[<10>] ====== Толкования на Пс. 9:25 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Раздражи Господа грешный: по множеству гнева своего не взыщет: несть Бога пред ним** **Раздражи Господа грешный.** Раздражил, издеваясь над сказанным в Писании о Промысле и суде Его. Ибо многие, слыша что-нибудь подобное сему, тотчас предаются смеху. А в связи с этим сказано: **по множеству гнева своего**, так что целое будет иметь такой смысл: грешник раздражил Господа, собирая себе множество гнева; потому что речение **«своего»** должно понимать о раздражившем. А присовокупленное потом: **не взыщет** — должно уже читать после знака препинания, так что выйдет следующий смысл: ужели, хотя грешник раздражает Бога, воспламеняя себе множество гнева, однако же Бог не взыщет? Читаемое после знака препинания может иметь и такой смысл: не взыщет ли и не воздаст ли ему Бог по гневу, какой собрал он себе в день гнева своего? **Несть Бога пред ним.** Утратив в душе страх Божий, постоянно живет он во грехе. Начало всякого лукавого дела — не думать о Боге судии. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Раздражи Господа грешный: по множеству гнева своего не взыщет: несть Бога пред ним** См. Толкование на [[old:ps:009:23#svt_ioann_zlatoust|Пс. 9:23]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Раздражи Господа грешный: по множеству гнева своего не взыщет: несть Бога пред ним** **«Раздражи Господа грешный: по множеству гнева своего»**. Здесь должно поставить знак препинания, и потом присовокупить: **«не взыщет»**, в таком значении: //«раздражи Господа»//, говоря: //«не взыщет»//. Предавшись безумию и неистовству, как будто никто не надзирает над ним, устремляется на всякое беззаконие, и не помнит, что Судия взыщет за сделанное. Потом Пророк выражает сие яснее: **«Несть Бога пред ним»**. Какая же сему причина? ===== Евфимий Зигабен ===== **Раздражи Господа грешный: по множеству гнева своего не взыщет: несть Бога пред ним** **Раздражи Господа грешный** Раздражил, говорит, или подвигнул Господа к отмщению, сам прогневавши Его и ускоривши Его праведное посещение, своим преступным поведением. **По множеству гнева своего не взыщет** Бог не станет, говорит, достойно взыскивать с нечестивых как бы требовал того праведный гнев Его; ибо, как говорит Писание: //аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит// [[old:ps:129:03|(Псал.129, 3)]]? Гневом же Божиим пророк называет здесь праведное наказание, посылаемое Богом на нечестивых. Бог, говорит, милосерд и не наводит наказания неумеренного, хотя и заслуженного. Впрочем, согласно с некоторыми толковниками, это место можно изъяснять и иначе, именно,—что грешник раздражил Господа по множеству гнева Его, то есть достойно и самим же грешником воспламенен этот гнев в Боге; а воспламенен он нечестивыми деяниями грешника. Далее //не взыщет// должно понимать, как требование отчета, а вместе с тем отдание этого отчета и как вследствие раскаяния грешника; как бы так было сказано: Бог не взыщет с него, который так Его раздражил. **Несть Бога пред ним** Так думает грешник: не видит его Бог, поступающего таким образом. Или иначе: грешник не примечает своими глазами вблизи себя Бога, Который везде присущ и всевидящ. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Раздражи Господа грешный: по множеству гнева своего не взыщет: несть Бога пред ним.** Продолжает описывать характер или свойство гордаго, показывая, что он не токмо не благодарит и не хвалит Бога за свое благоденствие, но еще и хулит Его. Ибо препровождая жизнь беззаконную и порочную, не токмо не мыслит о исправлении и не ищет примирения с Богом, но и говорит:// по множеству гнева своего не взыщет//, то есть, грехов моих строго истязывать не будет. Ибо гордость и злоба так ослепляет ум, что грешник не помышляет, коль велико есть зло раздражить Бога. Чего же ради не помышляет о сем? //Несть Бога пред ним//, или, как в Еврейском тексте изображено, //несть Бога во всех помышлениях его//: то есть, хотя и о многом помышляет, однако Бог никогда на мысль его не приходит. Так-то забыл он Бога! //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Раздражи Господа грешный: по множеству гнева своего не взыщет: несть Бога пред ним** Как в предшествующих стихах, так и последующих, Давид изображает самоуверенность врагов в своей победе и в безнаказанности производимых ими опустошений; нечестивый говорит про Бога: //"не взыщет"//, еврейский Бог не в состоянии им что-либо сделать сейчас. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Раздражи Господа грешный: по множеству гнева Своего не взыщет: несть Бога пред ним** Этими словами пророк характеризует свойство гордого нечестивца, показывая, что он не только не благодарит и не прославляет Господа Бога за свое благоденствие, но еще и дерзает хулить Его. Проводя жизнь беззаконную и порочную, не только не думает о исправлении и умилостивлении Бога, но еще и говорит: **по множеству гнева Своего не взыщет**. Последнее выражение нужно понимать так: Господь не будет взыскивать за грехи мои так строго, как мог бы взыскать и истязать по причине сильного гнева Своего. Нечестивый говорит так по своему безумию и крайнему развращению, от которого ум его бывает так ослеплен, что он и не помышляет о Боге: **несть Бога пред ним**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]