[<10>] ====== Толкования на Пс. 14:4 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **уничижен есть пред ним лукавнуяй, боящыяжеся Господа славит: кленыйся искреннему своему и не отметаяся** Уму возвышенному, неудобопреклонному на соображения человеческой выгоды, мужу, восшедшему на высоту праведности, присуще каждому воздавать по достоинству и ни во что вменять творящих зло, хотя бы они и были облечены великой властью, наслаждались богатством и происходили из славного рода; таковых ему свойственно ставить ни во что, то есть почитать за ничто, хотя бы сами они и притязали на величие. Людей же боящихся Бога, пусть и бедных, незнатных, косноязычных и немощных телом, прославлять, превозносить, почитать блаженными свойственно тому, кто Духом научен ублажать таковых, ибо сказано: //Блаженны все боящиеся Господа// [[old:ps:127:01|(Пс 127:1)]]. Одному и тому же умонастроению присуще ни во что вменять человека порочного, даже если он достиг вершин славы, и воздавать честь богобоязненного, будь он простец, бедняк, презираемый, ничем не привлекательный внешне. **Кто клянется ближнему своему и не изменяет**. Почему здесь клятва выступает как добродетель мужа совершенного, тогда как в Евангелии клятва запрещается? //Кто может пребывать <…> кто может обитать?// – **Кто клянется ближнему своему и не изменяет**. А там: //А Я говорю вам: не клянись вовсе// [[new:mf:05:34|(Мф 5:34)]]. Что ответить на это? У Господа всюду одна цель – и там, где Он предвосхищает последствие греха, и там, где пресекает зло в корне. Древний закон, например, повелевал: //Не прелюбодействуй!// [[old:ish:20:14|(Исх 20:14)]], а Господь говорил: “Даже не пожелай” (См. [[new:mf:05:28|Мф 5:28]]). Там сказано: //Не убивай// [[old:ish:20:13|(Исх 20:13)]], а Он законополагает нечто более совершенное: “Даже и не гневайся” (См. [[new:mf:05:22|Мф 5:22]]). Так и тут: один довольствуется исполнением клятвы, а Другой упраздняет повод к нарушению клятвы. Дело в том, что исполняющий клятву может случайно, помимо воли нарушить ее, а не клянущемуся вовсе не грозит опасность преступить ее. Псалмопевец часто называет клятвой непреложное обещание в любом деле. //Я клялся хранить праведные суды Твои// [[old:ps:118:006|(Пс 118:6)]] и //клялся Господь и не раскается// [[old:ps:109:04|(Пс 109:4)]]. Смысл сказанного не в том, что он призывает Бога в свидетели как поручителя в сомнительном предприятии, а в том, что Бог неизменными и незыблемыми решениями подтверждает Давиду обещанную милость. Вот и в данном случае можно сказать: **Тот, кто клянется ближнему своему** означает ‘заверяющий ближнего и не обманывающий его’ в соответствии со словами Господа: //Да будет слово ваше: да, да; нет, нет// [[new:mf:05:37|(Мф 5:37)]]. В подобных обстоятельствах соглашайся подтвердить бывшее, а если дело не имело места, то пусть тебя все люди убеждают – не поддавайся и не уверяй в том, что противно истине. Дело не имело места – отказывайся, имело место – соглашайся подтвердить. Старайся выставлять напоказ истину саму по себе, прибегая к одним только заверениям, не приплетая ничего другого. Недоверчивый пусть будет наказан за свою недоверчивость, ведь стыдно и глупо обвинять самого себя как не заслуживающего доверия и приписывать надежность клятвам. Некоторые изречения имеют вид клятвы, однако суть не клятвы, а просто дань уважения к слушателям. **//Беседы на псалмы. Беседа на псалом четырнадцатый.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 4-5 **уничижен есть пред ним лукавнуяй, боящыяжеся Господа славит: кленыйся искреннему своему и не отметаяся: сребра своего не даде в лихву и мзды на неповинных не прият. Творяй сия не подвижится во век** **«Уничижен есть пред ним всяк лукавнуяй»**. Если же кто избрал беззаконую жизнь, да почитает его самым жалким, хотя бы он и во всем успевал, наслаждаясь высочайшим благоденствием. А поелику Пророк запретил порицать, то весьма кстати, показывая различие между людьми добрыми и худыми, присовокупил и сие: **«Боящияжеся Господа, славит»**. Справедливо же чествовать и удостоивать всякаго уважения и почести всех тех, которые сами уважают божественное. **«Кленыйся искреннему своему и не отметаяся:». «Сребра своего не даде в лихву, и мзды на неповинных не прият»**. Клятвы да подтверждает самая действительность, и богатства да не оскверняет лихоимство; один же из видов его есть взимание роста. Кто судит, тот да будет немздоимен, и да произносит приговор не купленный дарами; потому что приятие даров искажает справедливость. **«Творяй сие, не подвижится во век»**. А наградою за сию добродетель то, что человек постоянно пользуется Божественною помощию, живет в изобилии многих благ и ожидает жизни вечной. Сие идет и к нам не менее, как и к древним; потому что, сверх древняго законоположения, прияли мы новое, и сподобились большей благодати. ===== Евфимий Зигабен ===== **Уничижен есть пред ним лукавнуяй, боящыяжеся Господа славит: кленыйся искреннему своему и не отметаяся** **Уничижен есть пред ним лукавнуяй, боящыяжеся Господа славит** Он воздает, говорит, каждому должное. Так нечестивого он считает за ничто, хотя бы он был знатен и богатством, и благородством, и славился чем-нибудь другим; а боящихся Господа прославляет, хотя бы они находились и в несчастии. Ибо //блажени вcu боящиися Господа// ([[old:ps:127:01|Пс. 127,1]]). **Кленыйся искреннему своему и не отметаяся** (не изменяет) Древние употребляли клятву для подтверждения сказанного; ибо клятва действительно есть ни что иное, как подтверждение речи, при чем мы обыкновенно призываем в свидетели самого Бога. Ветхий завет клятву допускал, в которой имя Божие произносилось для подтверждения истины, дабы, клянясь идолами, народ не увлекался в идолопоклонство; Новый же завет, заповедуя совершеннейшим более совершенное, клятву совершенно отверг. Ибо хоть и есть некоторые выражения, имеющие вид клятвы, но это не клятва, а некоторый знак почтения для слушающих клятву. //Тако ми здравия Фараона// (т.е. клянусь здоровьем Фараона), говорит Иосиф. Но лучший образец клятвы оставил христианам апостол Павел, говоря: //свидетель мне Бог, которому аз служу духом моим// ([[new:rim:01:09|Римл. 1,9]]), и еще: //аз свидетеля Бога призываю// ([[new:2kor:01:23|2Кор. 1,23]]) и т. п. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **уничижен есть пред ним лукавнуяй, боящыяжеся Господа славит: кленыйся искреннему своему и не отметаяся:** То есть: кто хощет обитать в жилище Моем и вселиться в святую гору Мою, тот не токмо сам не творит искреннему своему зла, но и не терпит, елико ему возможно, чтоб другие озлобляли его. И потому не приемлет поношения на ближних своих: то есть, не токмо не попускает, чтоб кто в присутствии его оскорбил ближняго делом, но даже и словом, ибо затыкает уши свои от всякаго поноснаго слова, лжи и клеветы, соплетаемыя от людей злоязычных и праздных, которые ни в чем другом не упражняются, как только в переговорах и в пересудах ближних своих. Таковые злонамеренные и лукавые люди в очах его мерзки; он удаляется от них, презирает их и за ничто вменяет. Напротив же того, добрых, честных и боящихся Бога чтит и прославляет. Ибо великая есть похвала ненавидеть зло как в себе, так и в других. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **уничижен есть пред ним лукавнуяй, боящыяжеся Господа славит: кленыйся искреннему своему и не отметаяся** См. Толкование на [[old:ps:014:03#lopuxin_ap|Пс. 14:3]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Уничижен есть пред ним лукавнуяй, боящыяжеся Господа славит: кленыйся искреннему своему и не отметаяся** То есть //обитать в жилище// Бога Небесного и вселиться //во святую гору Его// может только тот, кто не только не делает зла ближнему своему, но и не допускает, насколько то возможно, чтобы другие озлобляли его. И потому не принимает //поношения//, ругательства или укоризны //на ближних своих//, не попускает, чтобы кто в присутствии его оскорбил ближнего не только делом, но даже и словом: он отворачивается, затыкает уши от всякого поносного слова, лжи и клеветы, сплетаемых людьми злоязычными и праздными, которые ничем другим не занимаются, как только переговорами и пересудами ближних своих. Таковые злонамеренные и лукавые люди ничтожны и мерзки в глазах его; он удаляется от них. И напротив того, он почитает и **прославляет** людей добрых, честных и **богобоязненных**. Вместе с этим, что скажет или обещает ближнему, то он свято и нерушимо исполняет, тем более никогда он не изменяет своей клятве, никогда не нарушает клятвенного обещания: **кленыйся искреннему своему и не отметаяся**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]