[<10>] ====== Толкования на Пс. 9:36 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Сокруши мышцу грешному и лукавому: взыщется грех его и не обрящется** **Сокруши мышцу грешному и лукавому,** то есть, сокруши владычество врага. **Взыщется грех его, и не обрящется,** по причине самого греха. В целой же связи речь эта имеет такой смысл: если взыщешь грех лукавого, то не обрящется; потому что лукавый погибнет от греха. Обретаются спасаемые Богом, как например: //обретох Давида раба Моего// [[old:ps:088:21|(Пс. 88,21)]], и обретена //погибшая драхма// [[new:lk:15:09|(Лк. 15,9)]]; потому что она погибла бы, если бы не была обретена, Погибающие же не обретаются во век; потому что Судия пребывает. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Сокруши мышцу грешному и лукавому: взыщется грех его и не обрящется** Другой переводчик (Феодотион) говорит: //да взыщется нечестие его, да не обря­щется он сам//. Он просит, чтобы не сам грешник был сокрушен, но сила, власть, господство нечестия его; потом просит, чтобы и он подвергся наказанию, отдал отчет в делах своих, и выражая великость нечестия его, говорит: если это будет, то он не может устоять, не станет показываться, но погибнет, исчезнет, скроется совершенно, когда будут исследованы дела его. Итак, пусть никто не плачет, подвергаясь сиротству и бедности, потому что в какой мере возрастают они, в такой же мере увеличивается и помощь Божия. Пусть никто не превозносится своею властью и не надмевается; это – скользкое и опасное место, на котором очень легко могут упасть невнимательные. **//Беседы на псалмы. На псалом 9.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Сокруши мышцу грешному и лукавому: взыщется грех его и не обрящется** **«Сокруши мышцу грешному и лукавому»**. А сие будет, если восхощешь только взыскать грех его. Если же будет сие сделано; то немедленно окажется он безсильным, и предан будет конечной погибели. Ибо сие выразил Пророк, сказав: **«взыщется грех его, и не обрящется»**, по причине самаго греха. Но яснее сказал это// Симмах//: взыщется нечестие его, чтобы не обрестись ему; потому что, как скоро будет разыскано и объявлено нечестие, нечестивый погибнет. ===== Евфимий Зигабен ===== **Сокруши мышцу грешному и лукавому: взыщется грех его и не обрящется** **Сокруши мышцу грешному и лукавому** Мышцею пророк называет здесь физическую силу; так как в мышцах именно заключается сила человеческая. Грешные же и лукавые суть такие люди, которые служат возобладавшим над ними плотским похотям. **Взыщется **(поищется)** грех его, и не обрящется **(найдется) Потому что если бы только Бог стал искать греха и не долго терпел, то он тотчас же погиб бы достойно пораженный смертью. Приведенные выше слова можно также относить и к Иисусу Христу, как пророчествующие о том, что некогда сказал Пилат об Иисусе Христе, обращаясь к иудеям, именно он говорил: //яко в Нем ни единыя вины обретаю// ([[new:in:19:04|Иоан. 19,4]]). Далее, пророчествующие о том, что и Сам Христос сказал однажды: //грядет бо,// говорил Он, //сего мира князь, и во Мне не имать //(найти)// ничесоже.// Так ни Пилат не отыскал в Иисусе Христе греха или преступления, за которое бы Он должен был умереть, как требовали того первосвященники и иудеи; ни диавол в то время, как разлучилась пречистая душа Христа с Его телом, не мог отыскать в Нем никакого греха, хотя и употреблял к тому все свои усилия. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Сокруши мышцу грешному и лукавому: взыщется грех его и не обрящется.** То есть, сокруши силу и кичливость нечестиваго и коварнаго, да тако смирившися, или покается и ктому согрешати не будет; или аще не покается, да изыщется нечестие его, и он да не обрящется между живущими на земле. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Сокруши мышцу грешному и лукавому: взыщется грех его и не обрящется** //"Сокруши мышцу"// - низложи силу; //"чтобы искать и не найти его нечестия"// - чтобы не осталось следа от него, чтобы он, как противник Бога, был уничтожен всецело. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Сокруши мышцу грешному и лукавому: взыщется грех его и не обрящется** //Мышцами// называются те или другие ткани в строении человеческого организма, или тела; таковы: мышцы рук, мышцы ног, грудные, желудочные мышцы и проч. С этими мышцами соединено сплетение различных нервов (попросту – жилок) в том же организме. В этом соединении нервов с мышцами и сосредоточены телесные силы человека. Здоровы мышцы и нервы – здоров и силен тогда человек. Расстроены, говорят, нервы, чувствуется ломота и боль в мышцах, – и весь человек подвергается расслаблению и бессилию. Поэтому и в словах: **сокруши мышцу грешному** заключается моление пророка о том, чтобы Господь, в наказание грешному и лукавому, сломил, или сокрушил, его мышцы, лишил его телесного здравия и тем самым отнял у него силы и возможность грешить, делать зло и притеснения бедному. Через это лишение сил и здоровья нечестивого, он может расположиться и обратиться к покаянию и исправлению своей греховной жизни, и тогда **взыщется грех его и не обрящется**, т.е. раскаявшись, он не будет творить грех. Если же он останется нераскаянным грешником, то погибнет – **взыщется грех **с него, и он, по суду Божию, сам погибнет, **не обрящется**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]