бо явится терпение, ежели всегда покоем наслаждаться будут? Впрочем не всегда же и терпети будет Бог, дабы обидимые до конца жизни подвергалися наветам и козням, но терпение их непременно свой плод получит. И сие подает не малое утешение, быть всегда оконце благонадежну. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Яко не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет до конца** См. Толкование на [[old:ps:009:18#ep_irinej_orda|Пс. 9:18]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Яко не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет до конца** По связи с предыдущим, изречения этого стиха имеют такой смысл: нечестивые, забывающие Бога и притесняющие убогих и нищих, будут низвержены во ад, потому что Бог сотворит некогда отмщение за притесненных. Хотя и представляется иногда, что нищие и убогие как будто забыты Богом; но на самом деле они нисколько не забыты: кажущимся забвением им только дается случай и возможность проявить свое **терпение**, которое в свое время получит свой плод, будет вознаграждено, так что надежда и ожидание неправедно гонимых **не погибнут до конца**, или вечно, а в свое время исполнятся. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]