[<10>] ====== Толкования на Пс. 13:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба? Господа не призваша** См. Толкование на [[old:ps:013:03#svt_afanasij_velikij|Пс. 13:3]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 4-5 **Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба? Господа не призваша. Тамо убояшася страха, идеже не бе страх: яко Господь в роде праведных** После того как Бог приник с неба и него­довал на грешников, пророк научает нас, что не только приник, но и изрек с угрозой: **«неужели не вразумятся все делающие беззаконие»**? **«Неужели не вразумятся»**? Что Господь есть Бог отмщения [[old:ps:093:01|(Пс.93:1)]]. **«Неужели не вразумятся»**, что Он является Судией живых и мертвых. **«Неужели не вразумятся»**, что воздаст каждому по делам его. Не познали из вразумления, уразумеют из наказания. Так некогда подобное говорил Бог и о безбожных египтянах: //«и узнают [все] Египтяне, что Я Господь, когда покажу славу Мою на фараоне, на колесницах его и на всадниках его»// [[old:ish:14:18|(Исх.14:18)]]. Уразумеют тогда, когда от познания не получат уже никакой пользы, когда, преследуя колесницами, будут покрыты волнами. Или можно читать и отрицательно: не **«не вразумятся все делающие беззаконие»**. Чему же **«не вразумятся»**? То, что Господь приник с неба на землю. Чего не уразумеют? Того, что Он негодует на поступающих дурно. Как **«не вразумятся»**? Не пожелают узнать путей Божиих. Свидетель этого Иов, утверждающий: //«а между тем они говорят Богу: отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих!»// [[old:iov:21:14|(Иов.21:14)]]. Именно по­тому, что делают беззаконие, они не захотят знать законов Божиих. И теперь бывают войны, болезни и землетрясения, но многие не при­ходят в сознание грехов и не вразумляются постигающими их бедствиями. Чему **«не вразумятся»**? Воли Божией, Его обещаний, небес­ных благ, сокровища Божия, рая сладости, вечной жизни. **«Не вразумятся все делающие беззаконие»**; иудеи – что Законодатель и Господь славы ими распят. //«Если бы познали, то не распяли бы Господа славы»// [[new:1kor:02:08|(1Кор.2:8)]]. И это они? **«Поедающие народ Мой, как едят хлеб"**, из зависти ищущие смерти верных. Не сказано: поедающие, но: **«сне­дающии»** (­пожирающие) злее хищных зверей. Звери, вкусившие че­ловеческой плоти, скоро оставляют, стыдясь неприятной пищи; злые же и завистливые (люди), всегда пожирая, не насыщаются обидами верных. Будем, братие, осторожны, чтобы, оскорбляя и оклеветывая единоверных, нам не оказаться с беззаконными. Не **«вразумятся все делающие беззаконие»**, еретики ли, или единоверцы, пожирающие народ мой. Что и единоверцы пожирают единоверцев, говорит апостол: //«если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом»// [[new:gal:05:15|(Гал.5:15)]]. Сравнивая поедающих народ с чужими народами, сирийцами и эллинами, Исаия говорит: наведу //«Сириян с востока, а Филистимлян с запада; и будут они пожирать Израиля полным ртом»// [[old:is:09:12|(Ис.9:12)]]. Впрочем, хотя бы за грехи наши мы были пожираемы врагами, как львами, но, по мере нашего благо­честия пред Богом, мы получим облегчение. Послушай, что говорит Иеремия: //"Израиль был святынею Господа, начатком плодов Его; все поедавшие его были осуждаемы, бедствие постигало их, говорит Господь»// [[old:ier:02:03|(Иер.2:3)]]. Притом, пожирающие согре­шивших сами согрешали тяжелее поедаемых, поражая свыше наме­рения Господнего народ, как сказал о нем Бог: //«прогневался на народ Мой, уничижил наследие Мое и предал их в руки твои; а ты не оказала им милосердия»// [[old:is:47:06|(Ис.47:6)]]. И в другом месте: //«когда Я мало прогневался, они усилили зло»// [[old:zah:01:15|(Зах.1:15)]]. И что за грехи народ Божий поедается врагами Божиими, гово­рит Иеремия: //«Израиль – рассеянное стадо; львы разогнали его"// [[old:ier:50:17|(Иер.50:17)]]. Сначала пожрал его царь ассирийский, а потом царь вавилонский сокрушил его кости. Но если бы не заблудились как овцы, не были бы поедены львами. Подумай, что я говорю. **«Поедающие народ Мой, как едят хлеб? Господа они не призывали»,** если бы даже и захотели призвать. Как приносящий Богу что-нибудь добытое грабежом ничего не приносит (в действительности), потому что Бог не принимает такого приношения, так и пожирающие брата, призывая Господа, не призывают. Или (можно сказать): **"Господа они не призывали»**, вместо того, чтобы сказать: Христом не признаны за христиан, так как они во­оружились против Христа. И не послушали сказавшего: //«исповедайтесь Господу и призывайте имя Его»// [[old:ps:104:01|(Пс.104:1)]]. Однако, хотя напали, как звери, **"они трепетали от страха, [где не... было страха]".** Как львы были они смелы, и оказались пугливыми, как зайцы. Сказанное пророком относится и к боязливым во время гонений, потому что слыша: //«не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить»// [[new:mf:10:28|(Мф.10:28)]] и: //«не бойтесь поношения от людей»// [[old:is:51:07|(Ис.51:7)]], – **"они трепетали от страха, [где не... было страха]".** Не страшась Бога, они убоялись людей. Убоялись нечестивые страха, когда увидели, что Бог помогает благочестивым. Будучи же спрошен, почему убоялись страха нечестивые, пророк отвечает: **"ибо Господь – в роде праведных»**. Как полководец среди солдата и царь в сенате, так **"Господь – в роде праведных»**, – (Господь), сказавши: //«где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»// [[new:mf:18:20|(Мф.18:20)]]. Если же Он приходит в среду двух или трех святых, тем более находится Он **«в роде праведных»**, где мирная жизнь, где беспечальное житие, где бессмертный покой, неиж­диваемое наследие, нескончаемое царство, в которое Христос призы­вает, говоря: //«приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство»// [[new:mf:25:34|(Мф.25:34)]]. **"Ибо Господь – в роде праведных»**. **//Беседа на псалом 13.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 4-6 **Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди Моя в снедь хлеба? Господа не призваша. Тамо убояшася страха, идеже не бе страх: яко Господь в роде праведных. Совет нищаго посрамисте: Господь же упование его есть** **«Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди Моя в снедь хлеба? Господа не призваша»**. «Тамо убояшася страха, идеже не бе страх». Вы, снедаюшие народ Мой, не хотели уразуметь сего; поэтому из самаго опыта дознаете, что этот народ неудобоуловим, и что вы не можете, подобно какому-то снедаемому хлебу, расточать его, пренебрегая Мое промышление. Ибо сие выражает Пророк словами: **«Господа не призваша»**. Посему вы, небоязненно разглагольствующие и никого не страшащиеся, впадете в страх и боязнь, и предадитесь бегству, когда ни один человек не будет устрашать и преследовать. Ибо сие означают слова: **«тамо убояшася страха, идеже не бе страх»**. А слова: **«ни ли уразумеют вси делающии беззаконие»** должно читать с особенною выразительностию. Сие же: **«Господь с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога»**, сказал Пророк человекообразно, показывая, что с небеси наслал Бог наказание на Ассириян. Ибо явно, что Бог всяческих повсюду пребывает, и, по пророческому слову, //«содержить круг земли и живущия на ней, аки пруги»// ([[old:ish:40:22|Исх.40:22]]). **«Яко Бог в роде праведных». «Совет нищаго посрамисте: Господь же упование его есть»**. Творит же сие Господь всяческих ради добродетели царя Езекии и благочестно им пасомого рода, который вы, злочестивые, пренебрегли, как ничего нестоющий, и посмеялись его твердому на Меня упованию. Ибо сие упование Пророк назвал советом, а не целию. Надежда на Меня как бы священным якорем служила роду сему, и он улучил спасение, как надеялся. Ибо сие присовокупил Пророк. ===== Евфимий Зигабен ===== **Ни ли уразумеют вси делающий беззаконие, снедающии люди Моя в снедь хлеба, Господа не призваша** **Ни ли уразумеют вcu делающии беззаконие** Надобно читать это вопросительно, чтобы выразить следующую мысль: хотя и сказали выше означенные ассириане, что нет Бога; но неужели все сии необузданные в словах и делах не познают, что Бог иудейский есть Бог? т. е. подлинно они познают это, когда в одну ночь будет убито из них сто восемьдесят пять тысяч от Ангела Божия, и когда сам полководец Сеннахеримов убежит со стыдом; он тогда поймет, что Бог еврейский истребил его. Или можно понимать слова сии и так: что узнают не только ассирийцы, что погубивший их есть Бог, но и все прочие беззаконные народы уразумеют Его, когда узнают об истреблении и погублении ассириан. Божественный //Кирилл// говорит: поелику прежде сказал, что все уклонились и производят беззаконие, теперь говорит: и неужели они не познают Господа, и не уверуют в Него? И отвечает: да; конечно многие уверуют, но некоторые останутся и в неверии, которые и начнут гнать уверовавших. Или надобно понимать, что все решительно делающие беззаконие не познают Его, как тот же //Кирилл// говорит: сказал —не уразумеют, вместо того, чтобы сказать: не придут в познание благ делающие беззаконие. По какой причине?— По той, что премудрость не может войти в неустроенную душу и не вселится в тело, подверженное грехам. Ибо как мы не в нечистые сосуды, но в самые чистые вливаем благовонное миро, так и Бог —виновник бытия всех, не в нечистых душах, но в святых и чистых заключает сладость божественных благ. **Снедающии люди моя в снедь хлеба** (как едят хлеб)**, Господа не призваша** Слова сии Бог говорит от лица Своего. Он говорит, что некоторые поедают народ Мой, как хлеб, и истребляют его осадою, голодом и угрозою, те, говорю, не призвали Меня—Господа и Владыку всего, т. е. не назвали меня Богом. Можно допустить и то, что те иyдеи, которые осаждаемы были Сеннахеримом в Иерусалиме называются и народом Давида, так как они происходили из его царства. Посему это слово произносится и от лица Давида, который назвал Господом не самого себя, но Бога. Это, по бож. //Кириллу//, говорит о неуверовавших иудеях, которые некоторым образом поедали уверовавших во Христа, преследуя их различными ухищрениями, с расхищением имений их. Посему и Павел написал в уверовавшим из иyдeeв: и расхищение имуществ ваших вы приняли (от них) с радостью. А //Михей// говорит: все, обижающие бедных и похищающее принадлежащее ближнему, прилично называются съедающими народ Божий, как снедь хлеба, ибо у них, как пища любостяжательности их — обида причиняемая им. Особенно же ты должен разуметь под таковыми учителей иyдейских. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба? Господа не призваша.** Доселе говорил Пророк о всеобщем растлении рода человеческаго, а здесь обращает слово в особенности к растленным людям века своего, и тако настоящее учение соединяет с предыдущим. Понеже бо выше рекл, что Бог, приникши с небесе, узрел всех растленными; сего ради паки вводит Бога, взирающаго на растленных сынов рода Авраамова и на дела их, и как бы так к ним глаголющаго: не странное ли сие дело, что и Мои избранные люди не знают Меня, и творят такия же беззакония, как и прочие незнающие Бога? Всегда ли пребудут безумны, не отверзут ли некогда очей своих, и не познают ли наконец себя и Бога своего? //Снедающии люди Моя в снедь хлеба//. Сим обстоятельством еще больше увеличивается недостоинство и растление сынов Израилевых, что и самые пастыри их вверенное им стадо безчеловечно пожирают, и людей Божиих, особенно Ему любезных, не щадят. Подобную сей жалобу читаем и у Пророка Михея, в главе [[old:mih:03:01|Мих. 3:1–2]]: //Слышите сия власти дому Иаковля, не вам ли есть, еже разумети суд? Вы же похищаете кожи их с них, и плоти их от костей их.// Аще бы, глаголет, на Вавилонян или на Египтян тако свирепствовали они, то и сия неправда была бы неизвинительна: ныне же, когда кровию и плотию верных питаются аки хлебом, то сие чудовищное дело не достойно ли проклятия как от Ангелов, так и от человеков? Ибо ежели бы была в них хотя единая искра разума, то и сия удержала бы их от толикаго неистовства. Итак, надобно быть им ослепленным от диавола, когда ничего не чувствуют, и так люто и безчеловечно поступают с людьми Божиими. При конце стиха, где говорит: //Господа не призваша,// показывает источник столь наглыя несправедливости. Какой же он? Совершенное забвение Бога и непочтение к Нему. Ибо как призывание Бога являет особенный признак благочестия, то не только здесь, но и на многих местах Священнаго Писания объемлет все Богопочтения виды. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 4-5 **Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди Моя в снедь хлеба? Господа не призваша. Тамо убояшася страха, идеже не бе страх: яко Господь в роде праведных** Затем псалмопевец (он помазан уже на царство, и потому Израиль его народ) или же (как думают большинство толковников) Сам Бог спрашивает: неужели эти нечестивцы, которые не только преследуют Давида, но и жестоко притесняют весь народ, неужели они никогда не сознают своей неправды, не убедятся в ней фактически (посредством наказаний)? И дает на это такой ответ: хотя они не призывали и не призывают доселе Господа, но несомненно настанет время, когда место теперешней их дерзкой смелости заступит страх; т.е. их непременно постигнет божественное наказание, потому что Господь находится со Своими праведниками (**в роде праведных**) и принимает их наконец к Себе; и тогда-то (подразумевается) нечестивцы уразумеют, что есть Бог и что дело мое правое. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба? Господа не призваша** //Неужели эти нечестивцы не вразумятся? Господь строго покарает их за то, что смеялись они над верой праведника в Него// //"Съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа"//. Враги Давида заботились не о благе народном, а старались получать от него для себя все, что они считают ценным в жизни: они поедали его, как хлеб. Нравственной оценки к своим действиям они не прилагали; им нужно было только то, что выгодно, а не то, что согласно с Законом Бога: они не призывали Его и не слушали. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Ни ли уразумеют вси делающий беззаконие, снедающии люди Моя в снедь хлеба, Господа не призваша** Вопрошается, неужели того, что есть Бог, что Господь видит дела человеческие и судит их, – неужели всего этого не разумеют и не понимают люди нечестивые, **снедающий люди Моя в снедь хлеба**, т.е. притесняющие и обижающие людей Моих (народ израильский), как бы питающиеся притеснениями народа, как питаются хлебом? В этом стихе от мысли о всеобщем развращении рода человеческого пророк переносит речь свою к нечестивым врагам народа еврейского, которые (ассирияне, вавилоняне, египтяне и др.) не только разоряли и притесняли этот народ опустошительными войнами, но и принуждали его к идолопоклонству и тем как бы поедали, уничтожали не только материальное, но и нравственное, духовное благополучие народа Божия. А причина, или источник такого враждебного и жестокого отношения нечестивых языческих народов к народу еврейскому заключалась в том, что они **Господа не призваша**. Кто призывает имя истинного Бога, в том обнаруживается явный признак веры и благочестия; непризывание же Бога обнаруживает совершенное забвение Бога и непочтение к Нему. Таковыми, т.е. забывшими и не почитавшими Бога, и были все враги народа Божия. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]