[<10>] ====== Толкования на Пс. 14:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Господи, кто обитает в жилищи твоем? или кто вселится во святую гору твою** **В конец, псалом Давиду** //Содержание:// Давид воспевает этот псалом, научая, что может привести человека к приобретению оного блаженного жребия. Посему начинает так: **Господи, кто обитает в жилищи Твоем?** Обитание есть временное пребывание, означающее жизнь не неизменяемую, но преходящую, на уповании перехода к лучшему. Ибо святому свойственно быть странником в жизни сей, возводиться же к жизни иной. Посему и Давид о себе говорит: //пресельник аз есмь у Тебе и пришлец, якоже вси отцы мои// ([[old:ps:038:13|Пс. 38,13]]). Кто же будет достоин пребывать в тех небесных селениях? **Или кто вселится во святую гору Твою?** Ибо кто сподобится блаженного оного селения, тот бесконечные веки насладится блаженством. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Господи, кто обитает в жилищи твоем? или кто вселится во святую гору твою** Желая явить нам мужа совершенного, чающего получить блаженство, Писание рассматривает его свойства по порядку, шаг за шагом, начав с самых наглядных и основных. **Господи! кто может пребывать в жилище Твоем?** – **“Пребывание”** означает непродолжительное времяпрепровождение. Это не жизнь прочно устоявшаяся, а проходящая в надежде на переселение в лучшее место. Святой проходит здешнюю жизнь, торопясь перейти в иное жительство. Посему и Давид говорит о себе: //…странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои// [[old:ps:038:13|(Пс. 38:13)]]. Ведь и Авраам – странник, не владевший ни пядью земли, а когда понадобилась ему могила, он ее купил ценою серебра [[old:gen:23:16|(Быт. 23:16]]; [[new:act:07:16|Деян. 7:16)]]. Писание показывает, что во плоти человек живет странником, а по переходе из сей жизни упокоевается в принадлежащих ему селениях. Вот почему Авраам жизнь проводил среди иноплеменников, в собственность же себе хлопотал приобрести землю для могилы, чтобы она приняла его тело. **Кто может пребывать в жилище Твоем?** – **Жилищем** Бога называется данная Им человеку плоть как жилище для души. Кто станет относиться к этой плоти, как к чужой? Пришельцы, нанявшись работать на чужой земле, обрабатывают поле по желанию работодателя. Вот так и нам по соглашению поручена забота о плоти, дабы потрудившись над ней усердно, мы не без плода вернули ее Даровавшему. И если плоть достойна Бога, то она в самом деле становится жилищем Бога, так как Он обитает в святых. Такова плоть пресельника. [Псалмопевец говорит] поэтому: **Господи! кто может пребывать в жилище Твоем?** Далее – продвижение, движение вперед к более совершенному: **кто может обитать на святой горе Твоей?** Земной иудей, когда слышит про гору, относит это к Сиону. – Кто может обитать на святой горе Твоей? Кто жил во плоти как пришлец, тот будет обитать на Святой горе. Гора означает место превыше небес, сияющее и светлое, о нем говорит Апостол: //Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму, где славословие Ангелов и Церковь первенцев, написанных на небесах// [[new:evr:12:22|(Евр. 12:22)]]. Кто беспристрастным пребывает в своей плоти, небрежет о ней как о чужой и не привязан к ней как к собственности, тот, умертвив земные члены свои (см. [[new:kol:03:05|Кол 3:5]]) и достигши освящения, достоин обитать на Святой горе. Стремясь к сему псалмопевец восклицал: //пойду я в место селения дивного// [[old:ps:041:05|(Пс. 41:5) и]] //как вожделенны жилища Твои, Господи сил!//[[old:ps:083:02|(Пс. 83:2)]] Туда вселяет нас и та любовь к ближним, которая есть условие обитания на этой горе, и та, которая происходит от богатства неправедного. //Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители// [[new:lk:16:09|(Лк. 16:9)]]. Об этом местопребывании Господь говорил молясь: //Отче Святый! Дай, чтобы там, где Я, и они были// [[new:in:14:03|(Ин. 14:3)]]. Редко кто пребывая во плоти пребывает на горе. Вот почему Писание как бы недоумевая говорит: **Кто может пребывать..? Кто может обитать..?** Равно как: //Кто познал ум Господень?// [[old:is:40:13|(Ис. 40:13)]] и //Кто возвестит вам, что огонь возгорелся?// [[old:is:33:14|(Ис. 33:14)]] и //Кто возвестит вам о месте вечном?// [[old:is:33:14|(Ис. 33:14)]] и //Кто верный и благоразумный домоправитель?// [[new:lk:12:42|(Лк. 12:42)]] Возможно, что **кто?** – это вопрос в ожидании ответа от Святого Господа, с Которым беседует [псалмопевец]. **//Беседы на псалмы. Беседа на псалом четырнадцатый.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Господи, кто обитает в жилищи твоем? или кто вселится во святую гору твою** **«Псалом Давиду»**. Поелику предыдущий псалом предрек спасение живущим во Иерусалиме, и предвозвестил возвращение взятым уже в плен; то в настоящем псалме Пророк кстати предлагает увещание и представляет образ жизни, какую должны вести благопокорные Богу и сподобившиеся такой от Него помощи; располагает же речь свою в виде вопроса и ответа. **«Господи, кто обитает в жилищи Твоем? и кто вселится во святую гору Твою?»** Кто достоин, Владыка, всегда быть при храме Твоем? Каким надлежит ему быть? и в каких занятиях проводить время? Ибо жилищем Божиим Пророк называет храм, а святою горою – Иерусалим; и предложив этот вопрос, получает он ответ. ===== Евфимий Зигабен ===== **В конец, псалом Давиду** Словом «в конец» псалом этот надписан потому, что он изображает, каково должно быть совершенство человека в добродетели (потому что греческое τελος значит не только //конец//, но и //совершенство//). **Господи, кто обитает** (будет пребывать)** в жилищи Твоем, или кто вселится во святую гору Твою** При слове жилище Божие и гора святая, иудей тотчас обыкновенно переносился мыслью к храму иерусалимскому и к соседней с ним горе Сиону. Должно однако же заметить, что во времена Давида храм этот не был еще построен и гора Сион еще не была освящена, ибо все это совершилось уже после его смерти. Впрочем, сказанное должно быть понимаемо так по наведении. Итак Давид дает своей речи вопросную форму, спрашивая: кто может сделать то и то? //Господи, кто будет пребывать в жилищи Твоем?// //Обитателем// же обыкновенно называется тот, кто временно поселяется в чужом доме; так, тело наше есть обиталище души, в котором она живет. Итак пророк спрашивает, желая познать: кто считает жизнь в теле временным обитанием, и пользуется им, как чужою собственностью, не заботясь много о нем. Говорит же: в //Твоем// жилищи для того, чтобы показать, что это жилище создано Богом — Словом и назначено Им для обитания души. Или же так сказано для обозначения того, что и Сам Он некогда имел обитать в нем, сделавшись ради нас человеком. //Или кто вселится во святую гору Твою?// Выражение //вселится// значит отдохнуть после трудного путешествия. Под //святою// же //горою// нужно разуметь место превыше небес, возвышающееся над людьми, находящимися как бы внизу, т.е. в этом мире. Ибо говорит апостол: //Приступисте к сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному// ([[new:evr:12:22|Евр. 12,22]]). Итак говорит пророк: кто же именно, быстро пробежавши поприще настоящей жизни, поселится в небесных и в вечных жилищах? ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **В конец, псалом Давиду. Господи, кто обитает в жилищи твоем? или кто вселится во святую гору твою?** **НАДПИСАНИЕ** В Еврейском: Песнь Давидова. **СОДЕРЖАНИЕ** //Сей псалом научает, на каком основании Бог избрал Себе в достояние народ Иудейский и Свое святилище поместил посреде его, а именно: дабы Израиль праведным и благочестивым житием своим засвидетельствовал, что он достоин именоваться посвященным Ему народом. Но как многие из Иудеев поставляли всю святость свою в наблюдении одних наружных обрядов и жертвоприношений, и чрез то одно надеялися получить себе вечную награду на небеси: сего ради псаломник предлагает здесь благонадежныя средства к достижению неба, и показывает путь к вечной жизни.// ТОЛКОВАНИЕ По писмени, сие глаголет относительно к вещественной горе Сиону и к Скинии Божией, которая была устроена на горе той; в смысле же высочайшем, чрез сии имена означает горний небесный Иерусалим, идеже есть Скиния Божия нерукотворенная. Ибо Пророки обыкновенно проповедывали царствие небесное чрез вещественныя прообразования. Чему последуя, и блаженный Павел часто воспоминает о Скинии и о горе Сионе[[new:evr:08:09| (Евр. 8:9]],[[new:evr:12:22| 12:22)]]. И святый Иоанн Богослов в откровении нередко также упоминает о горе Сионе и о той же Скинии [[new:otkr:14:01|(Откр. 14:1]], [[new:otkr:21:03|21:3)]], разумея чрез гору Сион небо, а чрез Скинию жилище небесное. //Господи, кто обитает в жилищи Твоем? или кто вселится во святую гору Твою?// Аки бы сказал: Господи, многие собираются в Скинию Твою святую, сущую на земли, и тамо упражняются во внешнем Богослужении, принося Тебе тучныя жертвы, состоящия в тельцах, волах и овнах: но все ли таковые обитать будут в Скинии Твоей, сущей на небеси, недоумеваю. Молю убо, возвести мне чрез откровение Твое, кто будет достоин обитать в Скинии оной небесней, или кто взыдет на верх высочайшия горы тоя, на которой оканчивается всякий труд восхождения, и выше которыя нет ничего? Ибо здесь на земли невозможно обрести ни твердыя обители, ни истиннаго покоя. На сей вопрос Бог ответствует ему следующее за сим: //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Господи, кто обитает в жилищи Твоем? или кто вселится во святую гору Твою** Сходство этого псалма с [[old:ps:023:start|Пс. 23]] дает основание к заключению, что он также написан Давидом по случаю перенесения ковчега на Сион [[old:2ts:06:12|(2 Цар. 6:12]] и д.); одни считают его учительным псалмом, назначенным для отправлявших при скинии свое служение священников; другие же думают, что он направлен против тех израильтян, которые воображали, что внешняя жертва сама уже по себе, без благочестия, составляет истинное богопочтение. На Сионе, в новопостроенной скинии, над поставленным теперь там кивотом, Господь присутствует особенным образом: скиния свидения есть жилище Божие, дом Его; израильтянин может приходить в дом своего Бога и Царя, где и получает от Него (в богослужении) божественные дары и милости; в богослужении на Сионе израильтянин вступает в общение с своим Богом; в доме Господа он является как гость, дружелюбно принимаемый и хорошо угощаемый. Но чтобы поистине быть гостем, духовным домочадцем Божиим, чтобы быть в собственном смысле законным участником богослужения, необходимо благочестие; потому что //нечестивец// не может быть гостем у Святого [[old:ps:005:06|(Пс. 5:6)]]; не всякий, внешним образом приходящий к скинии Господней, есть гость, с радостию принимаемый, защищаемый и угощаемый; не всякий восходящий на святую гору имеет там именно у Бога, в скинии Его, жилище. Эту важную истину и внушает псалмопевец; отсюда и его сами по себе ясные вопросы в ст. 1-м. – В ответ на них он указывает свойства, которые должны иметь истинные посетители скинии и участники в богослужении; кто имеет их, того, как не чужого Богу [[new:ef:02:19|(Еф. 2:19)]], и покровительствуемого Им, не поколеблет никакая буря несчастий. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Господи, кто обитает в жилищи твоем? или кто вселится во святую гору твою** //Кто может обитать около жилища Господня? Кто чист мыслями и делами,// //"Жилище"// Божие - скиния; "гора святая" - гора Сион. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 1-2 **Господи, кто обитает в жилищи Твоем? или кто вселится во святую гору Твою? Ходяй непорочен и делаяй правду, глаголяй истину в сердцы своем** **В конец, псалом Давиду** (объяснение см. в [[old:ps:004:start|Пс. 4]] и [[old:ps:006:start|6)]]. **Господи, кто обитает в жилищи Твоем? Или кто вселится во святую гору Твою** **Обитать** значит «жить»; отсюда слово «обитель». **Жилищем** Божиим называется здесь, как и в других псалмах [[old:ps:083:05|(Пс. 83:5)]], скиния Божия при Давиде, а после него храм Иерусалимский, построенный Соломоном; **святою горою** пророк называет гору Мориа, или Сион, на которой построен был город Иерусалим. Таково общепринятое значение слов сего стиха. Но, конечно, не в таком значении нужно понимать здесь эти слова. Пророк Давид, как это показывает содержание всего псалма, начертывает в нем путь благочестивой жизни, которым можно достигнуть Царствия Небесного и удостоиться вечного сожительства в нем с Самим Богом. Как другие пророки проповедовали о Царствии Небесном вообще через видимые, вещественные прообразы, так и Давид, под именем святой горы, изображает здесь //небесный//, горний //Иерусалим// [[new:evr:12:22|(Евр. 12:22)]], а под именем жилища или дома Божия – скинию нерукотворенную, вечную, обители небесные [[new:act:07:47|(Деян. 7:47–49]], [[new:otkr:21:02|Откр. 21:2–3]]; [[new:in:14:02|Ин. 14:2)]]. Взирая на свой город Иерусалим и на устроенную в нем новую скинию, Давид как бы так рассуждает: вот, Господи, многие из иудеев собираются в скинию Твою святую, построенную на сей горе Сионской, и здесь совершают установленный Тобою чин внешнего богослужения, принося Тебе тучные жертвы, состоящие во всесожжении тельцов, овнов, волов и проч.; но все ли они, все ли эти чтители скинии земной, вступающие на Сион, **святую гору Твою**, удостоятся обитать в той скинии небесной, которая предназначена для вечного обитания Твоего с избранными Тобою? Все следующие стихи псалма составляют ответ на этот вопрос, предложенный в первом стихе. Ответ этот пророк получает от Святого Духа и говорит: **Ходяй непорочен и делаяй правду, глаголяй истину в сердце своем** То есть тот будет обитать в жилище, или в дому Божием, и унаследует небесное блаженство, кто проводит жизнь беспорочную, кто идет по святому пути добродетели и делает правду, и у кого **истина** не на языке только, но и **в сердце**, – кто действительно любит истину. Достоподражаемым примером такой жизни по закону Ветхого Завета могут служить праведные родители Иоанна Предтечи Захария и Елизавета, о которых Святое Евангелие повествует: «//Беста же праведна оба пред Богом, ходяща во всех заповедех и оправданиих Господних безпорочна//» [[new:lk:01:06|(Лк. 1:6)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]