[<10>] ====== Толкования на Пс. 9:29 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Приседит в ловителстве с богатыми в тайных, еже убити неповиннаго: очи его на нищаго призираете** **Приседит в ловительстве с богатыми.** Заседая в собраниях и сонмищах, уготовляет сети и козни невинным. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Приседит в ловителстве с богатыми в тайных, еже убити неповиннаго: очи его на нищаго призираете** См. Толкование на [[old:ps:009:28#svt_ioann_zlatoust|Пс. 9:28]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 29-31 **Приседит в ловителстве с богатыми в тайных, еже убити неповиннаго: очи его на нищаго призираете. Ловит в тайне яко лев во ограде своей, ловит еже восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей. Смирит его: преклонится и падет, внегда ему обладати убогими** **«Приседит в ловительстве с богатыми, в тайных, еже убити неповиннаго»**. Заседая в собраниях и в сонмищах, уготовляет невинным какия-либо сети и уловления. **«Очи его на нищаго презираете». «Ловит в тайне, яко лев во ограде своей: ловит, еже восхитити нищаго, внегда привлещи и». «В сети своей смирит его»**. Как лев озирается туда и сюда, ища себе добычи; так и он день и ночь придумывает средства к хищению и лихоимству. Однако же **«преклонится и падет, внегда ему обладати убогими»**. Когда над всеми восторжествует; никак не избегнет челюстей смерти, но подобно другим сойдет в могилу. ===== Евфимий Зигабен ===== **Приседит в ловительстве с богатыми в тайных, еже убити неповиннаго: очи его на нищаго призираете** **Приседит **(заседает он)** в ловительстве **(засаде)** с богатыми** Ловительство или засада есть потаенное место, укрывшись в котором кто-нибудь делает отсюда неожиданно свои нападения на проходящих мимо этого места. Пророк исчисляет здесь те многоразличные пороки, которые свойственны людям нечестивым, как например: лесть, коварство, хищничества, убийство, и сим подобное. Скрывается, говорит он, вместе с богатыми, т.е. с теми, которые изобилуют пороками и злодеяниями, и которые в этом отношении гораздо знаменитее его; и он сделает их своими соучастниками, как имеющих одинаковые с ним душевные расположения. Далее пророк, открывая засаду, присовокупляет к сему объяснение и самой причины ее, говоря: **В тайных, еже убити неповинного** Дабы умертвить, говорит, невинного, того, который не причинил ему никакой обиды. **Очи его на нищаго призиpaeт **(зарятся)**** Здесь показывает пророк то беспрестанное соглядание, с каким этот коварный человек неутомимо следит своим взором за неповинным бедняком, дабы выбрать удобную минуту для удачного нападения на него, когда тот будет проходит мимо. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Приседит в ловительстве с богатыми в тайных, еже убити неповиннаго: очи его на нищаго призираете.** Пророк описывает здесь злыя дела нечестиваго, то есть, обиды и притеснения, чинимыя от него убогим. И употребляет речь преносную, взяв подобие от разбойников или наветников, укрывающихся в тайных местах, и назирающих, дабы учинить нападение на путника, идущаго неосторожно, и убить его. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 29-30 **Приседит в ловителстве с богатыми в тайных, еже убити неповиннаго: очи его на нищаго призираете. Ловит в тайне яко лев во ограде своей, ловит еже восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей** Кроме высокомерия, доходящего до пренебрежения к Иегове, о котором ранее говорил Давид (см. [[old:ps:009:25|25]] ст.), враги отличаются нравственно-неопрятными приемами своих действий: они коварны, лживы, мстительны. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Приседит в ловительстве с богатыми в тайных, еже убити неповиннаго: очи его на нищаго призираете** Нечестивый каков в сердце, таков же он и на словах, таков и в делах своих. Сердце есть источник всех грехов и преступлений [[new:mk:07:21|(Мк. 7:21–23]]; [[new:lk:06:45|Лк. 6:45)]]. В 29-м, равно как и в последующих стихах псалма, пророк описывает злые дела нечестивого и употребляет в речи своей сравнения или подобия. Нечестивый, говорит, как разбойник какой-нибудь сидит в засаде, в местах тайных, чтобы вернее погубить невинного. Слово с **богатыми** употреблено для означения того, что нечестивые, имея сообщество с подобными себе злодеями, притом же сильными и богатыми, стараются различными ухищрениями уловлять бедных и приводят их в конечное разорение. Очи его на нищаго призираете, т.е. глаза нечестивого со злобою смотрят на бедного. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]