[<10>] ====== Толкования на Пс. 13:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Господь с небесе приниче на сыны человеческия, видети, еще есть разумеваяй или взыскаяй Бога** См. Толкование на [[old:ps:013:01#svt_afanasij_velikij|Пс. 13:1]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 2-3 **Господь с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго** И исполнилось пророчество: //«правда с небес приникла»// – от Отца Христос; //«истина от земли воссияла»// – от Девы Господь [[old:ps:084:12|(Пс.84:12)]]. Слыша, что **«Господь с Неба призрел"**, не предполагай отложения божественной и бестелесной природы, или склонения, или преклонения колен, или кивания шеей, но познай Его человеколюбие и снисхожде­ние и внимание; хотя говорится о Нем, что Он имеет голову, или глаза, или уши, или рот, или руки, и что Он восседает и не встает, но во всяком случае Он не имеет членов, частей тела – и телодвижения, следовательно, если Он приникает, это не то значит, что Он Сам наклоняется, но что к нам человеколюбствует. А что **"с Неба призрел"**, так это не значит, что в видимом небе он проде­лал окна и двери, и открыв их приник, но что от небесных ликов, умных, бестелесных и бессмертных, Он обратил Свое внимание на человечество. Как люди называются землей: //«прах ты и в прах возвратишься»// [[old:gen:03:19|(Быт.3:19)]], и: //«я, прах и пепел»// [[old:gen:18:27|(Быт. 18:27)]], так и небом называются небесные силы, от которых Бог и призрел на землю, на человечество. **«Господь с Неба»** на землю **"призрел"** – не для того только, чтобы увидеть, но для того, чтобы тогда спасти; не для того, чтобы узнать, но для того чтобы помочь, чтобы принять как друга и возлюбить как праведного, чтобы сказать, как сказал Ною: //«тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем»// [[old:gen:07:01|(Быт.7:1)]], и чтобы явиться как верному. Является же верующим в Него, чтобы ви­деть, нет ли немощного, ищущего врача, нет ли бедного народа из языков, ищущего Христа, Отчее сокровище, **«есть ли разумеющий»**, чтобы с ним, понимающим и разумным, побеседовать, **«или ищущий Бога»**, чтобы Его найти. Когда же увидели пророки, что **«Господь с Неба призрел"**, приглашают Его: не достаточно, Го­споди, только приникнуть Тебе с неба, как ты приник, но и сни­зойди: //«приклони небеса... и сойди»// [[old:ps:143:05|(Пс.143:5)]]. Приди, Сыне Отчий, взыщи созданное по образцу Твоему, потому что** «все уклонились, все стали совершенно негодны»**. Воинский стан людей весь поник пред вра­гом: из воинов и пророков никто не противостоит. Приди, о, Царь, и явись, и преклонятся пред Твоим достоинством. Все оста­вили пути пророков. Приди, о Путь, и заблудившиеся возвратятся (на правый путь). Сказав: **«уклонились»**, (пророк) показал, что по природе люди, умели ходить прямо, но от злого произволения уклонились в заблуж­дение, по написанному в Екклесиасте, что //«Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы»// [[old:ekl:07:29|(Еккл.7:29)]]. **«Все уклонились»**, как телята, носящиеся по лугу, и **«все стали совершенно негодны»**, как дыря­вые ведра, как мехи, дающие течь и ни на что более уже не годные. И не понемногу, но все вместе, **«все стали совершенно негодны»**, запутавшись все вместе в одной сети нечестия. Если же уклонились, то, очевидно, что по природе были правыми, потому что Бог, сотворивши человека, сотворил его правым, а отнюдь не злым по природе. И в другом месте: //"преступниками признал я всех грешников земли"// [[old:ps:118:119|(Пс.118:119)]]. Словами: **«все стали совершенно негодны»**, показал, что, будучи по природе благопотребны, непотребными сделались по собственной воле помимо природы. Итак, Господь с неба приник видеть, чтобы уклоняю­щиеся могли получить спасение, если покаются; в противном же слу­чае, продолжая грешить без раскаяния, произнесли бы осуждение самим себе. А что именно для того Господь приникает, и снисходит, и призирает, чтобы или спасти, иди осудить, послушай Его собствен­ные слова: //«вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю»// [[old:gen:18:20|(Быт.18:20–21)]]. Со­домляне **«все уклонились»**, и **«все стали совершенно негодны»**. Поэтому ниспал огонь с неба и как дрова истребил их. Неневитяне уклонились, но так как скоро обратились к покаянию, то не сделались все вме­сте непотребными, но все вместе спаслись. Видишь, как Господь при­зирает, или чтобы спасти, или чтобы погубить, поэтому и пророк Осия говорил: //«слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле. Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием»// [[old:os:04:01|(Ос.4:1–2)]]. **«Все уклонились, все стали совершенно негодны»**. Поэтому-то Господь с не­бес на землю приник. Как приник? Или потрясая все, или посы­лая громы, или устрашая и обнаруживая Свое негодование. //«Он посмотрит на землю, и заставит ее трястись, прикоснется... горам, и они задымятся"// [[old:ps:103:32|(Пс.103:32)]]. Господь приклонился с неба на землю, чтобы увидела земля, т.е. собственно человечество, негодующего Владыку, и перестало грешить. Так именно бывает, когда внизу во дворе или на улице неистово бесчинствуют слуги и господин или царь приклоняется свыше, чтобы, увидевши Его, слуги испугались и успокоились; точно так же, когда вся земля устремляется к нечестию, Господь приникает с неба на землю, чтобы устрашен­ная земля успокоилась от грехов. Об этом свидетельствует про­рок: //"с неба возвестил Ты суд Свой: земля убоялась и умолкла»// [[old:ps:075:09|(Пс.75:9–10)]]. И после того как сказал: **«все уклонились»** (выражение: **"все"** – часто означает большую часть, как напр.: //«все меня оставили»// [[new:2tim:04:16|(2Тим. 4:16)]], хотя на самом деле близкие ученики Павла не оставили его), чтобы показать всеобщее крушение мира, прибавляет: **"нет творящего добро, нет ни одного»**. От ног до главы, от последнего нищего до вельможи, весь люд поражен болезнью. Одного вер­ного и праведного ищет Бог, как в Халдее Авраама, в Содоме Лота. Но одни не имеют ни веры, ни жизни, другие имеют истин­ную веру, но не имеют доброй жизни, //«они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу»// [[new:tit:01:16|(Тит.1:16)]]. О Боге говорят много и громко, а относительно добрых дел предаются сну. **"Нет творящего добро, нет ни одного»**. **//Беседа на псалом 13.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 2-3 **Господь с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго** Тех, которые так делали и говорили, не оставил без внимания //«на высоких живый и на смиренныя призираяй»// ([[old:ps:112:05|Пс.112:5–6]]); но подвергнув точному изследованию помыслы их, усмотрел, что все одержимы злочестием и вместе беззаконием жизни. Сие подобно тому, что сказано Аврааму: //«вопль Содомский и Гоморрский умножися ко Мне, и греси их велицы зело. Сошед убо узрю, аще по воплю их грядущему ко Мне, совершаются»// ([[old:gen:18:20|Быт.18:20]]). ===== Евфимий Зигабен ===== **Господь с небесе приниче на сыны человеческия, видети, еще есть разумеваяй пли взыскаяй Бога** Бог, говорит, воззрел на сынов человеческих, т. е. принадлежавших Сеннахериму, и находившихся в таком растленном и гнусном состоянии; воззрел, говорит, с неба, потому что почитался живущим на небе; как сказано: Живущий на небесах ([[old:ps:002:04|Пс. 2,4]]) воззрел, чтобы видеть, найдется ли кто либо между ними познающий Бога из сотворенных Им чудес, и ищущий Его, т. е. призывающий имя Его согласно с сим: я искал Господа и Он услышал меня ([[old:ps:033:04|Пс. 33,4]]), ибо некоторые из знающих Бога предаются своевольствам и не признают Его за Бога. Давид человекообразно представил Бога преклоняющимся с неба, как бы с высоты, и смотрящим. Ибо как Бог везде, так и знает все. Надобно заметить, что этот образ выражения, т. е. что Бог наклоняется и смотрит, находится во многих местах священного Писания; а сказать иначе, сими словами Давид изображает повсеместное посещение и видение Божие; поелику Он смотрит с неба на землю, и знает все подробно и столь беспредельное почти расстояние не препятствует Ему в том нисколько. //Василий Великий// изъясняет это так: Бог преклоняется с неба, как живущий в вышних и призирающий на низшее; ибо небо, говорит, престол у Меня, а земля подножие. Но на небе Он не основался, ни на земле не утверждает ног своих. Но поелику мы представляем небо чем-то высшим, то, приспособительно к нашему мнению, Он имеет престол на нем. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Господь с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога** Сам Господь всевидящий, когда осматривает это сборище людей (**сыны человеческие** – нечестивцев, а не всех людей), то не находит между ними ни одного доброго, потому что все они нечестивы. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 2-3 **Господь с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго** Около Саула группировались люди, пользовавшиеся своим влиянием на него для личных целей. Эти цели, равно как и средства для их осуществления, были настолько нечисты, что не осталось "ни одного, делающего добро". Выражение гиперболическое, указывающее на степень широкого распространения всяких злоупотреблений и насилий в народе. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 2–3 **Господь с небесе приниче на сыны человеческий, видети аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключими Быша: несть творяй благостыню, несть до единаго** Всеведущему и Живущему на Небесах Господу естественно надзирать не только землю с живущими на ней сынами человеческими, но и всю вселенную: «//Ибо Сам поднебесную всю надзирает, ведый, яже на земли, вся яже сотвори//», – как написано в книге Иова [[old:iov:28:24|(Иов. 28:24)]]. И многое из того, что Всеведущему и вся назирающему Господу Богу известно, делается по откровению от Господа известным и святым Его пророкам. Дух Святой открывает им многие тайны судеб Божиих. Так и пророк Давид, извещенный от Духа Святого, в псалме своем воспевает данные ему от Бога откровения о безбожии и нравственной развращенности людей. Господь, говорит он, с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли между ними знающие или ищущие Бога; и увидел, что все уклонились от путей правды, все равномерно неключимы, т.е. все сделались непотребны и мерзки пред Богом, так что нет ни одного человека, который был бы расположен к добру и любил бы добродетель. Читая эти слова псалма, можно подумать, что пророк как бы забывает о праведном Ное, который жил во дни потопа и всеобщего развращения нравов у людей, о праведном Аврааме, о Моисее и других пророках, «иже верою победиша царствия», как говорит апостол [[new:evr:11:32|(Евр. 11:32–33)]], «//которых весь мир не был достоин, которые стремились к лучшему, т.е. к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом//» [[new:evr:11:16|(Евр. 11:16]], [[new:evr:11:38|38)]]. Говоря, что при воззрении Господа **с небесе** на сынов человеческих, все они, даже **до единого**, оказались непотребными пред Ним. Давид не исключает и себя, и Самуила, и Нафана, и многих других современных ему и последовавших за ним пророков Божиих, которые все старались служить Господу во истине и правде, и все были исполнены благодати Духа Святого [[old:2par:08:14|(2 Пар. 8:14]], [[old:2par:15:01|15:1)]]. **Вси уклонишася, вкупе неключими Быша** – слова эти нужно понимать в общем смысле; псалмопевец говорит в них о всеобщем развращении рода человеческого, об общей порче человеческой природы, которая вошла в мир через грехопадение первых человеков, говорит о том, каковы все люди по растленному естеству, а не о том, каковыми они становятся по благодати Божией. О том, что, по благодати Божией, и из грешных людей могут быть, и многие действительно бывают, праведными, преподобными и святыми, что на земле всегда был, есть **и будет род праведных** и что Сам Господь пребывает **в роде праведных**, – об этом пророк Давид говорит и в сем же псалме [[old:ps:013:05|(ст. 5)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]