[<10>] ====== Толкования на Пс. 15:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Умножишася немощи их, по сих ускориша: не соберу соборы их от кровей, ни помяну же имен их устнама моима** **Умножишася немощи их**, когда служили идолам. Но хотя и умножились, они не остаются с этими немощами. В них немощи только до первого сознания оных, потому что //вся// могут о //укрепляющем// их //Xpucmе// ([[new:fil:04:13|Флп. 4,13]]). Или, кажется, говорит это об Апостолах, и о тех, которые уверовали чрез Апостолов. В них явными соделались чудеса Божии, потому что соблюли они все Божественные заповеди. Но умножились их немощи, или, говоря иначе, их труды, когда восстало на них множество народов, витий, воинов, царей; и они, преодолев всех, совершили свое течение. Или кратковременность скорбей указывает на век нескончаемый. **По сих ускориша.** Хотя и были немощны, первоначально быв во грехах, но, услышав проповедь, тотчас соделались послушными. Ибо это значат слова: **по сих ускориша**, то есть, поспешили стать послушными проповеди. **Не соберу соборы их от кровей.** Те, которых соберет Христос, должны быть чисты от убийств и кровей. Собирая соборы из язычников, соберу их не посредством кровей, то есть, соделаю, что будут приходить ко Мне, не подзаконное соблюдая служение, но принося паче хвалу и бескровную жертву. **Ни помяну же имен их устнама Моима.** Назовутся уже не идолослужителями и безбожными, но званными и избранными. И древле приобрели они себе достойные дел их названия, именуясь идолослужителями, многобожниками; ныне же не помяну более тех имен, называя их благочестивыми, святыми, званными и избранными. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Умножишася немощи их, по сих ускориша: не соберу соборы их от кровей, ни помяну же имен их устнама моима** **«Умножишася немощи их, по сих ускориша»**. Отвсюду, говорит, возстало много нападающих народов, народоправителей, царей и военачальников. Однако же с величайшею скоростию превозмогли всех, совершили течение и достигли конца поприща. И сие сходно с изречением апостольским: //«егда бо немощствую, тогда силен есмь»// ([[new:2kor:12:10|2Кор.12:10]]). **«Не соберу соборы их от кровей, ни помяну же имен их устнама Моима»**. Но возстающих на них предам, говорит, казням, и память их покрою забвением, так что и самые имена их будут совершенно неизвестны. ===== Евфимий Зигабен ===== **Умножишася немощи их, по сих ускориша: не соберу соборы их от кровей, ни помяну же имен их устнама моима** **Умножищася немощи их, по сих ускориша** Немощами называются труды и скорби святых. Они умножились, по особенному домостроительству Божию, и потом, когда Бог склонился на милость, тотчас же миновали. Ибо, как говорится, //многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь// ([[old:ps:088:20|Пс. 88:20]]), или также: умножились сначала грехи в уверовавших впоследствии во Христа, потому что грех именно там и умножается, где душа недостаточно тверда и устойчива; потом, как только было возвещено им евангелие, грехи их скоро прошли и их заменило благочестие. Затем, в следующих ниже словах, говорящий здесь устами Давида, Сын Божий открывается пред нами уже не как человек, но как Бог. **Не соберу соборы их, **говорит Он**, от кровей** Это сказано об иудеях, которые предали Иисуса Христа на смерть. Он обещает предотвратить большинство этих соборищ от пролития крови вообще, посредством имеющего последовать для них рассеяния от руки римлян. **Ни помяну же имен их устнама моима** Народ иудейский назывался в древности народом Божиим, избранным, виноградником, частью Божиею, наследием, уделом Божиим и тому подобными именами. Итак, впредь Я не назову, говорит Он, иудеев теми именами, какими называл их прежде; но стану называть их непокорными детьми, родом коварным, порождением змий, семенем лукавым и другими тому подобными именами. Оба приведенные выше текста могут иметь также приложение и к христианам из язычников. Я, как бы так говорит Он, не присвою храмов их, оскверняемых кровавыми жертвами, но воздвигну себе храм, в котором будут приноситься Мне чистая вера и жертвы духовные; не помяну тех имен, которыми называл Я их в древности чрез своих пророков, и, вместо врагов, стану называть их друзьями, вместо неверующих —верными и тому подобными именами. Под устами Божиими можно разуметь глаголы Божии, так как первые суть органы, служащие для произнесения последних. Наконец, приведенное место можно изъяснять еще и так: Спаситель наш принял на Себя человеческое естество, стал называть как иудеев, так и уверовавших в Него из язычников именами противоположными прежним, как это подробно изъяснено выше. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Умножишася немощи их, по сих ускориша: не соберу соборы их от кровей, ни помяну же имен их устнама моима.** Пророк приводит причину, чего ради хощем иметь союз братския любви со святыми, нежели с неверными и нечестивыми идолопоклонниками. Понеже де не можем иначе срастися во едино тело церкви, ежели не прервем всех нечестивых союзов, и не отторгнемся от идолослужителей и от их нечистот, оскверняющих и растлевающих чистое Богослужение. Сего бо ради и гнев Божий на себя привлекают, и умножают болезни (сиречь муки) свои без конца, понеже умножили число ложных богов и пошли в след их, забыв единаго истиннаго Бога Творца их, как Сам Бог жалуяся на них, у Пророка Иеремии глаголет: //два зла сотвориша людие мои: Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы, иже не возмогут воды содержати//[[old:ier:02:13| (Иер. 2:13)]]. Понеже убо рекл, что идолослужители привлекают на себя гнев Божий и умножают болезни свои (ибо какой конец ожидает окаянных сих людей, которые добровольно и слепо порабощаются диаволу, ежели не вечная мука?): сего ради присовокупляет: //не соберу соборы их от кровей//, или, как в Еврейском тексте изображено, //не вкушу жертв их от кровей, ниже помяну имен их устнама моима.// Некоторые под именем жертв кровавых разумеют жертвы человекоубийственныя или от грабительства приносимыя. Но понеже Пророк глаголет здесь не о людех безчеловечных и кровожаждующих, но вообще осуждает ложное и порочное Богослужение, и притом не просто упоминает о жертвах, но означает обряд вкушения, употребляемый при жертвоприношениях: то без сомнения противополагает вкушение крови закону церемониальному или обрядовому. Известно бо, что вкушение крови, как при обыкновенном употреблении пищи, так и при жертвоприношениях, Израильскому народу было запрещено с тем, чтоб он гнушался убийством и всякою лютостию. Да и священная история свидетельствует, что вкушать кровь при жертвоприношениях имели обычай одни только язычники. Давид убо провещавает о себе, что он не будет участвовать в тех жертвоприношениях, которыя в употреблении были у идолопоклонников, каковых множество было и между Израильским народом. Туда же относятся и следующия за сим слова:// ниже помяну имен их устнама моима.// Глаголет бо, что он в толикой ненависти и омерзении иметь будет идолов, что и от произношения самых имен их, яко от некоей заразы, остерегаться будет, не потому, аки бы запрещено было произносить их (понеже часто у Пророков встречаются), но понеже не мог иначе изобразить того величайшаго омерзения, каковое верные к ложным богам иметь должны. Что также явствует и из самаго выражения слов, которыя употребляет: ибо полагая местоимения относительныя, о самых идолах умалчивает. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Умножишася немощи их, по сих ускориша: не соберу соборы их от кровей, ни помяну же имен их устнама моима** Подпавши тяжелой болезни во грехе (**умножишася немощи**), они затем поспешили ко Христу, Который не собирает их больше (как было в иудействе и язычестве) для кровавых жертв (**соборы от кровей**); такие собрания в Царстве Христовом уже не мыслимы, так как они отменены. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-5 **Умножишася немощи их, по сих ускориша: не соберу соборы их от кровей, ни помяну же имен их устнама моима. Господь часть достояния моего и чаши моея: ты еси устрояяй достояние мое мне** //Я не приму участия в служении идолам, так как удел мой - Ты// Так как Иегова только истинный Бог, то и милостей заслуживает тот, кто Его почитает, а "скорби", лишения да достанутся тем, кто верует, течет к чужим богам. Под этими текущими к чужим богам Давид разумеет здесь, главным образом, окружающих его язычников, боги которых были "чужими", не истинными. Давид отказывается принять участие в их //"кровавых возлияниях"// и никогда не произнесет //"их имен"//, так как его //"наследием"//, его уделом является один Бог. Из этого противоположения своего "наследия", т. е. Бога, //"именам"// язычников можно заключить, что Давида хотели привлечь окружавшие его язычники к чествованию своих богов и к кровавым жертвоприношениям (//"кровавые возлияния"//) в честь их. Так и было действительно. Анхус, у которого жил Давид, высоко ценя военные дарования последнего, очень желал привлечь его на свою сторону, заставить его отречься как от своего народа, так и от своей веры в Иегову, Бога еврейского. **//Толковая Библия.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Умножишася немощи их, по сих ускориша: не соберу соборы их от кровей, ни помяну же имен их устнама моима** По русскому переводу этот и предыдущий 3-й стих читаются так: «//К святым, которые на земле, и к дивным Твоим – к ним все желание мое. Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к богу чуждему, я не возлию кровавых возлияний их и не помяну имен их устами моими//». Под святыми, живущими на земле Божией, и дивными Божиими разумеются, без сомнения, патриархи народа израильского – Авраам, Исаак, Иаков и их потомки – евреи, для которых Господь сотворил многочисленные чудеса в Египте, в пустыне Аравийской и в земле обетованной. Но они, эти жестоковыйные иудеи, оказывались весьма часто неблагодарными и недостойными милостей Божиих, не только роптали на Бога, но и забывали Его, предаваясь идолопоклонству и языческим мерзостям; эти слабости, эти немощи их с течением времени умножались и к концу ветхозаветной Церкви усилились, так что Давид, переносясь пророческим духом в будущее, заявляет всенародно об этих немощах, среди которых, вместо святых и избранных Божиих, он вдохновенным чувством и взором созерцает служителей чуждых богов, совершающих в честь своих скверных идолов кровавые жертвоприношения. Вместе с тем, пророк как бы спешит выразить полнейшее отвращение свое от языческого бесовского служения и совершенное пренебрежение к нему, а потому и говорит: как прославляет Бог святых угодников Своих, так да накажет Он скорбями и болезнями служителей кумиров и ложных богов; что же до меня, то я не буду участвовать в тех жертвоприношениях (**не соберу соборы их от кровей**), которые были в употреблении у идолопоклонников, каковых по временам было немало и между израильским народом, – и затем присовокупляет: **ни помяну же имен их устнама моима**, т.е. я чувствую такое омерзение к идолам и к самым кровавым их жертвам, что не могу даже помянуть или произнести их имена устами моими. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]