[<10>] ====== Толкования на Пс. 13:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 1-2 **Рече безумен в сердцы своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню. Господь с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога** **В конец, псалом Давиду** //Содержание:// В настоящем псалме со всею ясностью обнаруживает нечестие и беззаконие людей во всех их начинаниях, чтобы проповедать необходимость пришествия Христова. **Рече безумен в сердце своем: несть Бог**. Поелику, не помыслив, что есть Бог, Который назирает и праведным судом судит человеческие дела, привели они в исполнение всякое непотребное дело, то по сему самому **Господь с небесе приниче.** А это ясно указывает на пришествие Господа к человекам. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Рече безумен в сердцы своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню** Как действительно лишенный ума и смысла, безумен тот, кто говорит: **«несть Бог»**. Но близок к нему и нимало не уступает ему в бессмыслии и тот, кто говорит, что Бог – виновник зла. Я полагаю, что грех их равно тяжек: потому что оба равным образом отрицают Бога благого, один говоря, что Бога нет, а другой утверждая, что Он не благ. Ибо, если Бог – виновник зла, то, очевидно, не благ. А поэтому и в том и другом случае отрицается Бог. **//Беседа о том, что Бог не виновник зла.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Рече безумен в сердцы своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню** Когда оскорбляется господин, добрый раб, из чувства пре­данности ему, негодует. Точно также, когда отвергается Бог, про­рок Божий вразумляет безумного, говоря то, что ты слышал: **«Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога»**. Как раб, преданный госпо­дину, узнав, что сорабы его отвергают своего господина, по чувству преданности спешит уладить дело и собственными руками нака­зывает дерзкого, или бесславит его, делая для всех ненавистным, или для вразумления и устрашения других доносит господину и ста­рается, чтобы он понес жесточайшее наказание, одним словом – вооружается против возмутителя, как против настоящего врага, так и пророк, узнав, что Создатель бесчестится тварью, что гор­шечник оскорбляется брением и Бог отвергается безбожным, и, будучи поражен в самое сердце, от нестерпимой боли восклицает, **«Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога»**. Посмотри, какое строгое соответствие с предыдущим псалмом. После того как там с не­удовольствием говорил (псалмопевец): //«доколе, Господи, будешь забывать меня до конца?"// [[old:ps:012:02|(Пс.12:2)]], и не много спустя: //"доколе будет возноситься надо мною враг... мой?»// [[old:ps:012:03|(Пс. 12:3)]], – враг, т.е. безумный, утверждающей, что нет Бога (по­тому что возносящийся пред Богом, тем более будет возноситься пред пророками Божиими, и гордящийся пред Господом будет гор­диться и пред сорабами своими), – будучи спрошен: почему он тер­пит болезни в сердце своем днем и ночью? он отвечает сле­дующими словами: почему я болею сердцем? потому, что **«сказал безумный в сердце своем: «нет Бога»**. Самое общение с безбожником я принимаю за отвращение от меня Бога. Мне приходится жить с безбожником, и я считаю это зна­ком того, что Бог забыл меня, – потому что нечестие безбожных есть огорчение и мучение для святого. Так и о Павле сказано: //«В ожидании их в Афинах //(Тимофея и спутников его)// Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов»// [[new:act:17:16|(Деян.17:16)]]. //«Почему беззаконные живут»// [[old:iov:21:07|(Иов.21:7)]]? Исторически же известно, что этот псалом произнесен Давидом о Сауле – по поводу его чревовещательства, равно как псалом пятьдесят второй – с тем же самым содержанием – относится к Доику. Сказал безумный Саул: //«сыщите мне женщину волшебницу»// [[old:1ts:28:07|(1Цар.28:7)]]. Он делается вторым Адамом, обольщаем женщиной. И говорит ей: //«поворожи мне»// [[old:1ts:28:08|(1Цар.28:8)]]; оставив пророчество, он низвергается к прорицанию. **«Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога»**. Будем осте­регаться, братие, чтобы нам не потерпеть крушения подобно безум­ному, исповедуя Бога на словах и отвергаясь Его делами: называя Его благим и милостивым, но, не оказывая милости ни больному, ни бедному, ни притесняемому. Что можно отрицать Бога не только сло­вами, но и делами, и нося имя христианина, говорить точно так же, как и безумный: **"нет Бога",** об этом свидетельствует апостол, говоря: //«они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются»// [[new:tit:01:16|(Тит.1:16).]] Насколько дела сильнее слов в отношении убедительности, настолько тяжелее – отвергаться Бога на деле, чем отрицать Его устами или в сердце. **«Сказал безумный»**. А говорящий устами: возлюблю Тебя, Господи, и в сердце ненавидящий брата своего, как он любит Бога, оказываясь ослушником Его слов: //«и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими, и люби ближнего твоего, как самого себя»// [[old:vtor:06:05|(Второз.6:5]]; [[old:lev:19:18|Лев.19:18)]]? Господь говорит: //«кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое»// [[new:in:14:23|(Ин.14:23)]]. Значит, кто не соблюдает, тот не любит. Устами называет Бога, а в сердце говорит: **"нет Бога"**. Свидетель Господь, говоря­щий: //«приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня»// [[old:is:29:13|(Ис.29:13)]]. **«Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога»**. Что тот, кто ненавидит брата своего, и Бога ненави­дит, хотя бы устами взывал и кричал, что любит Бога, об этом говорит евангелист Иоанн в послании: //«кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?»// [[new:1in:04:20|(1Ин.4:20)]]? Итак, когда такой человек признает Бога на словах, не отре­каясь явно, он кует нечестие в сердце. **«Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога»**. Подтверждая эту мысль, пророк ниже говорит: //«неужели не вразумятся все делающие беззаконие»//, исповедающие Бога на словах и отрицающие его делами своими, //«поедающие народ Мой, как едят хлеб?... Господа они не призывали»// [[old:ps:013:04|(Пс. 13:4)]]. Бога исповедают и при­знают, но так как делами отвергались Его, то, призывая, не при­звали. Сам Господь сказал: //что Меня зовете: «Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?»// [[new:lk:06:46|(Лк.6:46)]]? //«Всякий согрешающий не видел Его»// [[new:1in:03:06|(1Ин.3:6)]], говорит Иоанн. Когда добродетель изгоняется грехом, падает вместе с тем и благочестие, существование ко­торого зависит от отсутствия греха. Так поступали дети Илия, сыны погибели, не знавшие Го­спода – не в том смысле, чтобы отрицали Его устами, но в том, что свои постыдные дела совершали в Скинии. Так и ростовщики не знают Бога. Он говорит: //«по коварству они отрекаются знать Меня»// [[old:ier:09:06|(Иер.9:6)]], – Меня, сказавшего: //«Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста»// [[old:ish:22:25|(Исх.22:25)]], – **"нет Бога"**. Как же то, что после Бога? нет **"Бога"**. Как же то, что от Бога? **"нет Бога"**. Как же всякий человеческий язык называет Бога? Неужели же все мириады людей ошибаются, утверждая бытие Божие, а безумный один только считает себя правым, оставаясь одиноким в своей лжи? И пять или семь свидетельств желающий оспаривать в завеща­ниях, как только дело предстанет на суд истины, изобличается сопоставлением: как же вселенную, язык всех народов мира, же­лает опровергать один безумец? Не жалок ли, в самом деле, он и не бессмысленнее ли он самого себя? Безумен он уже по­тому, что отвергает Бога, и еще более безумен потому, что бессты­ден. Ведь хотя у различных народов вселенной образовались различные понятия о Боге, однако самого основания имени никто не колебал. **«Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога»**. Нет основания, а как стоит здание? Нет дна, на чем держится судно? Нет кораблестроителя, а как строится корабль? Нет строителя, а как же дом? Нет зодчего, а кто устроил город? Нет земледельца, а как поля приносят жатву? Нет музыканта, а откуда является гар­мония на лире мира? Нет промыслителя, а как все подчиняется про­мыслу? Нет возницы, а как движутся колесницы четырех стихий? Нет ваятеля, а как люди как живые изваяния наполняют мир? Нет делателя сводов, а кто раскинул над тобой свод небес? Нет золотых дел мастера, а кто положил пред тобою на небе солнце, как будто блюдо чистого золота на столе? Нет устроителя светильников, а кто как серебряную лампаду дал тебе луну ночью? Нет светодавца, а кто дал тебе светила, служащие источником света и сияния? Нет единого, творящего светила великие, а кто дал тебе блеск звезд в высоте, как говорит пророк: //«Он Един сотворил великие светила,... солнце – для управления днем и луну и звезды... для управления ночью»// [[old:ps:135:07|(Пс.135:7–9)]]? Нет создателя, а как красота создания сви­детельствует о созданиях: //«ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их»// [[old:prs:13:05|(Прем. 13:5)]]? **«Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога»**. Все, что бывает в мире, и делается и производится, имеет установителя и совершителя, и только мир не имеет управителя? Если нет Бога, что ты делаешь в его владе­ниях? Ты остаешься в доме Божием и не признаешь его хозяина? Или будь благодарен за жилище, или уходи из дома. Зачем и дом позоришь, отрыгая хулу? Безумцем псалмопевец называет здесь не лишившегося рассудка, помешанного или слабоумного, но человека, развращенного умом, не потерявшего прирожденного и общего всем человеческого рассудка, но утратившего одну из четырех доброде­телей – разум, светильник души, царя помыслов, учителя прекрас­ного, о котором приточник говорит: //«кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо»// [[old:pr:19:08|(Притч. 19:8)]]; и в другом месте: //«приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого»// [[old:pr:04:05|(Притч. 4:5)]]. Разве поврежденному в главном на­чале, утратившему природный разум и окаменевшему умом мог он сказать //«приобретай мудрость, приобретай разум»//? Конечно, утративший природный орган, хотя бы и желал, не может приобретать пре­мудрости. А что называемый здесь безумцем не был по природе лишен умственных дарований, обрати внимание, как он был силен в сообразительности: **"нет Бога"** – он не сказал язы­ком, не разболтал устами, но скрыл зло в сердце, потому что знал, что, сказавши это в слух, он подвергнется опасности, так как в то время хуливший Бога или отрицавший его побивался кам­нями, чему свидетель Навуфей, осужденный за богохульство. Чтобы не подвергнуться этой участи, злоумный запечатлел свое безбожие в сердце, сделав свое сердце храмом нечестия. **«Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога»**. Если бы он был скудоумен и лишен разума по природе, и сказал бы это не в сердце только, но и устами: **"нет Бога",** то ни от Бога, ни от людей не подвергся бы он опасности, потому что если нередко царь, возница вселенной, оскорбляемый безумным и глупым, снисходит, будучи милостив по природе, – конечно, не под влиянием гнева, – то тем более когда богохульствует безумный по природе, ни Бог, ни человек не вооружаются против него, но снисходят ему, как человеку, болтающему вздор. Поэтому и одержимые бесами или беснующиеся за хулу не осуждаются. И всякий чтитель многобожия говорит: **"нет Бога",** потому что как при многомужии (//ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе//) [[new:in:04:18|(Ин.4:18)]] (нет мужа), так и многобожие без­божно. Введение многих богов есть отрицание единого Бога. И что многобожники называются безбожными, послушай, что пишет апостол Ефесянам: //«помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире»// [[new:ef:02:11|(Ефес.2:11–12)]]. Какие же безбожники ефесяне? Оттуда идолы, там статуи; здесь блюстительница (храма) Артемида, здесь Димитрий среброковач, делающий золотые капища Артемиды; такое множество богов, и как же после этого ефесяне не безбожны? Да, именно потому и безбожны, что, избравши себе многих богов, отпали от Единого. **«Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога»**. От первого безумного (это безумие) перешло уже к его ученикам. Первый безумец-диавол, он – первый распространитель безумия, первый вестник безбожия. //«И вы будете, как боги»// [[old:gen:03:05|(Быт.3:5)]]. Говоря о многих богах, он отвергнул Единого. Бе­зумен и народ иудейский. В безумии он поносил имя Господне, говоря о Христе, что он не Бог: //«если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница»// [[new:lk:07:39|(Лк. 7:39)]]. Не признававшие Его пророком, как могли признать Его Богом? //«Кто может прощать грехи, кроме одного Бога»//? Христос же: //«для чего так помышляете в сердцах ваших?»// [[new:mk:02:07|(Мк. 2:7–8)]]? **«Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога»**. Везде есть Бог, а в сердце безумного Его нет. Так говорил Бог и синагоге: //«Меня перестала помнить и хранить в твоем сердце, Меня же отбросил назад»// [[old:is:57:start|(Ис.57]] и [[old:3ts:14:09|3Цар. 14:9)]]. Первый безум­ный, породивши безумие из самого себя – диавол, потому что, будучи безумным, затеял безумное дело; а змей был даже мудрейший. И чего он захотел? Захотел быть равным Богу, говоря: //«взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой,... буду подобен Всевышнему»// [[old:is:14:13|(Ис. 14:13–14)]]. Отверг имя – //«Бог»// и употребил название – //«Всевышний»//, стыдясь назвать Того, Которого не признавал. Так и всякий ярый еретик – во время гонения, – беседуя с епископом, не называет его ни архиереем, ни архиепископом, ни благочестивым, ни святым, но как? Твоя чест­ность, твоя благоразумность, твоя рассудительность, твоя справедли­вость, и (другие) общие имена к нему прилагает, избегая имени, свойственного его сану. Так именно и диавол поступил тогда по отно­шению к Богу. //«Буду подобен Всевышнему»//: не Богу, но //«Всевышнему»//. И, заметь, прошу, каким точным обвинителем диавола является здесь пророк. **«Сказал безумный в сердце своем»**. Не сказал: говорит, но: **"сказал"**. Однажды осмелился, и сказал. А после того как, сказав это, был низверг­нут как возмутитель с неба, не решается уже более говорить этого сам. После того как однажды только сказал: //«взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, буду подобен Всевышнему»//, и, отвергая Бога, попробовал быть Богом, низринутый свыше и внизу попираемый людьми, более уже не дерзал сказать: **"нет Бога"**, но называет Бога притворно и прикровенно. //«Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева?»// [[old:gen:03:01|(Быт. 3:1)]] //«Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий»// [[new:lk:04:34|(Лк. 4:34)]]. //«Сии человеки – рабы Бога Всевышнего»// [[new:act:16:17|(Деян. 16:17)]]. Итак, однажды вы­сказав безбожную мысль, более уже не решался выразить ее, потому что знал, что потерпел (за то). Не: «говорит» безумный, но: **«сказал безумный в сердце своем: «нет Бога»**. Не говорит уже этого непо­средственно и сам по себе, но сказал **«в сердце своем»** и (говорит) чрез всякого нечестивого человека, подобного ему умом и сердцем. Сказал чрез фараона: //«я не знаю Господа»// [[old:ish:05:02|(Исх.5:2)]], и бездну мор­скую сделал его могилой. Сказав чрез Сеннахирима ассирийского, что Езекию Бог //«не может вас спасти от руки моей»// [[old:4ts:18:29|(4Цар. 18:29)]], и предать его на заклание в руки сыновей его, cказал чрез Навухо­доносора трем отрокам: //«какой Бог избавит вас от руки моей?»// [[old:dan:03:015|(Дан. 3:15)]] – и могущественнейший из людей унизился до поедания травы подобно волу [[old:dan:04:start|(Дан.4)]], чтобы научиться что, //«вол знает владетеля своего»// [[old:is:01:03|(Ис. 1:3)]], а он отверг. Иуду, отвергнувшего бытие Бога, погубил (диавол) петлей, заставив его предать Бога как человека: //«диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его»// [[new:in:13:02|(Ин. 13:2)]]. **«Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога»**. Ведь если бы называл Его тогда Богом, не предал бы на смерть и не научил бы иудеев богоубий­ству, так как он убедил их, что Иисус не есть Бог: //«Сего же не знаем, откуда Он»// [[new:in:09:29|(Ин. 9:29)]]. Все они предприняли невозможное, и потому были преданы погибели. Пророк со скорбью говорит: **«они развратились и гнусны стали в делах»**. Научившись от диавола, они испытали его участь; как тот с небес, так они (были низвергнуты) с царских престолов. Кому кто следует, того и участь разделяет. **«Они развратились и гнусны... стали в делах"**; **«развратились»**, потому что поставили тление против нетленного, //«и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку»// [[new:rim:01:23|(Римл.1:23)]]. Не только развратились люди в уме своем: **«развратились»**, но и гнусны... стали. Почему? Потому что водворили нечестие в храме сердца своего, как мерзость запустения. **«В делах»**. Почему? Потому что то, чего не установила природа, то изобрело злое расположение. **«Развратились»**, как фараон и Наву­ходоносор. **«Развратились»**, потому что израненные, разлагающиеся, смер­дящие, истекающие кровью – не искали врача. **"Гнусны... стали»**, сде­лались мерзкими, валяясь в грехах, как свиньи в грязи [[new:2pet:02:22|(2Петр. 2:22)]], и как псы, возвращаясь на свою блевотину [[old:pr:26:11|(Притч.26:11)]], – потому что написано: //«грешнику же страх Господень ненавистен»// [[old:prsir:01:25|(Сир.1:25)]]. И так как они сделали мерзким свое богопознание, то и сами сделались мерзостью для чтителей Бога. **«Развратились»**, сделались как одежда съеденная молью, и как железо, разъедаемое ржавчиной, **"гнусны... стали»**, как оскверняются от прикосновения к костям трупов и умираю­щих. Закон объявлял нечистым того, кто прикасался к трупу [[old:chis:19:02|(Числ.19:2)]], в силу чего осквернился и Иуда, постоянно осязавший Христа как мертвеца и не видевший Его живым. //«Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне опора твоя»// [[old:os:13:09|(Ос.13:9)]]. Чтобы показать, далее, плоды нечестия и безбожия, псалмопевец прибавляет: **"нет творящего добро"**. Кто отвергнул Бога и не признает промыслителя, тот, конечно, не принимает ни смерти, ни совершенства, ни воскресения, ни суда, ни воздаяния, и поэтому не делает ничего ни доброго, ни хорошего. Как верноподданный подчиняется законам и распоряжениям царя и принявший сторону мятежника не исполняет царских повелений, так отрицающий Бога отвергается заповедей Божиих и делается бесполезным и вредным для общества. **"Нет творящего добро"**: ни Ирод, избивающий невинных младенцев в Вифлееме, ни иудей, называющий Вельзевулом изгоняющего бесов, ни законник – искуси­тель, ни гордый архиерей, ни книжник отрицающий, ни фарисей высо­комерный или ругающийся, ни саддукей спорящий, ни Иуда продающий и слуга заушающий, ни Пилат осуждающий, ни народ кричащий: //«возьми, возьми, распни Его!»// [[new:in:19:15|(Ин.19:15)]], ни солдаты связывающие, ни народ плюющий, наносящий побои тростью и пощечины, сплетающий терновые венки, распинающий, дающий в питье уксус и желчь. **"Нет творящего добро"**. Заметь тщательно, что это изречение исполнилось в осо­бенности при распятии Христа. В самом деле, при Давиде, когда это говорилось, были делающие благостыню, блаженные пророки, спод­вижники Давида. И во время рождения Христа были праведные в лице, напр., Иосифа, Захарии, Симеона, а также апостолов, – делающие благостыню, одни преклоняющиеся, другие принимающие в объятия. Только при кресте не было делающего добро. Не сказал также (псалмопе­вец): нет говорящего доброе, потому что сотник и разбойник гово­рили о Нем хорошее. //«Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!»//; //«истинно человек этот был праведник»// [[new:lk:23:42|(Лк.23:42]], [[new:lk:23:47|47]]; [[new:mf:27:54|Мф.27:54)]]. **"Нет творящего добро"**, так как и ученики все, оставивши Его, разбежались. Иоанн уходит нагой, Петр отрекается, ученики убегают, душу матери его Марии пронзает меч сомнения. Следовательно, при страдании никто не обнаружил плода любви, //"нет творящего добро, нет ни одного»// [[old:ps:013:03|(Пс. 13:3)]], – включая и того воина, который уже после Его смерти пронзил копьем Его ребро. Но по­чему, о, пророк, до пришествия Своего во плоти и вочеловечения не призрел (Господь), как врач, болящего мира? Нет, призрел, искал помочь, хотел исцелить, но никто не пожелал быть исцеленным. **//Беседа на псалом 13.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню** **«В конец, псалом Давиду»**. И сей псалом отсылает нас к концу; потому что предвозвещает будущее. Содержание же его таково: царь ассирийский Сеннахирим наступил некогда с воинством на Иудею и овладел многими городами, из которых иные сдались добровольно, а другие взяты силою. В надежде же овладеть и Иерусалимом к владычествовавшему тогда над Иудеями Езекии послал он Рапсака с богохульными и злочестивыми словами. Ибо говорит он: скажите Езекии, да не обольщает тебя Бог твой, на Котораго ты уповаешь, что избавит Иерусалим от руки моей. //«Где есть Бог Емафа и Арфада? где есть Бог»// града //«Сепфаруима?»// Не могли они избавить от руки моей, и //«измет ли Господь Иерусалима из руки моей»// ([[old:4ts:18:34|4Цар.18:34–35]])? Но так говорил Рапсак, а Езекия, пренебрегши и великое воинство, и безумие речей, водясь же собственным своим благочестием, призвал в помощь Божественное споборничество, и вскоре воспользовался оным. Ибо праведный Судия, возгнушавшись нечестием одного, и прияв благочестие другаго, чрез единаго Ангела умертвил сто восемьдесят пять тысяч Ассириян, а прочих обратил в бегство, и осажденным даровал чудное спасение. //«Рече безумен в сердце своем: несть Бог»//. Начало псалма соответствует словам Сеннахирима и Рапсака. //«Растлеша и омерзишася в начинаниях: несть творяй благостыню»//. Основание и корень нечестия, говорит Пророк, есть растление жизни; потому что, предав себя самих невоздержанию и зверской жизни, изринули вы из разума памятование о Боге, а безумию вождя последовали и подданные. ===== Евфимий Зигабен ===== **Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню** **В конец, псалом Давиду** И этот псалом обещает указать конец того, что в нем предсказано Давидом. На основании сего некоторые с Василием находят здесь пророчество о том, что имело быть во времена царя Езекии и осады Иерусалима Сеннахеримом —царем Ассирийским; другие, как //Афанасий//,—пророчество о событиях, относящихся к воплощению Христову. Что касается до нас, то мы будем изъяснять этот псалом в отношении к тому и другому мнению. **Рече безумен в сердце своем: несть Бог** Безумный Сеннахерим сказал, говорит, в сердце своем, что Бог Иудейский не есть Бог. Ибо если бы он верил, что Он действительно Бог, то не дошел бы до столь нечестивого помысла и особенно в то время, как ежедневно мог слышать о чудесах, произведенных Богом над врагами иудеев. Таковые внутренние помыслы он не замедлил выразить и словом, злословя Бога Израилева и отправил первого вождя своего—Рапсака— для осады Иерусалима, как это читаем в 4-й Царств в глав. [[old:4ts:18:start|18]] и [[old:4ts:19:start|19]] и у пророка Исаии в глав. [[old:is:36:start|36]] и [[old:is:37:start|37]]. Это верх всякого зла. Думать, что нет Бога, но что все произошло само собою—это (безбожие) есть начало всякой необузданности,—всякого беззаконного действия. Что же значит: сказал в сердце?—то, что, поелику есть слово—одно произносимое и другое—состоящее в расположенности; то пророк говорит не о произносимом слове, а о находящейся в душе мысли. Сказал в сердце своем, т.е. помыслил, что нет Бога. И каждый бесстыдно согрешающий тем самым, чрез что показывается презрителем всякого доброго, хотя и не говорит словами, самыми делами и необузданною жизнью едва не говорит, не произносит того, что нет Бога. Другие учителя говорят, что безумный потому только сказал в сердце своем, что нет Бога, и не дерзнул произнести сего, что боялся, чтобы не услышали его слов люди и бесчувственные стихии мира и не умертвили бы его, так как последние красотою и порядком своим проповедуют, что есть Бог, и безумный, отрекающийся бытия Божия, становится хуже бесчувственных тварей. И //Феодорит// прибавляет: по самой истине и необходимости безумный назван отрекшимся от Бога. Ибо если начало премудрости есть страх Божий, то бесстрашие и безбожность противны мудрости. Также //Дидим// говорит: безумный безбожник, как неимеющий общего смысла. Также //Ориген// сказал: безумный мыслит, что нет Бога, посему-то он сказал сие в сердце, а не исповедал его устами по причине страха человеческого. ** Растлеша и омерзишася в начинаниях** Те, говорит, которые окружали царя Сеннахерима, были растленны, как потерявшие правильное познание о Боге и благочестии; они же были мерзки и ненавистны пред Богом по причине неправедных и злых дел своих. Ибо сии нечистые оскорбляли Бога и поносили Его, что Он бессилен и не есть Бог, а народ иудейский устрашали истреблением его. Гордясь таковым поведением своим, они марали и сквернили себя пьянством и сладострастием. Можно думать, что в этом стихе сделано переложение слов, которое можно исправить так: они растленны в стремлениях своих и гнусны. Основание, говорит, и корень нечестия есть развратная жизнь. Ибо предавшиеся невоздержанию и зверской жизни изгнали из ума своего памятование о Боге. Слова //Феодорита//. (Смотри и [[old:ps:052:start|52]] пс). И //Златоуст// говорит: они растленны, потому что навлекли на нетленное существо тление и изменили славу нетленного Бога в подобие образа тленного человека,—люди растленные умом. **Несть творяй благостыню**, иметь до единаго. Нет, говорит, в числе людей Сеннахерима ни одного доброго, но все злы. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **В конец, псалом Давиду, Рече безумен в сердцы своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню.** **НАДПИСАНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ** //В сем псалме оплакивает Пророк растление естества человеческаго, каковое наипаче зрится в неверных и безбожных людях.// ТОЛКОВАНИЕ. До толикаго безумия дошло человеческое естество, в первом человеке поврежденное, что нашелся некто таковый, который хотя гласом и не дерзнул отрицать Божие бытие, но в сердце своем рекл: несть Бог. А чрез сие не то означает Пророк, аки бы един некто известный безумный человек сие изрыгнул слово, но вообще глаголет, что люди поврежденные естеством до такой слепоты доходят, что бывают безумны даже и в разсуждении высочайшаго Существа, и помышляют, что нет никакого Бога, пекущагося о делах человеческих, которому бы должны были они дать отчет о себе. //Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню//. В первом члене сказал Пророк, что человек растлен стал по уму, а здесь присовокупляет, что растлен и по воле, так что люди по большей части грешат, а добра не творят. Ибо не имея благодати, и употребляя одни токмо силы естественныя, творить добра не могут; а хотя иногда и творят некия добрыя дела нравственныя, которыя грехами назваться не могут, но те дела не суть совершенно благия: понеже бывают без веры и благодати, и потому не руководствуют к верховному благу, как изрядно разсуждает о сем Августин, в четвертой книге против Иулиана. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Рече безумен в сердцы своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню** Псалом 13-й почти буквально сходен с псалмом [[old:ps:052:start|52-м;]] и если происхождение его относить к определенному историческому обстоятельству, то он мог бы быть написан во время Саулова гонения, но не во время восстания Авессаломова. А под безбожниками, против которых направлен псалом, можно также разуметь соседей – язычников, которые в царствование Давида часто жестоко угнетали израильтян (ср. напротив [[new:rim:03:start|Рим. 3]] и д. приложение к иудеям). – Давид мог быть убежден, что Саул и приверженцы его только потому свирепствуют против него, что не веруют в Бога, что они, по образу мыслей своих, безбожники, так как иначе их сдерживал бы страх пред Богом, делу Которого служил Давид. Следовательно, Саул со своими придворными единомысленниками (коллективно) мог быть назван **безумным**. Все они одинаково были безбожники. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Рече безумен в сердцы своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню** //Саул и его сподвижники настолько развратились, что Господь среди них не находит ни одного, "делающего добро"// //"Сказал безумец в сердце своем: нет Бога"//. Под безумным разумеется Саул. "Сказать в сердце" - искренно верить, решить. Отрицание Саулом Бога есть не отрицание им Его бытия, а непризнание над Давидом Божественного определения, по которому последний помазан им быть царем над Израилем. Саул в своих преследованиях Давида руководился взглядом на него, как на властолюбца, жадного искателя престола, а потому и революционера. Саул заблуждался относительно Давида, но был искренен в заблуждении, окружающие же его придворные сознательно и своекорыстно поддерживали в нем такое ложное воззрение, а потому в своих клеветах на невинного страдальца //"совершили гнусные дела"//. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **В конец, псалом Давиду** Объяснение см. в псалмах [[old:ps:004:start|4]] и [[old:ps:006:start|6]]. **Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню** Слово **безумен** по русскому словоупотреблению означает человека, лишенного ума, или, что то же, неразумного,– но в настоящем выражении: **рече безумен в сердце своем** – слово это употреблено в другом значении, как это можно видеть и по связи этого выражения с последующими речениями псалма и вообще по употреблению его в Священном Писании. Весь [[old:ps:013:start|Пс. 13]] есть не что иное, как выражение жалобы на нечестивых и беззаконных, а потому и словом **безумен** пророк обозначает здесь, должно думать, не одно какое-либо определенное лицо, а вообще человека нечестивого или, вообще, развращенного беззаконною жизнью. «Прирожденная духу нашему идея (мысль) о Боге есть сущность разумной природы человека и наилучшее ее украшение; истина же бытия Божия есть коренное начало, жизнь и душа всякого ведения; без этой истины неразрешимы все высшие вопросы человеческого знания. А потому, действительно, только безумный может сказать, что нет Бога». Справедливо замечает блж. Августин и другие толковники, что Давид разумеет здесь таких людей, кои умом сознают бытие Божие, но по нечестию, из любви к греху не веруют или, лучше сказать, не хотят, боятся верить в Бога-Промыслителя, Судию и Мздовоздаятеля, живут без Бога, а потому и предаются пороку необузданно. Слово **безумен** на языке Священного Писания означает нечестивого, ибо и на самом деле нечестие есть безумие, потому и Давид свое беззаконие называет безумием [[old:ps:037:06|(Пс.37:6)]]. Весьма уместно здесь припомнить евангельскую притчу об одном безрассудном богаче, который, быв предан любостяжательности и сластолюбию до забвения о Боге, не знал надлежащего употребления временному богатству своему и думал употребить его на свою роскошь и пресыщение, за что именно и назван был от Самого Господа Иисуса Христа «безумным» [[new:lk:12:16|(Лк. 12:16–21)]]. Так вот такой-то нечестивец, безумец, и сказал в сердце своем: нет Бога, нет Судии и Мздовоздаятеля. **Растлеша и омерзишася в начинаниих** – в этих словах и заключается достаточное подтверждение тому что под словами **рече безумен** пророк разумел не одно какое-либо определенное лицо, а вообще хотел выразить свое мнение о безбожии или неверии современных ему евреев, или еще более общую мысль о повреждении человеческой природы и необходимости спасения свыше. Люди развратились, потеряли веру в истинного Бога, сделались суеверны, безбожны и нечестивы, – а без веры в Бога и все дела их оказывались пред очами Божиими гнусными и мерзкими [[new:rim:01:24|(Рим. 1:24]], [[new:rim:01:32|32)]]; **омерзишася в начинаниих**, так что не стало между ними человека добродетельного, который совершал бы только доброе и полезное дело: **несть творяй благостыню**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]