[<10>] ====== Толкования на Пс. 13:7 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Кто даст от Сиона спасение Израилево** В этом заключается двоякое пророчество. Ибо возвещает не только спасение, какое в то время было утесненным, но и то спасительное явление нашего Спасителя от Сиона, какое будет по прошествии многого времени. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 7-8 **Кто даст от Сиона спасение Израилево? Внегда возвратит Господь пленение людий своих, возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль** Когда все уклоня­лись от Него, тогда была уже нужда в Том, Кто может отпустить грехи и спасти. Сказано **"от Сиона"**, потому что Он был из племени Давидова, согласно тому, что от Сиона //«придет Искупитель»// [[old:is:59:20|(Ис.59:20)]], и //«от Сиона благолепие красоты Его»// [[old:ps:049:02|(Пс.49:2)]]. И ты можешь ска­зать – //«из горнего Сиона»//, как и надежда наша есть царство небесное. Когда народы спасаются, истинный Израиль – праведные и пророки торжествуют, радуясь вместе с нами исполнению их пророчества. И Симеон, назвав Спасителя – //«свет к просвещению язычников»//, прибавляет: //«и славу народа Твоего Израиля»// [[new:lk:02:32|(Лк.2:32)]]. В плену находится душа, своим нерадением преданная во власть греха и диавола и отпавшая от добродетели; возвратится же она, посредством покаяния получив прощение грехов, которое уготовал Христос на кресте. Один и тот же называется здесь Иаковом потому, что имеет запять страсти и торжествовать победу над действующими в них силами [[old:gen:27:36|(Быт. 27:36)]], а Израилем потому, что, очистившись, увидит Бога [[old:gen:27:28|(Быт. 27:28)]]. А видит Бога ум. Может быть, кроме пророчества о Христе, пророк выражает здесь и желание, чтобы плененные десять колен были освобождены, как Иерусалим был освобожден от осады. Тогда возрадуются и сами именуемые Иаковом и Израилем. **//Беседа на псалом 13.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Кто даст спасение Израилево** В сем заключается сугубое пророчество. Ибо предвозвещается не только тогда бывшее спасение осажденным, но и по истечении многих времен тамже бывшее спасительное явление нашего Спасителя. **«Внегда возвратит Господь пленение людей своих возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль»**. Поелику десять колен и жители многих городов иудейских были уже отведены в плен; то Пророк молится, чтобы они улучили то же спасение, и возвратили себе свободу, и говорит, что тогда будет вящшее веселие у народа, имеющаго сугубое именование, потому что наименован не Иаковом только, но и Израилем, наследовав и сие имя, данное Богом праотцу. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 7-8 **Кто даст от Сиона спасение Израилево? Внегда возвратит Господь пленение людий своих, возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль.** Давид, предложив утешительное слово, обращается к молитве и воздыханию, чем научает, что хотя бы Бог оставил нас скорбеть на долгое время, однако мы не должны унывать, но всегда о Нем хвалиться, и что в долговременных прискорбиях сие есть наилучшее утешение: к Богу чаще молитвы возсылать. И потому, вопрошая: //кто даст от Сиона спасение Израилево?// не сомнением колеблется, ниже уклонив очи от Бога, иного избавителя ищет, но токмо горячность желания изображает, аки бы рекл: Ты наконец явиши спасение Твое. Ибо, присовокупляя имя Сиона, свидетельствует, что он имеет твердую надежду на Бога. Место бо оное было священное, откуду обещал Бог выслушивать молитвы рабов Своих: оно было жилищем заветнаго ковчега, а ковчег был залогом и знамением присутствия Божия. Итак не сумневается, кто имеет быть спасения виновник, но с сильным движением духа вопрошает: когда приидет оное вожделенное спасения время, не отинуду чаемое, как от единаго Бога? А что желает спасения Израилю, а не себе, отсюду извещаемся, что он не столько помышлял о себе, сколько пеклся о общем спасении всея церкви. Сие прилежнее заметить должно потому, что когда людей собственная болезнь занимает, тогда общее благосостояние братий почти совсем пренебрегается. Но Бог всех и каждаго увещавает, чтоб при бедствиях своих обращали внимание и ко всему телу церкви, как и Давид купно с собою и обо всем Израиле печется. //Внегда возвратит Господь пленение людий своих, возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль.// Сими словами показывает Давид, что Бог не потерпит, дабы верные раби Его во всегдашней оставались печали, как и инде сказано:// сеющие слезами, радостию пожнут// [[old:ps:125:05|(Пс. 125:5)]]. Чем без сомнения как себя, так и всех благочестивых утверждает, увещавая пребывать непоколебимо в надежде обещаннаго избавления. Во-первых, убо глаголет, что Бог хотя и коснит, или по крайней мере не так поспешает, как нам желается, однако непременно рабов Своих от пленения избавит. Потом умягчает скорбь их радостнейшим окончанием, сказуя, что печаль их обратится в радость. Пленение же, о котором здесь упоминает, не есть Вавилонское, ниже оное разсеяние по внешним народам, но паче домашнее угнетение, бываемое от нечестивых, когда они мучительски господствуют над церковию, и как бы пленяют оную, покоряя под власть свою и разрушая в ней благоучрежденный порядок: от чего бывает, что в самых недрах церкви представляется быть Вавилон или Египет. Если же разуметь сии последние два стиха в высшем или таинственном смысле, то Пророк молится здесь о скорейшем пришествии Христа Спасителя, дабы избавил человеческий род от пленения диавольскаго, в котором находился весь человеческий род, растленный грехом, как выше описал его Пророк. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Кто даст от Сиона спасение Израилево** Ст. 7 мог быть присовокуплен уже во время вавилонского плена, когда пленники, угнетаемые нечестивыми язычниками, особенно часто могли употреблять этот псалом. Во время же Саулова гонения скиния еще не была на Сионе; пленники, несмотря на то, что храм лежал в развалинах, освобождения своего ожидали от Сиона, куда снова возвратится Господь и там совершит дело их спасения; поэтому глаза и сердце пленников обращались к Сиону [[old:dan:06:14|(Дан. 6:14;]] [[old:ps:120:01|Пс. 120:1)]]. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Евфимий Зигабен ===== **Кто даст от Сиона спасение Израилево** Кто, говорит, из жителей Сиона или Иерусалима, может дать спасение иудеям, столь сильно изнемогшим? или кто освободит их от рук Сеннахерима и Рапсака? Подлинно никто из людей, кроме одного Бога, на Которого они надеялись. Сказал с Сиoнa; ибо Бога почитали живущим во храме Сиона, и осажденного Иерусалима. //Евсевий// говорит: это голос жаждущего того времени, в которое имел воссиять на земли Христос; как бы так говорит: кто даст когда либо достигнуть того самим делом, чтобы сыны человеческие получили свободу от зол чрез явление Христа? Тогда праведники и пророки возрадуются, веселясь как о спасении нашем, так и об исполнении пророчества их. Исихий просит спасения с Cиoнa; ибо там Христос дал нам первое вдохновение (Св. Духа); показывая сие, он прибавил: //когда возвратит Господь// и проч. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 7-8 **Кто даст от Сиона спасение Израилево? Внегда возвратит Господь пленение людий своих, возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль** **Кто даст от Сиона спасение Израилево** Так как на Сионской горе был храм Иерусалимский, в котором благоволил особенным образом обитать Сам Господь, как это уже и ранее было сказано (при объяснении 3-го псалма), то даровать спасение от Сиона значит даровать спасение в Церкви, или чрез Церковь. Враги народа иудейского с насмешкою говорили, что напрасно этот народ ожидает себе помощи от Сиона [[old:ish:36:07|(Исх.36:7]], [[old:ish:36:15|15)]], что Бог, на помощь Которого верные Ему иудеи надеются, не спасет их от руки врагов. В опровержение такой хулы на Бога пророк и говорит, что верному Израилю не от кого ожидать более помощи и спасения, как только от Господа Бога. Это и выразил он в следующем, последнем стихе псалма: **Внегда возвратит Господь пленение людей Своих, возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль** Для незнакомых с историей ветхозаветной Церкви нужно сказать, что Иаков и Израиль – это два имени одного и того же лица: сын Исаака и внук Авраама Иаков от Самого Господа получил наименование «Израиль». А так как он, этот Израиль, сделался патриархом, или, что то же, родоначальником еврейского, или израильского, народа, то и весь народ этот, избранный быть народом Божиим, стал именоваться у священных писателей Израилем. Таким образом, словами сего стиха, под именем Иакова и Израиля, пророк утешает верных рабов Божиих, хотя и не получающих долго помощи от Господа, но не теряющих надежды на Него. Он как бы так говорит: беззаконные и нечестивые враги ваши угнетают вас, делая опустошительные нападения и разоряя города ваши, они держат вас как бы в плену лишая вас свободы и возможности проводить тихое и безмятежное житие. Но вы не отчаивайтесь в милости Божией, не теряйте надежды на Бога. Настанет время, когда вас Господь освободит от нападений вражеских, избавит вас от этого плена духовного – затем настанет общая всем радость: тогда **возрадуется Иаков и возвеселится Израиль**. Сион и храм Иерусалимский представляли собою ветхозаветную Церковь; а так как ветхозаветная Церковь была образом новозаветной, христианской Церкви, то св. отцы под образом спасения от Сиона справедливо видят спасение, дарованное миру Спасителем. Таким образом, в последних словах псалма выражается в таинственном смысле молитва пророка о скорейшем пришествии Христа Спасителя, дабы избавил людей Своих от пленения диавольского, в котором находился весь род человеческий, растленный грехом, как сказано в первых стихах псалма, – и тогда настанут времена радости и веселия для всего нового Израиля, т.е. рода христианского. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]