[<10>] ====== Толкования на Пс. 11:9 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Окрест нечестивии ходят: по высоте Твоей умножил еси сыны человеческия** **По высоте Твоей умножил еси сыны человеческия.** **Высотою** называет силу, а **умножением** долговечность; посему сказанное имеет такой смысл: силою Твоею даровал Ты нам долговечность и вечную жизнь; потому что, по спасительном воскресении, жизнь наша простираться будет в бесконечные веки. Или под высотою разумеет, что соделал нас подобными Себе, сколько это уподобление возможно человеку. Или еще: сподобил нас великого Своего попечения. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Окрест нечестивии ходят: по высоте твоей умножил еси сыны человеческия** См. Толкование на [[old:ps:011:08#svt_ioann_zlatoust|Пс. 11:8]] ===== Прав. Иоанн Кронштадский ===== **Окрест нечестивии ходят: по высоте Твоей умножил еси сыны человеческия** Что ты дивишься, богоотец, множеству людей? Подивись множеству Ангелов: их в девяносто девять раз больше, чем сколько пережило и переживет еще людей от начала мира до конца его. И то правда, что людей очень много на земле даже в одно известное время: где нет их? Везде, на всем земном шаре; их бывает до миллиона и даже больше в одном городе. (Поистине, по высоте неба от земли умножил Ты, Господи, людей: сколь высоко небо, столь много людей. По высоте же небесной от земли Ты, Господи, утвердил и милость Твою на боящихся Тебя.) **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Окрест нечестивии ходят: по высоте Твоей умножил еси сыны человеческия** Посему живущие злочестиво, оставив божественный путь, блуждают туда и сюда, покушаясь окружить, и как бы в осаде держать, благонравных. Но Ты, являясь с высоты естества, удостоиваешь Твоей попечительности боримых ими, и ныне ободряя в скорбях, и обещая вскоре даровать им совершенное спасение. ===== Евфимий Зигабен ===== **Окрест нечестивии ходят: по высоте Твоей умножил еси сыны человеческия** **Окрест нечестивы ходят** Со всех сторон, говорит, окружают нечестивые, стараясь стеснить и победить веру во Христа. Так поступают язычники и цари-гонители; а еретики также ходят вокруг, потому что не понимают божественного Писания в прямом смысле, но в извращенном ложными умствованиями и толкованиями. Некоторые учители прекрасно изъясняют это место так: всякая добродетель находится в средине, как средоточие находится в средине круга. По обе стороны добродетели находятся два зла—излишек и недостаток. Например, благоразумие находится в средине; но с одной стороны его находится хитрость, а с другой неразумие, как бы в окружности его. Итак благочестивые и праведные ходят и обретаются в одной середине, а нечестивые грешники, не находя средины, ходят кругом в окружности, т.е. в излишествах и недостатках добродетели, иначе ходят в зле. Св. Григорий Нисский говорит также: если бы мы все взирали на смерть (т.е. имели памятование смерти), то мы не кружились бы вместе с нечестивыми, оставя краткий путь жизни и произвольно блуждая в временном заблуждении жизни во владычествах, гордынях и богатствах, чрез которые при многих путях жизни потерявшись, уже не находим выхода из бесконечного пути сей жизни. **По высоте твоей умножил ecu **(умножил попечения о сынах человеческих)** сыны человеческия** Ты, говорит, Господи, вознесшись на крест, показал великое попечение о роде человеческом, за который пострадал. Греческое πολιγωρια. означает великое попечение, так как, напротив, ολιγωρια значит слабое попечение. Или можно понимать и так: что Ты, Господи, вознесшись на небеса в день вознесения, облагодетельствовал людей ниспосланием Святаго Духа, просветившего и руководствовавшего людей проповедию евангельскою. Златоуст изъясняет это так: сообразно с высотою Твоею, Ты уподобил их Себе, сколько то было возможно человеку. Ибо говорит: сотворим человека по образу нашему и по подобию. Теперь что Он на небе, то мы на земле. //Феодорит// также: живущие в нечестии, оставив правый путь, блуждают там и там, покушаясь окружать и как бы осадить (самых) кротких людей. Но Ты, являясь с высоты Своего естества, удостоиваешь Твоего попечения терпящий от них брань: и в настоящее время утешаешь их в скорбях, а спустя немного Ты даруешь им совершенное спасение. Этот псалом со стороны исторической может быть приложен и к Давиду. Ибо во время бегства Давида от Саула некоторые, лицемерно показывая содружество с Давидом, старались предать его гонителю Саулу. Посему Давид изобличает в сем псалме неверность, лицемерие и хитрость лицемерных друзей своих, призывая помощника и спасителя своего—Бога, так как и те, которые почитались друзьями его, соединились со врагами его; почему он пророчествует о погибели их. При том предсказывает, что велеречие и гордость Саула и сообщников его погибнет. Этот псалом имеет также надпись «о восьмом», по содержанию в нем сих слов: ныне восстану говорит Господь, и прочих, которые относятся к воскресении Господню. Ибо если эти слова относить только к Давиду, т.е. что, услышав его, Бог обещает встать, или двинуться на защиту его во время брани и ухищрения Саула, и дать спасение нищим и бедным, притом показать всему миру, что Он силен и праведен, как подающий такое спасение; если, говорю, сии слова отнести только к Давиду, то мы должны противоречить надписи о восьмом, по всему соответствующей воскресному дню. Притом должно знать, что в настоящем псалме спасительное (дело) поставлено в среднем роде вместо спасение. ===== Цезарий Арльский ===== **Окрест нечестивии ходят: по высоте Твоей умножил еси сыны человеческия** **Окрест нечестивии ходят** Иоанн называет Вавилон как бы большим брошенным жерновом, потому что ход времени всех любителей этого мира перемалывает, как жернов, и швыряет в круго­ворот. О них написано: **По кругу ходят нечестивые**. //**Изложение Откровения.**// ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Окрест нечестивии ходят: по высоте твоей умножил еси сыны человеческия.** Сие место в Еврейском тексте читается так: «окрест нечестивии ходят, егда возносятся суетнии сынове человечестии». Следуя переводу седмидесяти толковников, должно полагать причину, чего ради просит сохранитися от нечестивых губителей оных или от рода онаго людей растленных: понеже де повсюду свободно ходят, и примером своим аки некоею язвою неосторожных заражают: //тлят бо обычаи благи беседы злы// [[new:1kor:15:33|(1Кор. 15:33)]], и предохраниться от них весьма трудно. К сему присовокупляет, что число людей непорочных и праводушных зело оскудело и умалилося, как выше показал; беззаконных же, по неизследимых судьбам Божиим, повсюду есть безчисленное множество. Следуя же тексту Еврейскому, в том же смысле рещи можно: нечестивые умножатся, и повсюду дерзновенно ходить будут, егда нас убо уничижиши, суетных же сынов человеческих вознесеши и прославиши. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Окрест нечестивии ходят: по высоте твоей умножил еси сыны человеческия** Под **высотою** можно разуметь глубокую премудрость Божию, по которой Он некоторое время допускает грешникам (**сыны челов.** в уничижит. смысле) благоденствовать,чтобы потом тем чувствительнее наказать их. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Окрест нечестивии ходят, по высоте Твоей умножил еси сыны человеческия** Что это значит, на каком основании сыны человеческие противополагаются нечестивым? Какой именно смысл слов: по высоте твоей умножил еси сыны человеческие? Наконец, какая связь между сими изречениями: окрест нечестивии ходят, по высоте твоей умножил еси сыны человеческие? В настоящем псалме св. пророк жалуется Господу на оскудение преподобных или благочестивых людей, то есть честных, правдивых, оплакивает ослабление истины среди человечества и умножение лести и неправды, которая, без сомнения, гонит и теснит благочестивых. Потом утешает благочестивых, возвещая им, что Бог потребит нечестивых, и, чтобы надежда благочестивых была тверже и живее, он передает им слова Самого Бога. //Я воскресну//, говорит Господь, //положуся во спасение.// Пророк с благоговением внемлет сему гласу Божию и, обращаясь к народу, мысленно говорит ему: слышите ли, что говорит Господь? Он обещает спасти благочестивых; обещает Сам сделаться краеугольным камнем сего спасения, и я не обинюсь о нем, то есть я совершенно уверен в сем, я буду с дерзновением проповедовать сие спасение, которое Господь обещает благочестивым, потому что слово Божие чисто, в нем нет ни лести, ни обмана. Таково значение слова сего: не обинюсь. Обиняться значит говорить иногда то, иногда другое: это делают те, которые не уверены в истине слов своих, напротив, кто совершенно убежден, что слова его справедливы, тот говорит без обиновения, смело и благонадежно. (Примечание: У нас употребляют выражение: без обиновения. Обиновение происходит от слова: "иный"). Следовательно, в связи речи пророческой слова: //не обинюся//, - будут значить: Бог Сам обещает положиться во спасение, я твердо уверен в этом, и всегда буду с дерзновением возвещать сие обещание Божие. Таким образом изложив обещание Божие, пророк обращается ко Господу, изъясняет Ему свою надежду на Его помощь, а людям указывает основание, на котором опирается его надежда. //Ты Господи сохраниши ны, и соблюдеши ны от рода сего во век.// **Окрест ходят нечестивый, но Ты умножил сыны человеческих** Смотря по противоположному понятию нечестивых, пророк под сынами человеческими разумеет здесь племя благочестивых. Сему не противоречит то, что понятие сынов человеческих, как в настоящем псалме, так и в некоторых других [[old:ps:004:03|(Пс. 4:3]], [[old:ps:013:02|13:2)]], соединяется с укоризною в суете и нечестии. Ибо, во-первых, понятие сынов человеческих есть общее понятие, в котором совмещаются и праведные и нечестивые (3лат. хр .ч. 1860 г. к. 1, ст. 31. [[old:ps:010:04|Пс. 10:4, 5]]). Точно так же, как понятие Израиля иногда означает людей, которые в духовном отношении имеют преимущество пред язычниками [[new:mf:08:10|(Мф. 8:10]], [[old:is:43:01|Ис. 43:1, 2)]], а иногда противное [[old:is:01:03|(Ис. 1:3)]]; во-вторых, в тех изречениях, где с понятием сынов человеческих пророк соединяет обличение, он для того употребил его, чтобы усилить свое обличение, напомнив нечестивым, как они далеко уклонились от достоинства, которым в творении облечена природа человеческая, и как не соответствуют благодетельному попечению Промысла о человеке [[old:ps:008:05|(Пс. 8:5]], [[old:ps:143:03|143:3)]]. С той же целью пророк Исайя в своем обличении к народу ([[old:is:01:03|Ис. 1:3]], Злат. во правед. мир.) употребляет понятие Израиля; именно сим он напоминает ему о высоком его назначении и о благодетельном о нем смотрении Господа. В-третьих, сын человеческий, когда приписывается одному лицу, означает верующего и благочестивого [[old:iez:02:02|(Езек. 2:2)]]; следственно, сие понятие, и во множественном числе употребленное, может иметь то же значение (Примечание: Иероним, Августин и Феодорит держатся сего значения; с ним удачно можно согласить и чтение Златоустого, принимая в соображение ст. 6. Августин 4, с. 66, Иероним 10, ч. I, ст.129 и 7, ч. 2, с. 34, Феодр. на сие место кал. на сие место). Может быть, в мыслях пророка представился образ Сына человеческого и Его последователей, т. е. верующих в воплощение Сына Божия. И как Сам Сын Божий, Господь Иисус Христос в воплощении именует Себя Сыном человеческим, то и пророк всех благочестивых, по необходимой связи благочестия с верою в воплощенного Сына Божия, именует сынами человеческими, т. е. теми избранными людьми, коих Господь именует Своими братиями и среди коих Он поставляет Себя Первенцем [[new:rim:08:29|(Рим.8:29)]]. Иероним, изъясняя сие изречение, называет их сынами Божиими. Подобно сему семя собственно означает Христа [[new:gal:03:16|(Гал. 3:16)]], однако и все благочестивые именуются семенем [[new:lk:01:55|(Лк. 1:55)]]. Итак, пророк видит, что племя благочестивых окружено со всех сторон нечестивыми и оно не погибает, но получает помощь свыше и укрепляется. Представьте себе осажденных в крепости, неприятель окружил ее со всех сторон: враждебные полчища гораздо многочисленнее осаждаемых и не дают им выйти из укрепления. Враги успели запереть все источники, которые давали воду находящимся в крепости: им остается одно — умереть от жажды, как вдруг с высоты небес падает сильный дождь; он вместе животворит и укрепляет осажденных и потопляет неприятеля. Осажденным он не приносит вреда, потому что они входят на возвышенности укреплений, скрываются под сводами и потому избавляются от потопления. В таком состоянии не раз находилось племя благочестивых. Первый мир весь растлился грехом, вся земля заражена смертоносною язвою неверия: остается одно семейство праведного Ноя, и окрест его везде ходят нечестивые. Нечестие угрожало и сему последнему останку благословенного семени. Ной на земле не мог найти ни укрепления в вере, ни защиты от насилия нечестивых, которые окружали семейство его. Но Бог определил наказание земле, снишел с высоты Своей и не токмо сохранил Ноя, но, осенив его свыше благословением, размножил от него семя благочестивых. Вот первое событие, которое оправдывается изречением пророка: Окрест нечестивии ходят, по высоте Твоей умножил еси сыны человеческия. Нечестие опять усиливается, и свет веры едва не угасает: Бог свыше видит человека, который может принять с верою обетование. Господь с высоты простирает к нему глас Своего звания, испытует его, укрепляет его веру Своими явлениями: это был Авраам. Как песок морской, как звезды небесные, размножилось от него семя благочестивых. Вот и опять мы видим, что нечестивые ходят окрест благочестивых. Последние остаются беспомощными на земле, но Бог с высоты призирает на них и умножает потомство их. Но диавол не перестает бороться с семенем жены: благочестие опять ослабевает, вера хладеет, добродетель презирается, и истинные поклонники Бога до такой степени делаются малочисленны, что они почти ничего не составляют в сравнении с бесчисленным племенем нечестивых; Господь приник на землю, говорит пророк, и что же представилось взору Божию: **нет разумевающаго, нет творящаго благостыню, нет даже до единого.** В самом деле, тьма распростирается по всей земле; только в одной Иудее приметен свет истинного боговедения, но и здесь весьма немного осталось светильников, немного людей, в которых хранилась вера в обетование. И сие небольшое число благочестивых было окружено опасным сообществом нечестивых. Господь сошел с высоты небес, дабы восставить семя благочестивых. Диавол привел в движение все орудия своей злобы: Господа славы распяли, положили во гроб, но верен Тот, который сказал: //Воскресну, положуся во спасение.// Иисус Христос воскрес, и гроб Его сделался камнем спасения человеческого. Дух Божий изобильно излился с высоты небесной на апостолов; скоро мир возродился их проповедью, нечестие начало уступать благочестию, и племя благочестивых доселе растет и умножается. Так сбылось обещание Божие: Воскресну, положуся во спасение. Так не обманулся и св. пророк, который сказал при сих словах: не обинюся о Нем, то есть буду дерзновенно возвещать Его. Так и я, не обинуясь, говорю вам, чтобы вы всегда уповали на невидимую помощь Божию. В жизни нередко случается, что человека со всех сторон окружают неприятности и искушения. Именно: впереди ты иногда встречаешь начальство, раздраженное клеветою; обращаясь назад, видишь подчиненных, которые оскорбляют тебя непокорностью и неисправностью; по сторонам то неприятности семейные, то неудача в делах, то скудость, то болезнь преграждают тебе путь к благополучию. Нет у тебя на земле никакой видимой опоры, однако не думай, чтобы ты оставался без помощи, не теряй только упования на Бога, Он с высоты невидимо поможет тебе. В таком состоянии был Давид, когда говорил: //Отец мой и мати моя остависта мя// [[old:ps:026:10|(Пс. 26:10)]] еще сильнее изображает он сие состояние, когда представляет, что враги со всех сторон окружили его и что ему осталась одна надежда на имя Господне. //Обышедше, обыдоша мя, и Именем Господним противляхся им// [[old:ps:117:11|(Пс. 117:11)]]. В таком состоянии была та кровоточивая жена, которая издержала все имение свое на излечение болезни своей и не получила ни малейшего облегчения. В это-то время самой глубокой ее скорби Господь дает ей коснуться воскрилию риз Своих и исцеляет ее. Нередко случается, что Господь попускает человеку испытать сие беспомощное состояние и потом уже Сам, против чаяния и невидимо помогает ему. Господь Бог делает сие с доброй целью: Он хочет, чтобы мы полагали на Него одного упование и не питали ложной надежды на помощь человеческую. А таким образом и внешнего нашего человека успокаивает, и внутреннего укрепляет. Внешнего успокаивает потому, что освобождает его от суетных забот и исканий в людях, ибо суетно спасение человеческое: часто ожидая помощи от человека, мы или совсем не получаем ее, или получаем только на время, и притом чрез великие труды и усилия. Внутренний укрепляется потому, что, кто надеется на помощь земную, у того и сердце прилежит к земле, и взор его обращен к твари, а не к Творцу. Именно: один имеет какого-нибудь сильного родственника или благодетеля; испытуя скорбь, он и надеется на его помощь, о нем и думает, к нему и спешит, нередко забыв Господа. А тот, кому не на кого надеяться, идет в церковь, служит молебны Божией Матери или св. Николаю чудотворцу: от Бога он ожидает помощи и к Богу устремляет свои воздыхания. //Возведох очи мои в горы,// — говорит св. пророк, — //помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю// [[old:ps:120:01|(Пс. 120:1:2)]]. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Окрест нечестивии ходят: по высоте твоей умножил еси сыны человеческия** Эта вера в Бога поддерживает Давида среди условий, благоприятствующих распространению развращения: так как возвысились, получили почет в обществе люди, нравственно ничтожные (разумеются клеветники, приближенные к Саулу), то нечестивые по всей стране главенствуют (//"повсюду ходят"//). ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Окрест нечестивии ходят: по высоте Твоей умножил еси сыны человеческия** **Окрест** значит «кругом, туда и сюда, отовсюду», – отсюда слово: окрестность, т.е. окружающая местность. **По высоте Твоей** – это выражение, по толкованию св. Иоанна Златоуста, означает: «Ты сделал нас подобными Тебе, насколько возможно для человека быть подобным Тебе» [5, с. 143]. По переводу же с еврейского весь этот заключительный стих псалма читается так: «Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились». По связи сего стиха с предыдущими, мысль его может быть представлена в следующих словах: число людей непорочных и прямодушных очень оскудело и умалилось, а беззаконных повсюду бесчисленное множество; и они, по неисповедимым судьбам Божиим, умножаются и повсюду ходят дерзновенно, возвышаясь и прославляясь. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]