[<10>] ====== Толкования на Пс. 9:26 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Оскверняются путие его на всяко время: отъемлются судбы Твоя от лица его: всеми враги своими обладает** **Отъемлются судьбы Твоя от лица его.** Не хочет знать, что Ты — праведный Суд. Ибо кто не знает, что есть Бог, тот не знает, что есть Судия. **Всеми враги своими обладати будет.** Это подобно сказанному: //вселенную всю объиму рукою моею яко гнездо// ([[old:is:10:14|Ис. 10, 14]]). Из искушений одни касаются души, другие — тела, и иные — окружающего тело. И искушения, касающиеся души, называются нечистыми помыслами, которыми порождаются грехи и ложные учения. Искушения, относящиеся к телу, бывают причиною ударов, мучений, гонений, заключений в темницы и смерти. И искушения, касающиеся окружающего тело, состоят в ущербе денег и имущества, в потере детей, в утрате жен. Из этого явствует, что сатана над всяким праведником возобладал непременно посредством какого-либо из исчисленных искушений. Ибо один Христос //греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его// [[new:1pet:02:22|(1 Петр. 2:22)]]. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Оскверняются путие его на всяко время: отъемлются судбы Твоя от лица его: всеми враги своими обладает** Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): //взят суд Твой.// Видишь ли плоды нечестия? Свет ума его пога­сает, мысли его притупляются и сам он отдается пленником пороку. Как слепец часто падает в яму, так и он, не имея страха Божия пред очами, постоянно проводит жизнь в нечестии, – не так, чтобы то в благочестии, то в нечестии, но постоянно в нечестии, не помнит ни геенны, ни будущего суда, ни воздаяния, но отвергнув все эти побуждения, как узду, подобно ненагруженному кораблю предается опасным ветрам и буйным волнам, не имея никого, кто бы управлял его ду­шою. Видишь ли, как порочный в самом пороке находит наказание? Что может быть хуже необузданного коня, ненагру­женного корабля, ослепленного человека? Но всех их несчастнее человек порочный, пога­сивший в себе свет страха Божия и отдавшийся в плен не­честию. **//Беседы на псалмы. На псалом 9.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Оскверняются путие его на всяко время: отъемлются судбы Твоя от лица его: всеми враги своими обладает** **«Оскверняются путие его на всяко время: отъемлются судьбы Твоя от лица его»**. Совершенно пренебрегает законы Твои, все время проводит в беззаконии. **«Всеми враги своими обладает»**. Однако же, и так поступая, благоуспевает. Потом Пророк изображает чрезмерность гордыни. ===== Евфимий Зигабен ===== **Оскверняются путие его на всяко время: отъемлются судбы Твоя от лица его: всеми враги своими обладает** **Оскверняются путие его на всякое время** Так как грешник думает, что деяния его невидимы Богом, то они всегда и бывают превратными и нечестивыми у него. **Отъемлются** (отстраняются)** судьбы Твоя оть лица его** Отнимаются, говорит, Твои суды от его разума, ибо и разум также имеет свои глаза. Отнимаются, т.е. отстраняются. Этого рода слепота свойственна ошибающемуся, так что судов, которые от Тебя исходят, он не замечает, не рассуждает и о том, что Ты судия праведный, и сильный, и долготерпеливый. **Всеми враги своими обладаешь** Он (нечестивый) отразит от себя всех тех, которые восстали бы против него; так как Бог, по своему долготерпению), попускает ему часто в войне одерживать верх и над своими врагами. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Оскверняются путие его на всяко время: отъемлются судьбы твоя от лица его: всеми враги своими обладает.** Сие следует из вышереченнаго. Понеже бо никогда не помышляет о Боге, и никогда путей своих ни управляет к Нему, но токмо помышляет о исполнении плотских вожделений: сего ради //вси путие его оскверняются//, то есть, вся жизнь его протекает в мерзких делах, а наипаче в скверной похоти. За сим присовокупляя причину, чего ради оскверняются пути нечестиваго на всякое время, глаголет: //отъемлются судьбы твоя от лица его: всеми враги своими обладает.// То есть, то, что могло бы его обратить от злаго пути к добродетели и заставить помыслить о страшных судьбах Твоих, далече отстоит от сердца его: и сего ради не любит обличающих и исправляющих, но всех таковых почитает за врагов. Он их презирает, и дуновением от себя прогоняет. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Оскверняются путие его на всяко время: отъемлются судьбы Твоя от лица его: всеми враги своими обладает** Так как нечестивый забывает Бога и никогда не помышляет о Нем, то все пути жизни его оскверняются пороками, все его мысли, желания и дела нечисты. **Судьбы**, значит «суды», или «определения», а также – законы и заповеди Божий. **Отъемлются судьбы Твоя от лица его **– это значит: он совершенно пренебрегает законы Твои, «все время проводит в беззаконии» (блж. Феодорит [6, с. 49]). **Всеми враги своими обладает**, т.е. подавляет всех, ему противящихся, своей гордостью и презрительностью, или, что то же, на всех врагов своих он смотрит с презрением. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]