[<10>] ====== Толкования на Пс. 11:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **В конец о осмем, псалом Давиду** //Содержание:// О значении **осмаго** сказано в шестом псалме. Здесь молится Давид об избавлении от лукавого рода. Род же этот был при Спасителе нашем Иисусе Христе; о нем-то Сам Спаситель сказал: //мужие ниневитстии возстанут и осудят род сей// [[new:mf:12:41|(Мф. 12:41)]]. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **В конец о осмем, псалом Давиду** Близко к исследованному основание надписания: "**о осмей**". Ибо вся попечительность о добродетельной жизни имеет в виду будущий век, начало которого, имеющее последовать за чувственным временем, круговращающимся в седмицах дней, называется осмым днем. Посему надписание: "**о осмей**" подает совет не иметь в виду настоящего времени, но взирать на осьмый день. Ибо, когда прекратится это скоротекущее и преходящее время, в которое одно приходит в бытие, а другое разрушается; когда минуется потребность приходить в бытие, и не будет уже разрушаемого, потому что уповаемым воскресением претворится естество в некое иное состояние жизни; когда прекратится и это преходящее свойство времени, потому что не будет уже силы, приводящей в бытие и разрушение: тогда, без сомнения, кончится и эта седмица, измеряющая время, заступит же ее место осьмый день, то есть последующий век, который весь составляется одним днем, как говорит некто из Пророков, уповаемую жизнь назвав «//днем великим//» [[old:iol:02:11|(Иоил. 2:11)]], потому сей день освещать будет не чувственное солнце, но истинный Свет, Солнце правды, которое в пророчестве именуется "//востоком//" [[old:zah:06:12|(Зах. 6:12)]], потому что никогда не скрывается на западе. См. также Толкование на [[old:ps:004:01#svt_grigorij_nisskij|Пс. 4:1]] //**О надписании псалмов.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **В конец о осмей, псалом Давиду** Пророк жалуется на поступающих двоедушно, которые обещают дружбу, и выдают его врагу Саулу, извещают Саула, где живет он. Надписание же имеет псалом: **«о осмей»**, как упоминающий о праведном суде Божием, каковый праведный Судия произведет, как предварительно говорили мы, после седмицы времен. Поэтому псалом надписывается и **«в конец»**; так как предречение исполнится на последок времен. ===== Евфимий Зигабен ===== **В конец, о осьмом, псалом Давиду** Сей псалом имеет туже надпись: «псалом о осьмом», какую имеет и [[old:ps:006:start|6]]-й псалом. Итак, смотри изъяснение ее там. И он пророчествует о воскресении Христа и об отмщении за обижаемых христиан. Ибо Господь, получив посредством смерти конец земной жизни, воскрес в восьмый день, т.е. в воскресение, который, поскольку начинает дни, называется первым (у греков); а поскольку следует за седьмым, т.е. субботою, называется восьмым. Впрочем он не надписывается «о восьмом» (на греческом περι), но: за восьмой (υπερ ογδοος) равно как и шестой; ибо не учит что такое восьмой, но просит Бога, чтобы пришел этот восьмой день,— чтобы было отмщение за мучимых диаволом и за порабощенных идолопоклонству людей. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **В конец, о осмей, псалом Давиду.** **НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ** //О сем надписании сказано во псалме//[[old:ps:006:01| Пс. 6:1]]. //В настоящем же псалме Пророк приносит жалобу Богу на нравы века своего, о окружающих его, притом просит помощи против льстецов и клеветников, и испрося, научает и других уповать паче на Бога, нежели на людей, понеже словеса человеческая часто бывают ложна, словеса же Божия всегда суть истинна и верна.// //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **В конец, о осмей, псалом Давиду** [[old:ps:011:start|11]], [[old:ps:012:start|12]] и [[old:ps:013:start|13]] псалмы написаны во время гонений от Саула. Это подтверждается как тяжестью изображаемых в псалме страданий Давида, продолжительностью преобладания над ним нечестивых, так и открытым и всеобщим распространением против него клеветы со стороны врагов, равно как и горьким воплем Давида об уничтожении на земле праведности и распространении лжи. Все это отвечает времени гонений от Саула, но не восстания Авессалома, которое подготовлялось скрытно и не имело продолжительного перевеса над Давидом. Горькое сетование в этих псалмах Давида об упадке в народе нравственной чистоты предполагает в нем самом сознание своей полной праведности пред Богом, что, как мы говорили, тоже составляет особенность псалмов из эпохи гонения Саула. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **В конец, о осмей, псалом Давиду** Надписание сего псалма, составляющее первый стих его, читается так: **В конец, о осмей, псалом Давиду**. Подобное надписание имеется и в шестом псалме, при объяснении которого дано объяснение и сего надписания. В одиннадцатом псалме пророк приносит жалобу Богу на лживых и двоедушных, коварных и льстивых людей, которые, притворяясь искренними и добрыми друзьями на словах, на деле оказываются гордыми и нечестивыми врагами, и при этом советует не полагаться на льстивые слова их, а возложить все упование на Бога, Который не оставляет без Своей помощи надеющихся на Него. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]