[<10>] ====== Толкования на Пс. 9:23 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Внегда гордитися нечестивому, возгарается нищий: увязают в советех, яже помышляют** **Внегда гордитися нечестивому, возгарается нищий.** Высокомерие лукавого служит воспламенением нищему народу Твоему. **Увязают** (вместо увязнут) **в советех, яже помышляют**. Ибо сказано: //Ты запинаяй премудрых в коварстве их// [[new:1kor:03:19|(1 Кор. 3, 19]]; [[old:iov:05:13|Иов. 5, 13)]]. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 23-25 **Внегда гордитися нечестивому, возгарается нищий: увязают в советех, яже помышляют. Яко хвалимь есть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь есть. Раздражи Господа грешный: по множеству гнева своего не взыщет: несть Бога пред ним** **"Когда гордится нечестивый, раздражается нищий: увязают они в замыслах, которые обдумывают"**. Другой переводчик (Акила) говорит: //да увязнут//. **"Ибо хвалим бывает грешник за похоти души своей и обидчик одобряется. Раздражил Господа грешник, по великой дерзости своей** (говоря): **"не взыщет Он". Нет Бога пред лицем его"**. Приняв на себя вид ходатая и прося за обижаемых, пророк выражает и свойственные им прискорбные чувствования, которые проис­ходят от слабости человеческой, – потому что человек обижае­мый, не видя наказания и достойного возмездия своему обидчику, скорбит, не перенося благоденствия человека нечестивого, а для последнего и это – не малое наказание. Потом псалмопевец просит, чтобы они получили наказание, чтобы козни их обра­тились на них самих, и говорит о невыносимом виде нечестия. О каком же именно? **"Ибо хвалим бывает грешник за похоти души своей"**. С чем нужно скрываться, чего должно сты­диться, за то самое, говорит, хвалят его, удивляются ему. Как же возможно будет исцеление, когда порок удостаивается похвалы? Это бывает и ныне. Одного превозносят, как достиг­шего власти; другого – как отомстившего врагам своим; третьего – как человека благоразумного, за то, что отнял у всех имущество; когда он погубил себя, говорят: он устроил себя; другие говорят другое; о предметах же духовных – ни одного слова. Не скоро похвалят человека, удаляющегося от дел, равно и любящего бедность, но хвалят богатого, пред­приимчивого, льстивого, принимающего на себя раболепные обя­занности без всякой пользы. Это и оплакивает псалмопевец, – как порок усилился до такой степени, что им восхищаются и хвалятся, и, что всего хуже, не стыдятся его, а напротив, порочный не только сам хвалится своими делами, но слышит себе похвалы и от других. Что может быть хуже такого бе­зумия? **"Раздражил Господа грешник"**. Другой переводчик (Симмах) говорит: //потому что беззаконник похваливший по похоти души своей, и корыстолюбца одобривший раз­дражил Господа. Когда возвысится гнев его, не взыщет//. Третий (Акила): //потому что нечестивый восхвалил в похоти души своей, и корыстолюбец одобрив поносил Господа. Нечестивый по высоте гнева своего не взыщет//. А семьдесят толковников: //раздражи Господа грешный: по множеству гнева своего не взыщет//. Видишь ли, до чего простирается дерзость нечестивого? Что я говорю, про­должает пророк, что он оскорбляет бедных? Он раздражает Самого Бога. **"По великой дерзости своей"**, говорит, **"не взыщет"**, т.е. Бога. Другой же переводчик относит это к не­честивому, выражаясь: по высоте своей, т.е. гордости, тщеславию. Видишь ли великость безумия и развращение его? Он стано­вится врагом и противником своих ближних, чуждым для добродетели, любителем и хвалителем пороков. Хорошо далее Сказал другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): //нет Бога во всех помышлениях его, выражая, что он не ищет Бога, исполнен тьмы, не имеет страха пред очами Его.// Как гной ослепляет глаза, так и порок – душу человека, и увлекает его в про­пасть. **"Нет Бога пред лицем его"**. Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): //во всех мыслях его.// **//Беседы на псалмы. На псалом 9.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Внегда гордитися нечестивому, возгарается нищий: увязают в советех, яже помышляют** См. Толкование на [[old:ps:009:22#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 9:22]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Внегда гордитися нечестивому, возгарается нищий: увязают в советех, яже помышляют** **Внегда гордитися нечестивому, возгарается **(сгорает)** нищий** Когда, говорит, возносится нечестивый, получая во всем удачу, тогда благочестивый, смотря на все это, сгорает от ревности, испуская стенание из своих уст, подобно некоторому дыму, стенание о том, что он таков как бы забытый и незнатный. Или тоже можно понимать место это так: когда демон кичится над родом человеческим, тогда этот последний, будучи беден добродетелью, сгорает от страдания. **Увязают **(поддерживают себя)** в советах **(ухищрениях)**, яже помышляют **(вымышляют)**** Это тоже сказано о нечестивых. Они, говорит пророк, поддерживают себя или содействуют себе тем, что замыслят; под содействием же должно понимать успех или удачу. Или также: они получают содействие со стороны других подобных себе людей. Здесь можно заметить, что пророк, рассуждая как о людях добрых, так и о нечестивых, нередко говорит о них иногда во множественном числе, а иногда в единственном; так как добрых людей числом хотя и много, но все они по своей наклонности к добродетели составляют одно, равным образом и нечестивых людей числом также много, но по своей наклонности к нечестию и злобе все они опять—одно. Или иначе: так как греческое слово συλλαμβανονται не только значит //поддерживают// себя или //содействуют// себе но и //бывают пленяемы// или //увязают//, как выражено по-славянски, то можно думать, что пророк говорит здесь о тех благочестивых людях, которые бывают пленяемы помыслами относительно благополучия людей нечестивых, то есть впадают в малодушие, не в состоянии будучи понимать и рассуждать о премудрых планах Божиих. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Внегда гордитися нечестивому, возгарается нищий: увязают в советех, яже помышляют.** Пророк за обидимых моляся, глаголет и о страстях, бывающих в них, яко в людех, немощи человеческой подверженных, аки бы рекл: когда нечестивый благоденствует, гордится, и является быти славен, тогда нищий презренный возгарается ревностию, мир грешников зря; инии же и вовсе// увязают в советех, яже помышляют//, сиречь, аки в сети некоей заплетаются в сомнительных о промысле помышлениях. Ибо зря нечестиваго благоденствующа, себе же в нищете и утеснении сущих, и не проницая бездны судеб Божиих, неравенством состояний соблазняются, и тем паче и паче в помыслах своих смущаются. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Внегда гордитися нечестивому, возгарается нищий: увязают в советех, яже помышляют** Во второй половине нашего 9-го псалма, псалмопевец, как сказано, сначала жалуется, что так долго не приходит божественная помощь против языческих народов; они (коллективно) **нечестивый**, **грешник**, **лукавый**, и под их высокомерием очень страдает угнетенный народ Божий (**нищие**). **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Внегда гордитися нечестивому, возгарается нищий: увязают в советех, яже помышляют** Это значит: по гордости своей нечестивый превозносится над бедным, оскорбляет и преследует его, а бедный, не получая и не видя ниоткуда благовременной помощи, предается малодушию, скорбит и как бы сгорает от душевных страданий. Но тому и другому такое духовно-нравственное состояние служит на погибель; потому что оба руководятся недобрыми намерениями и помыслами: нечестивый вымышляет разные ухищрения и строит козни для уловления бедного, а бедный, видя нечестивого благоденствующим, а себя в нищете и в утеснении и будучи не в состоянии проникнуть в бездны судеб Божиих, соблазняется таковым неравенством состояния и оттого все более и более смущается помыслами и сомнениями в благодетельном Промысле Божием: оба они таким образом **увязают в советех, яже помышляют**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]