[<10>] ====== Толкования на Пс. 11:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 4-5 **Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый, рекшыя: язык наш возвеличим, устны наша при нас суть: кто нам Господь есть** Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: будем //«владычествовать. Уста наши при нас»//. Другой (Акила): //«с нами суть. Кто нам Господь есть?»// Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): //«кто будет господствовать над нами?»// Видишь ли, как пророк печется и об них? Не против них сказано это, а за них. Он не сказал, что они погибнут, но что зло истребится; не сказал: потребит Господь их, но: **«уста льстивые»**. Здесь опять он желает, чтобы истреблено было не су­щество их, но язык, гордость, коварство, чтобы уничтожено было их высокомерие; и, смеясь над их безумием, говорит: **«уста наши при нас, кто нам Господь?»** Слова, свой­ственные беснующимся и сумасшедшим! Потому и Павел, го­воря вопреки им, внушает: //«не знаете ли..., ибо вы куплены дорогою ценою»// [[new:1kor:06:19|(1Кор.6:19, 20)]], и повелевает жить не для себя самих [[new:rim:14:07|(Рим.14:7)]]. Эти уста, говорит, принадлежат не тебе, но Господу: Он сотворил их, Он устроил их, Он вдохнул в них жизнь. Но ты владеешь ими? Не все то наше, чем мы владеем: так мы владеем деньгами, которые другие поручили нам; владеем землею, которую другие по найму предоставили нам. Так и уста Бог дал тебе не для того, чтобы ты производил терние, но чтобы бросал полезные семена, чтобы рас­пространял чрез них не тщеславие и коварство, но смирен­номудрие, благословение и любовь. И глаза Он дал тебе не для того, чтобы ты сладострастно смотрел ими, но чтобы украшал их целомудрием; и руки дал не для того, чтобы ты наносил удары, но чтобы подавал милостыню. Как же ты говоришь: **«уста наши при нас»**, когда ты делаешь их орудиями греха, прелюбодеяния, нечистоты? **«Кто нам Господь?»** О, диа­вольское слово, о, бесовская душа! Не видишь ли ты, человек, как вся тварь возвещает силу, премудрость, попечение и про­мышление твоего Владыки, как твое тело, душа, жизнь, види­мое, невидимое, и почти все возглашает и проповедует могу­щество Создателя, – и ты говоришь: **«кто нам Господь?»** Это – слова безумия, исступления, душевного развращения; отсюда – бесчисленное множество зол. Такие люди говорят: **«кто нам Господь?»**; а другие, хотя исповедуют Господа, но отвергают учение о суде и наказании, приобретают себе за краткое удо­вольствие великие мучения, и, желая успокоить себя забвением о геенне, незаметно чрез такое бесстрашие ввергают себя в бездну погибели. Поэтому увещеваю тебя помнить о геенне и беседовать о ней, и таким благоприличным образом украшать свою душу, потому что много бывает пользы от такой беседы. Не напрасно Бог угрожает нам геенною, и чрез это делает ее несомненною, но чтобы страхом сделать нас лучшими. По­тому и диавол старается и употребляет все меры, чтобы истре­бить память о геенне. Итак, не забывай о ней, не говори: для чего мне огорчать себя безвременно? Разве это огорчение без­временно? Оно будет безвременным тогда, когда ты будешь му­читься в геенне; здесь время сокрушения, а не там. Это дока­зывает богач, живший при Лазаре, которому бесчисленные стра­дания не принесли никакой пользы. А если бы он сокрушался благовременно, то не потерпел бы того, что потерпел. **//Беседы на псалмы. На псалом 11.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый** Какого же рода это велеречие? ===== Евфимий Зигабен ===== **Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый** Многократно Писание слова, содержания желания, выражает в будущем времени, как сделано и здесь; так как Давид молится о всеконечном истреблении коварств, вместе с теми, которые превозносятся над меньшими и говорят о себе нечто великое. Или словами сими Давид пророчествует о погибели коварных; а означая, кого он называет говорящими великое, говорит далее. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 4-5 ** Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый, рекшыя: язык наш возвеличим, устны наша при нас суть: кто нам Господь есть** Но да уничтожит Господь всех этих людей, геройская сила которых заключается в их языках. **Язык велеречивый** – враги хвалятся тем, что своею клеветою ввергли Давида в бедствия; сила их в том и состоит, что они так могут вредить своим языком; язык их совершенно в их власти (**усты наша при нас суть**); они надеются все сделать чрез него, так что не боятся никакой власти (**кто нам Господь есть?**). **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 4–5 **Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый, рекшыя: язык наш возвеличим, устны наша при нас суть: кто нам Господь есть** В словах сего стиха пророк возвещает погибель льстецам и клеветникам, утверждая, что Господь истребит тех людей, которые говорят: «Языком мы сильны, уста наши с нами, кто нам господин?» Это говорят люди нечестивые, которые надеются на свой дерзкий язык (**язык велеречивый**) и думают властвовать над другими посредством злоречия и клеветы, – и при этом осмеливаются заявлять: мы будем сильнее всех своим языком, кто нам воспрепятствует, кто нам господин? Таковы были льстецы при дворе Саула царя во время Давида [[old:1ts:23:20|(1 Цар. 23:20)]]; таков был фараон египетский, который говорил Моисею и Аарону: «//Кто такой Господь, чтобы я послушался голоса Его?//» [[old:ish:05:02|(Исх. 5:2)]]. Таков был Рабсак, военачальник царя ассирийского [[old:4ts:18:28|(4 Цар. 18:28–32)]]; таков был Навуходоносор, царь вавилонский [[old:dan:03:015|(Дан. 3:15)]]. Таковы были и враги Господа нашего Иисуса Христа, которые во время крестных страданий Его не убоялись изрыгать хулы свои и говорили: «//Других спасал, а Себя Самого не может спасти! Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста. Уповал на Бога: пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему//» [[new:mf:27:42|(Мф. 27:42–43)]]. Таковых нечестивцев, с их языками велеречивыми, потребит Господь, накажет, истребит. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]