[<10>] ====== Толкования на Пс. 12:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **В конец, псалом Давиду** //Содержание//: Этот псалом воспевает Давид, принося покаяние в грехе и вместе благовествуя о нашем спасении. В псалме этом дан нам образец, как, пребывая во грехах, должны мы притекать к Богу. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **В конец, псалом Давиду** См. Толкование на [[old:ps:004:01#svt_grigorij_nisskij|Пс. 4:1]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **В конец, псалом Давиду** И сей псалом изрек великий Давид о себе самом, но не Саулом гонимый, а преследуемый Авессаломом. Гонение Саулово было прежде греха Давидова, и потому Давид говорил тогда с великим дерзновением; а востание Авессаломово было после греха; потому слова Давидовы срастворены плачем и воздыханием. ===== Евфимий Зигабен ===== **В конец. Псалом Давиду** Давид, по падении в прелюбодейство с Вирсавиею и убийство мужа ее Урии, подвергся различным искушениям: и дочь его Фамарь изнасилована сыном его Аммоном, и сам Аммон убит потом сыном его Авессаломом, единоутробным братом Фамари, из чего в царственном дому Давида родились немалые смуты. Наконец и сын его Авессалом возбудил мятеж и гонение против отца своего и изгнал его из царства; и не остановил своего гнева на сем, но еще, собрав воинские Давидовы полки, готовился гнать и преследовать войною отца своего, доколе не умертвит его. Соображая все cие Давид думал, что произведенные им любодейство и убийство суть причины таких бедствий его, и что Бог оставил его, хотя и простил ему оба греха его устами пророка Нафана. Такие бедствия заставили его написать после седьмого псалма сей псалом, т.е. после того как Xycий разрушил совет Ахитофела, а ему донес о замыслах, о приготовлении, делаемом против него Авессаломом и посоветовал, что ему предпринять, как это сказано прежде при изъяснении оного псалма. Сей псалом содержит надпись: //в конец// или //к концу//, по причине пророчества в нем о победе над воевавшим против него Авессаломом, каковая последовала //в конце// войны сей. Посему-то он и говорит здесь: «возрадуется сердце мое о спасении твоем». ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **В конец, псалом Давиду.** **НАДПИСАНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ** //По смыслу историческому, Давид, в крайнем несчастии своем, взывает о помощи к Богу Спасителю своему, а в смысле духовном, псалом сей содержит молитву человека, сущаго во искушении, или борющагося со грехом.// //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **В конец, псалом Давиду** Таково надписание сего псалма; таково же оно и в десятом псалме, при объяснении которого сказано было и о значении его. Побудительною причиной к составлению Давидом псалма сего было бедственное состояние его духа, причиняемое ему врагами его. По мнению древних церковных толкователей (блж. Феодорит [6, с. 56] и др.), псалом сей составлен Давидом во время преследования со стороны восставшего против него сына его Авессалома, и следовательно, после грехопадения Давида; а потому слова сего псалма проникнуты чувством покаянного плача и воздыхания. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]