[<10>] ====== Толкования на Пс. 15:9 ====== ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Сего ради возвеселися сердце мое, и возрадовася язык мой: еще же и плоть моя вселится на уповании** См. Толкование на [[old:ps:015:08#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 15:8]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления** **Сего ради возвеселися сердце мое, и возрадовася язык мой** Мое сердце преисполнено радостью, так как я отнял у противника моего мое достояние, победил, далее, этого самого противника, так как я имею затем столь сильного помощника в Боге Отце; вследствие чего и язык мой возрадовался и воспевает победные гимны Господу и прославляет Его величие. **Еще же и плоть моя вселится** (в землю)** на уповании **(в надежде)**** Это сказано о гробе, в котором было положено тело Господа, в надежде однако же на скорое восстание Его из этого гроба. Зная наперед о своем восстании из гроба, Господь часто предсказывал своим ученикам, что, по прошествии трех дней, Он имеет воскреснуть. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== ** Сего ради возвеселися сердце мое, и возрадовася язык мой: еще же и плоть моя вселится на уповании.** Пророк в стихе сем описывает тот несравненный плод веры, о котором повсюду Священное Писание упоминает, то есть, что вера не только делает вас спокойными, но и радостными и благонадежными, и что она едина составляет самое первое и главное в жизни сей блаженство. Люди нечестивые сколько ни торжествуют и сколько ни веселятся, однако никогда истинною радостию не наслаждаются, ниже могут похвалиться твердым спокойствием мыслей: ибо всегда чувствуют внутрь безпокойство и мятеж. Давид, напротив того, не только радуется внутрь, но и язык свой и плоть свою делает участниками радости сея. И праведно: понеже верные не токмо во внутреннем расположении сердца питают духовную радость, но и языком провещавают, что Бог хранит и жизнь, и здравие их. Для того Пророк не без причины благодеяние сие разделяет с телом своим, вселяя оное на уповании милости и покровительства Божия. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 9-10 **Сего ради возвеселися сердце мое, и возрадовася язык мой: еще же и плоть моя вселится на уповании. Яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному твоему видети истления** //Я уверен, что Ты не оставишь меня в аду, не дашь истлеть, но пошлешь блаженство// Сознание постоянного покровительства над собою Бога было источником его глубокой, внутренней радости, которая обнаруживалась и внешне (//"возвеселился язык мой"//) в составлении благодарственно-молитвенных песней Богу. Это же постоянное покровительство Бога Давиду в его прошлом вселило в него уверенность, что и сейчас, среди филистимлян, он не погибнет телесно (//"плоть моя успокоится в уповании"// - в твердой надежде); даже больше, что его тело вообще не увидит тления, а душа не останется в аду, вне общения с Богом, в удалении от Него. По-видимому, эта уверенность Давида не оправдалась; он, как и все люди, умер, тело его истлело, как о том свидетельствует и кн. [[new:act:02:29|Деян II:29]]; [[new:act:13:36|XIII:36]], а душа низошла в ад (шеол), куда нисходили души всех умерших; поэтому-то кн. Деян относит означенные слова ко Христу, тело Которого воскресло и не видело тления и дух Которого не остался в аду по нисшествии туда. Действительно, означенные слова Давида нашли полное осуществление во Христе, но и для него они не оставались простым звуком, не могли быть ошибочными, так как внушены ему Богом и имели отношение к его личности, на что ясно указывает контекст речи. Оправдание этих слов Давида на личности последнего частично уже было, а полное - принадлежит времени отдаленного будущего. Христос воскрес по телу. В Нем, как потомке Давида, была часть физической природы последнего; вместе с воскресением тела Христова воскресла в нем и часть физической природы Его предка. Вера Давида в свое нетление по телу, таким образом, нашла свое частичное осуществление, но полное осуществление будет в будущем, удостоверением чего является самый факт воскресения Христова, служащий знаком, что в будущем тела людей воскреснут, что будет пред временем Страшного суда. Вера Давида в нетление тела необычна тем, что в его время учение по данному вопросу не было открыто еврейскому народу. Вера же Давида в свое "неоставление в аду" нашла уже полное оправдание: при сошествии Христа в ад из последнего были выведены души всех ветхозаветных праведников ([[new:1pet:03:18|1 Пет III:18-19]]), а с ними и Давида. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 9-10 **Сего ради возвеселися сердце мое, и возрадовася язык мой: еще же и плоть моя вселится на уповании. Яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления** Таково действие глубокой веры и всецелой преданности в волю Божию, что оно всегда производит не только вожделенный для души мир и спокойствие, но и сопровождается полнейшим удовлетворением блаженства духовного, выражающимся в чувствах радости и веселия. Такой мир и такое блаженство души суть плоды веры и духовной жизни, свойственные пророку Давиду столько же, сколько они свойственны были и другим пророкам и вообще святым угодникам, как дарования Святого Духа, за благую веру и благочестие [[new:gal:05:22|(Гал. 5:22)]]. Люди нечестивые, преданные суетным радостям и чувственным удовольствиям и не имеющие искренней веры и твердого упования на Бога, сколько ни торжествуют, сколько ни веселятся, однако никогда не наслаждаются истинною радостью и не могут похвалиться твердым и постоянным спокойствием мыслей; напротив, они всегда чувствуют внутреннее беспокойство и исполнены тягостного чувства неудовлетворенности души и тела. Пророк Давид в сем псалме ясно свидетельствует, что он всею душою стремился к Богу, и в Нем одном полагал все свое довольство и наслаждение; это стремление к Богу и это духовное общение с Ним он выразил уверением в такой близости своей к Богу, что всегда видел пред собою Господа, стоящего как бы по правую сторону от него. А это общение с Богом, эта близость к Нему производили в душе пророка веселие сердца и радостные песнопения и славословия Богу. И не только, говорит, **сердце мое веселится и возрадовался язык мой**, но и телесная природа не остается безучастною к этой радости, и **плоть моя вселится на уповании**, по переводу с еврейского – «//упокоится в уповании//». В чем же заключается это упование плоти – видно из следующего стиха: **Яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления** В этих словах выражается вера пророка в воскресение из мертвых и в будущую вечноблаженную жизнь, уготованную для праведных. Но Давид прежде всего сказал это не о себе лично. Апостол Петр в речи своей к народу, собравшемуся во множестве по случаю сошествия Святого Духа на апостолов [[new:act:02:14|(Деян. 2:14)]], приведя буквально рассмотренные нами изречения Пс.15, от [[old:ps:015:09|8]]-го до 11-го стиха, утверждает, что Давид не мог сказать этого о себе самом; потому что всем известно, что он умер и погребен, и гроб его, говорит, у нас до сего дня. Кого же разумел Давид, сказав, что душа праведного не останется во аде, а тело его не испытает тления? Давид был пророк, продолжает св. апостол, и потому, провидя Духом Святым воскресение Господа Иисуса Христа, сказал, что не оставлена душа Его во аде и плоть Его не видела тления. Пророчество это в точности исполнилось. Господь Иисус Христос воскрес в прославленном человечестве и вознесся с ним на небо [[new:act:02:25|(Деян. 2:25–31)]]. Но вместе с тем Давид провидел тем же духом, что Христос, победив смерть, будет «//Первенцем из мертвых//» [[new:kol:01:18|(Кол. 1:18)]] и Своим воскресением приобретет бессмертие не Себе только, но и нам всем, верующим в Него как Сына Божия. А потому, вместе с Давидом, и мы надеемся, что как души наши по смерти тела не останутся во аде, так и плоть **не увидит** вечного **истления**, но в уповании на милосердие Божие и мы воскреснем в живот вечный. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]