[<10>] ====== Толкования на Пс. 12:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Доколе, Господи, забудеши мя до конца? Доколе отвращаеши лице Твое от Мене** **Доколе, Господи, забудеши мя до конца?** Грех как бы долгим соделал для него путь к Богу чрез покаяние. **Доколе отвращаши лице Твое от мене?** Лице cиe выну видят Ангелы. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Доколе, Господи, забудеши мя до конца? доколе отвращаеши лице твое от мене** В двенадцатом псалме показывает какую-то продолжительность искушения словами: **«доколе, Господи, забудеши мя до конца?»**, и во всем псалме учит нас не терять бодрости в скорбях, но ожидать Божией благости, и знать, что Бог по особенному домостроительству предает нас скорбям, по мере веры каждого посылая и меру испытаний. Поэтому, сказав: **«доколе, Господи, забудеши мя до конца? и: доколе отвращаеши лице Твое от мене?»**, тотчас переходит к зломыслию людей безбожных, которые, едва встретят хотя малое огорчение в жизни, не перенося затруднительности обстоятельств, тотчас начинают колебаться в мыслях: имеет ли Бог попечение о здешнем мире, назирает ли за делами каждого, воздает ли каждому должное? Потом, когда видят, что неприятное их положение все еще продолжается, утверждают в себе лукавое мнение, и решительно говорят в сердце своем, что нет Бога. //«Рече безумен в сердце своем: несть Бог»// [[old:ps:013:01|(Пс. 13, 1)]]. А кто вложил себе это в ум, тот уже без осторожности вдается во всякий грех. Ибо ежели нет назирающего, нет воздающего каждому по достоинству того, что сделано в жизни, то воспрепятствует ли что притеснять нищего, убивать сирот, умерщвлять вдову и пришельца, отважиться на всякое нечестное дело, осквернять себя нечистыми и мерзкими страстями, всякими скотскими вожделениями? Посему как следствие мысли, что нет Бога, присовокупил: //«растлеша и омерзишася в начинаниих»// [[old:ps:013:01|(Пс. 13, 1)]]. Ибо невозможно совратиться с правого пути тому, кто не болезнует в душе забвением Бога. **//Беседа о том, что Бог не виновник зла.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Доколе, Господи, забудеши мя до конца? доколе отвращаеши лице твое от мене** Не малое благо и в том, чтобы чувствовать забвение от Бога. Под забвением же разумей не состояние страстное, но оставление. Многие, подвергшись забвению от Бога, даже не сознают этого, и не скорбят; а блаженный Давид не только сознавал это, но исчислял и время забвения, потому что вы­ражение: **доколе** означает продолжительность времени. Потому он и скорбит, и плачет. Смотри, как он никогда не скорбит ни о чем житейском, ни о богатстве, ни о славе, но всегда о благоволении Божием. Почему же, скажешь, он знал, что Бог забыл его? Потому, что он знал и то, когда Бог помнил о нем, и ясно понимал, в чем состоит это забве­ние, и в чем это памятование, – не так, как многие из лю­дей, которые, когда богатеют, когда прославляются людьми, когда все у них идет успешно, когда одерживают победы над врагами, тогда и думают, что Бог помнит о них; по­тому они и не знают, когда Он забывает их. Не зная зна­мений памятования Его, они не знают и знамений забвения Его, не разумея знаков любви Его, не разумеют и знаков небла­говоления Его. Многих из людей, имеющих земные блага, Бог забывает, и даже особенно их; напротив о неимеющих часто памятует. Памятование о нас Божие происходит не от чего иного, как от добрых дел, внимательности, бодрство­вания, упражнения в добродетели; равно и забвение не от чего иного, как от грехов, корыстолюбия, хищения. Поэтому и ты, возлюбленный, когда находишься в несчастье, не говори: Бог забыл меня; напротив, – когда ты находишься во грехах и когда все идет у тебя успешно. Если ты будешь сознавать это, то скоро отстанешь от порочных дел. **«Доколе будешь отвращать лице Твое от меня?»** Это – высшая степень забвения. Подобиями человеческими пророк изображает действия Божии, и гнев Его и наказание. А Бог отвращает лицо Свое тогда, когда мы поступаем недостойно заповедей Его. //«Когда вы простираете, говорит Он, руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои...; потом приводит и причину: ваши руки полны крови»// [[old:is:01:15|(Ис.1:15)]]. Впрочем, это оставление и отвращение лица есть также действие великого по­печения Божия о нас. Он делает это для того, чтобы; сильнее привлечь нас к Себе. Так и человек, зараженный страстною любовью, видя невнимание к себе любимого предмета, остав­ляет его и удаляется, не потому, чтобы изгладить его из души своей, но, желая обратить и привязать его к себе. **//Беседы на псалмы. На псалом 12.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Доколе, Господи, забудеши мя до конца? Доколе отвращаеши лице Твое от Мене** **«Доколе Господи забудеши мя до конца?»** Замедление в помощи Пророк назвал забвением; умоляет же не предавать забвению до конца, то есть, не лишать совершенно Божественнаго промышления. **«Доколе отвращаеши лице Твое от мене?»** Пророк изречение сие употребил, взяв образ с разгневанных, которые не хотят и видеть сделавших им неприятное; почему чрез несколько слов говорит: призри на меня и помилуй меня. Под именем лица разумеет он не лице, и под словом отвращение – не отвращение, но опять заимствует образ речи от свойственнаго человеку. ===== Евфимий Зигабен ===== **Доколе, Господи, забудеши мя до конца? Доколе отвращаеши лице Твое от Мене** **Доколе, Господи, забудеши мя до конца** Забвение или забытье означает потерю и недостаток памятования. Но как все вещи находятся пред Богом, и не только великие произведения и действия, но и самые малые движения ума; то под забвением Божиим, вместе с //Златоустым//, надобно понимать оставление заблуждших и не хранивших заповедей Его. Ибо Бог попускает преступникам заповедей Его падать в искушения, для наказания и вразумления их. А //до конца// означает тоже, что на долгое время. Почему и //Златоуст// говорит: ничто столько не памятно у Бота, как делание добра, трезвость, бодрствование и тщательность в добродетели, и равно противное тому предается забвении. И так не тогда, когда ты находишься в бедствиях, говори, что Бог забыл меня, но тогда, когда грешишь, хотя бы и все текло тебе рекою. Ибо если бы ты знал это, ты скоро отстал бы от злых дел. А //Василий великий// говорит: показав великость искушения словами: //доколе, будешь забывать меня//, в продолжении всего псалма, он учит нас не огорчаться в бедствиях, но ожидать благости Божией и знать, что по Своему смотрению Он предает нас скорбям, и что по мере находящейся в нас веры наводит на нас бедствия. **Доколе отвращавши лице Твое от мене** Лице Божие означает силу надзора и благотворения Божия; напротив того, отвращение Божие есть лишение Его надзора и благодеяний. Бог отвращается от тех людей, которые недостойны, как говорит //Златоуст//, воззрения Его; ибо Он отвращается злых дел их и ненавидит оные; Давид человеческими свойствами изображает Божеские. «Ибо и люди, когда оставляют кого-либо, оставляют и памятование о таковом человеке, и когда отвращаются от кого либо, не хотят и видеть отвратительного для них человека», как говорит //Феодорит//. //Златоуст// прибавляет: но и оставление со стороны Его и отвращение лица означает великое попечение. Ибо так поступает с нами для той цели, чтобы сильнее привлечь нас к Себе, подобно тому, как страстно привязанный кто к кому либо, оставляет и нарочно забывает любимое им лице, когда оно презирает его, не исключая его из ума, но желая обратить и приблизить его к себе. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Доколе, Господи, забудеши мя до конца? доколе отвращаеши лице твое от Мене?** Хотя справедливо, что Давид, по причине ложных клевет, в таком мнении находился у людей, аки бы Бог не меньше гневался на него, как и Саул: но здесь не столько по мнению других, сколько по собственному чувствованию жалуется он, что Бог его забыл, – однако не потому, аки бы в душе его угасла вера и твердое упование на обетовании Божии, или аки бы совершенно лишился он милости Его, но поелику трудно человеку, борющемуся чрез долгое время с бедствиями и никакого знака Божественныя помощи не видящему, не поколебаться и не помыслить иногда, что он забвен от Бога. Ибо мы, находяся в бедствиях, не человеческим разумом, ниже естественными чувствами познаем, что Бог печется о нас, но верою постигаем невидимый промысл Его. Тако Давид, яко человек, судя по тогдашним обстоятельствам, в каковых находился он, мог о себе подумать, что Бог его оставил. Однако же и при таковых обстоятельствах, руководствуемый светом веры, мысленными очами проникал сквозь завесу Божиих судеб, хотя они и сокрыты были. Итак, хотя ни откуду не видел благия надежды, но сколько понятие человеческаго разума простираться могло, благонадежно взывает: //доколе Господи, забудеши мя до конца? доколе отвращаеши лице Твое от Мене?// И сею самою жалобою свидетельствует, что он верою своею возносится выше, и несмотря на мудрование плоти, спасение свое в руце Бога поставляет. Иначе каким бы образом воздыхания и вопли свои к Нему возслал? И нам убо так со искушениями бороться надлежит, чтоб в самой борьбе вера нам вещала, что должно преодолевать зло, влекущее нас во отчаяние, якоже и Давиду не возбранила немощь плоти прибегнуть к Богу, и взыскать Его, так что он и самыя противныя по-видимому страсти наилучшим образом в себе согласил и примирил. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Доколе, Господи, забудеши мя до конца? доколе отвращаеши лице Твое от мене** Этот псалом мог быть написан Давидом в позднейшее время преследования его Саулом. Долгие годы прошли уже, а ожидаемая и столь часто испрашиваемая у Бога победа над врагами все еще не приходила; в душу Давида могла время от времени закрадываться мысль, что Бог совершенно забыл его (ср. [[old:ps:006:start|Пс. 6)]], отсюда вынужденный горем вопрос: долго ли еще будет продолжаться состояние этого полного забвения? Псалмопевец составляет все новые планы, чтобы избегнуть от преследования, но все они не удаются ему; потому и составление планов производит в нем скорбь [[old:ps:012:03|(ст. 3)]]; положение его столь тяжело, что он от нужды и скорби близок к смерти (//усну в смерть//), – все это потому, как думал псалмопевец, что Бог отвратил от него лице Свое. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 2-3 **Доколе, Господи, забудеши мя до конца? доколе отвращаеши лице твое от мене? Доколе положу советы в души моей, болезни в сердцы моем день и нощь? доколе вознесется враг мой на мя** //Давид, измученный и обессиленный гонениями со стороны Саула, с болезненным воплем обращается к Господу, когда они кончатся?// //"Забывать меня вконец"// - оставить на окончательную гибель. - //"Скрывать лице"// - отворачиваться своей милостью, отказывать в помощи. - //"Слагать советы"// - изобретать способы спасения. - //"Врагу возноситься"// - иметь перевес. Давид изображает свое положение во время гонений от Саула настолько изнурительным и полным таких превратностей, что он теряется, делается неспособным придумать что-либо новое для своего спасения. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Доколе, Господи, забудеши мя до конца? Доколе отвращаеши лице Твое от Мене** Когда с человеком случаются беды и несчастья, когда он видит себя окруженным врагами и злоумышленниками, а защита или помощи ни от кого ему нет, тогда он с особенною ревностью устремляет свои мысли и чувства к Богу; и вот в таких-то случаях испытывается его вера в Бога. Иногда, в подобных случаях, обращаясь с молитвою к Богу, он долго не получает ожидаемой помощи, и тут его вера, если она не тверда и не укреплена в благочестии и навыках добродетельной жизни, мало-помалу слабеет и даже совсем утрачивается, и человек впадает в отчаяние, совершенно лишаясь надежды на Бога. И наоборот, когда человек, находясь в бедственных обстоятельствах и взирая с упованием на помощь Божию, хотя и долго не получает этой помощи, но не теряет надежды получить ее, и таким образом все больше и больше, сильнее и сильнее укрепляется его вера, непоколебимою становится его надежда на милость Божию – тогда и постоянна и небезуспешна бывает его молитва. Таковы чувства веры и надежды пророка Давида, выраженные в молитвенных словах сего псалма: **Доколе, Господи, забудеши мя до конца? Доколе отвращаеши лице Твое от Мене?** В этих словах пророк выражает не отчаяние, а надежду, потому что говорит: доколе, а не навсегда, выражая тем веру свою, что Господь рано или поздно прекратит его скорби и страдания; **отвращаеши лице Твое** – этот образ выражения взят с разгневанных, которые не хотят даже смотреть на сделавших им неприятное. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]