[<10>] ====== Толкования на Пс. 11:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Страсти ради нищих и воздыхания убогих ныне воскресну, глаголет Господь: положуся во спасение, не обинюся о нем** **Страсти ради нищих.** Разумеет нищих и убогих по духу; их-то услышав воздыхания, говорит он, **воскресну, положуся во спасение, не обинюся о нем,** то есть, для всех соделаю явным спасительное учение, так устрою, что будет оно всюду слышимо. Ибо и действительно проповедано по всей земле. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Страсти ради нищих и воздыхания убогих, ныне воскресну, глаголет Господь: положуся во спасение, не обинюся о нем** Другой переводчик (Симмах) говорит:// «устрою явное спасение»//. Посмотри, какова сила смиренномудрия. Сила нищих, – а под **нищими** я разумею сокрушенных сердцем, – есть засту­пление Божие за их страдание. Пророк не говорит здесь о жизни их, о добродетелях, но страдания их, говорит, пре­клоняют Бога и побуждают к наказанию и отмщению. Вот что значит – мужественно переносить обиды; вот как Бог печется о несправедливо обижаемых! Несчастье и страдание служат для них величайшей защитою. Велика сила воздыхания: она призы­вает высшую помощь. Страшитесь – вы, которые обижаете бед­ных. Вы имеете власть, богатство, деньги, благосклонность судей; но они имеют оружие, которое сильнее всего, – воздыхания, слезы и терпение обид, чем и привлекают себе помощь не­бесную. Это оружие разрушало дома, ниспровергало основания, уничтожало города, потопляло целые народы: я разумею возды­хания несправедливо обижаемых. Сам Бог призирает на их, благодушие, когда они, испытывая страдания, не произносят ни одного худого слова, но только воздыхают и оплакивают соб­ственные бедствия. Что значит: **«явлюсь спасением, откроюсь в нем»**? Смело, открыто и явно, говорит, буду защищать их, так чтобы узнали все. Но разве Он когда-нибудь спасает не явно? Иногда и не явно, а тайно, потому что Он не нуждается в славе человеческой. Теперь же, когда враги, очевидно, напа­дали на них, оскорбляли и бесчестили их, как бы не имею­щих Бога своим помощником, дабы и сами враги вразуми­лись и сделались лучшими, на опыте узнав помощь Господа, я устрою, говорит, спасение их явно. **//Беседы на псалмы. На псалом 11.//** ===== Прп. Амвросий Оптинский ===== **Страсти ради нищих и воздыхания убогих, ныне воскресну, глаголет Господь: положуся во спасение, не обинюся о нем** Что значат слова Господни: **положуся во спасение, не обинюся о нем**? Означают то, что человеколюбивый Господь наш прежде воскресения Своего, не обинуяся волею, претерпел распятие и смерть на кресте ради нашего спасения, а прежде крестной смерти претерпел оплевания и заушения и всякий вид поругания и уничижения, по сказанному: //Иже вместо предлежащия Ему радости претерпе крест, о срамоте нерадив, одесную же престола Божия седе// [[new:evr:12:02|(Евр. 12:2)]]. **//Письма.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Страсти ради нищих и воздыхания убогих, ныне воскресну, глаголет Господь: положуся во спасение, не обинюся о нем** Не оставлю в небрежении плачущих и воздыхающих по причине беззакония, на какое отважились против них; но, как некий сон сложив с Себя долготерпение, видимым и блистательным образом соделаю их спасение. Ибо так перевел //Симмах//: устрою явное спасение. И Пророк, научая, что действительно исполнится сказанное, прибавил. ===== Евфимий Зигабен ===== **Страсти ради нищих и воздыхания убогих ныне воскресну, глаголет Господь: положуся во спасение, не обинюся о нем** **Страсти ради нищих и воздыхания убогих, ныне воскресну, глаголет Господь** Ныне должно понимать за тогда в приличное время. А мысль в сем слове следующая: тогда, говорит Христос, Я восстану от гроба ради бедствия порабощенных заблуждении, по неведению, каковое бедствие было в них вместо стенания, как таковым было и то, что изъяснено при словах: Он не забыл вопля бедных ([[old:ps:009:10|Псал. 9,10]]); ибо бедствие бедных служит им вместо вопля к Богу. Некоторые говорят, как-то //Василий Великий//, что бедным называется бывший прежде богатым, а потом лишившийся богатства, согласно с следующим: //богатии обнищаша// ([[old:ps:033:10|Псал. 33,10]]). Нищим называется снискивающий себе необходимую пищу трудами рук своих. Таковые нищие и бедные были имевшие уверовать во Христа; потому что они лишились своего богатства, и работами и трудами рук своих приобретали нужное для тела своего. Имена нищего и бедного принимаются безразлично—одно вместо другого. Можно понимать это иначе, так Бог говорит: теперь, то есть, скоро Я восстану для произведения мщения за страдания и стенания оскорбляемых. Слово //востану// и произведу мщение, хотя Давид поставил оное как прилично говорить человеку, должно понимать, как прилично Богу . //Златоуст// говорит: какая сила смирения и крепость бедных, имеющих сердце сокрушенное! Ибо бедствие и злострадание служит величайшим утешением. Велика сила стенания! Она привлекает помощь свыше. Ибо Бог уважает скромность обижаемых, когда они в злострадании не произносят никакого худого слова, а только стенают и оплакивают свои беды. Устрашитесь обижающие бедных! кто не устрашится восстающего Господа. **Положуся во спасение, не обинюся **(ясно покажу себя)** о нем** Вспомнив прежде о воскресении Христа, Давид после в сих словах воспоминает о погребении Его, изменив порядок и возвратясь назад к крестной смерти Христовой. Еще, говорит, Господь вещает и это: Я положусь, т. е. буду пригвожден ко кресту, ибо его Он называет здесь спасением. Ибо Господь, поразив мучителя—диавола копием и древом креста, даровал нам спасение и полную свободу от заблуждения нашего, и бывших прежде немощными Он укрепил нас против демонов. Покажу себя, говорит, на нем явно; т.е. объявлю всему миру на кресте скрывающуюся во Мне божественную силу. Ибо когда Господь висел на кресте, завеса храма раздралась, солнце омрачилось, земля потряслась, камни распались и другие чудеса происходили. Или можно понимать так, что я положу нищих, и бедных во спасение, т.е. удостою их спасения, а затем смело объявлю о спасении их и покажу свою силу. У //Златоуста// изъясняется это так: с дерзновением Я защищу их (нищих) и сделаю славное спасение их открыто и явно, чтобы знали все. И //Феодорит// говорит: «не буду презирать их сетующих и стенающих по причине беззаконной дерзости против них, но, отложив долготерпение, как сон, произведу славное и блистательное спасение их. Так и //Симмах// перевел: «устрою спасение знаменитое». ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Страсти ради нищих и воздыхания убогих ныне воскресну, глаголет Господь: положуся во спасение, не обинюся о нем.** Пророк вводит Бога глаголющаго и обещающаго помощь Свою людем убогим, страждущим и воздыхающим от угнетения людей, льстивых и коварных. //Страсти ради нищих, и воздыхания убогих ныне воскресну, глаголет Господь//. То есть: не закосню помощию моею, но вскоре востану от долготерпения аки от сна, и прииду помощи им. //Положуся во спасение, и не обинюся о нем//. То есть, спасу рабов Моих от злострадания, и утвержду безопасность их, дабы всегда невредимы пребывали, и в том свободно по власти Моей поступлю, якоже Мне угодно. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Страсти ради нищих и воздыхания убогих ныне воскресну, глаголет Господь: положуся во спасение, не обинюся о нем** На эту свою молитву псалмопевец получает внутренно от Бога ответ, уверяющий его, что ему оказана будет помощь, а с притеснителями его строго будет поступлено. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 6-8 **Страсти ради нищих и воздыхания убогих ныне воскресну, глаголет Господь: положуся во спасение, не обинюся о нем. Словеса Господня словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею. Ты, Господи, сохраниши ны и соблюдеши ны от рода сего и во век** Но чего не могут сделать люди, совершит Господь, который говорит, что Он "восстанет на защиту" обижаемых и гонимых праведников. Это обетование Божие так же непогрешимо и ценно, как серебро разженное, очищенное от лигатуры. На этой чистоте и непреложности Божественного обетования основывается уверенность, что Господь всегда, значит и при настоящих гонениях, сохранит праведника. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Страсти ради нищих и воздыхания убогих ныне воскресну, глаголет Господь: положуся во спасение, не обинюся о нем** По переводу с еврейского слова эти означают: ради страдания нищих, или: видя разорение угнетенных и стенание нищих, ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого хотят уловить. **Не обинюся** – значит: буду говорить смело, небоязненно, свободно. Ясные слова сего стиха можно выразить так: видя страдание бедных и стенания убогих, Я восстану, говорит Господь, подвигнусь для их спасения, – смело, открыто и явно буду защищать их, так чтобы все узнали. Это говорит Господь, а потому не забывайте, что это слова Господни. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]