[<10>] ====== Толкования на Пс. 16:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Молитва Давиду. Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых** **Молитва Давиду** //Содержание//: Псалом этот поется от лица человека, совершенного по Богу. **Услыши, Господи, правду мою.** Слова эти исполнены великой уверенности. Упоминает же здесь Псалмопевец о правде не в похвалу себе, и не потому что выдает себя за праведника, но как бы так говорит: поелику справедливо прошу Твоей помощи, и желаю избавиться от того, что терплю несправедливо, без причины гонимый Саулом, то услыши и исполни мое прошение. **Внуши молитву мою не во устнах льстивых**, потому что Бог внемлет молитве не льстивых уст, но языка чистого и привыкшего поучаться в словесах Божиих. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Молитва Давиду. Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых** **«Молитва Давиду»**. Гонимый Саулом, терпя всякаго рода козни, Давид призывает на помощь Бога всяческих. **«Услыши Господи правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою, не во устнах льстивых»**. И здесь опять называет правдою не совершенную добродетель, но справедливое прошение. Другие переводчики не присовокупили местоимения: //«мою»//; //Симмах// же и //Феодотион// Бога наименовали Господом правды, а //Акила// сказал так: услыши Господи праведнаго, вместо: правдиво и не равнодушно. Слова: //«не во устнах льстивых» Симмах// выразил так: не устами льстивыми, то есть, устами чистыми приношу моление, не иное держу в мыслях, а иное изрекаю, но язык согласен у меня с сердцем. ===== Евфимий Зигабен ===== **Молитва Давиду. Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых** **Молитва Давиду** Настоящий псалом св. Давид написал в то время, как терпел он гонение со стороны Саула и когда испытывал разного рода неправду; в нем пророк умоляет Бога быть своим защитником. Впрочем, псалом этот приличествует и вообще всякому праведнику, неправедно угнетаемому от кого либо. **Услыши, Господи, правду мою** Услыши, говорит, Господи, взывающее к Тебе мое душевное расположение к правде, которое взывает к Тебе, не словами но самыми делами. Так, имея полную возможность лишить жизни враждовавшего против меня Саула, я однако же пощадил его жизнь; так как он Тобою, Боже, поставлен в царя. Мало того, я не осмелился ни разу оскорбить его даже словом, потому что он есть глава целого народа, и его должно щадить во всем. Или же быть может пророк называет здесь правдою как бы некоторое свое право, опираясь на которое он желает быть судимым и которое вследствие этого самого полагает в основание своего судебного процесса. И если мы станем понимать правду таким образом, то пророк не покажется нам как будто тщеславящимся (что может иметь место при первом понимании), но для него представляется особенное основание взывать к Богу таким образом. **Вонми **(внемли)** молению моему** Под молением должно разуметь самый вид и положение, какие имел молящийся. Он весь проникнут унынием, сокрушением и смирением, и заслуживает полного сострадания. Один вид его уже способен расположить к нему милосердие Божие. **Внуши **(выслушай)** молитву мою не во устнах **(лживых)** льстивых** Или иначе, с перестановкою слов: //не во устах льстивых внуши молитву мою.// Здесь риторическая фигура, и смысл этого места есть следующий: прими, говорит, молитву мою, не из льстивых уст к Тебе исходящую, или возносимую. Уста мои действительно чисты от всякой лжи, и я не помню ни одного случая, когда бы сказал я что-нибудь льстивое и ложное Саулу; напротив, я открыто исповедал свою любовь к нему и сохраняю это свое исповедание чистым даже доселе, хотя сам он и нарушил мои с ним договоры и даже взводил клеветы на меня. Итак, три предмета представляет пророк в защиту себя. Это, во-первых, правду или праведность свою, потом —внешнее выражение молитвы, и наконец —самую молитву, исходящую не из уст льстивых,—все это для того, чтобы тем скорее подвигнуть Бога на помощь себе против врагов своих. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Молитва Давиду. Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых.** **НАДПИСАНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ** //Сей псалом, как и самое надписание показывает, содержит молитву праведнаго Давида, неправедно гонение претерпевающаго, еюже молится к Богу о избавлении своем от врагов, паче же от Саула. Ругается временному их счастию и суетным забавам: себя же в несчастии своем утешает надеждою будущия жизни. В молитве употребляет четыре довода для испрошения помощи против врагов, из коих первый берет от невинности своея, вторый от правосудия Божия, третий от милости Божией, четвертый от лютости врагов.// В начале просит, дабы Господь услышал правду, то есть, справедливость дела его: ибо пред лицем праведнаго Судии больше вопиет правда, нежели лице просящаго. Потом присовокупляет, дабы Господь внял прошению и молитве его: понеже Бог не точию правду, но и праведных любит, и якоже святый Апостол Иаков глаголет: //много может молитва праведнаго// ([[new:iak:05:16|Иак. 5:16]]). Наконец совокупляя обоя, сиречь, и правду и моление, глаголет: //внуши молитву мою не во устнах льстивых//, сиречь, не на льсти, но на правде основанную. Вкратце же глаголет: да подвижит тебе, Господи, правда, да подвижит прошение, да подвижит молитва праведнаго. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Молитва Давиду. Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых** Псалом этот составляет молитву Давида, произнесенную им во времена Саулова гонения. Псалмопевец молится, чтобы Бог услышал его **правду**, т.е. его самого, как представителя правого дела; молитва его, замечает он, произносится не льстивыми и коварными устами, каковы уста его врагов. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Молитва Давиду. Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых** По надписанию в евр. и славянской Библиях этот псалом принадлежит Давиду и представляет в своем содержании молитву к Богу об избавлении от испытываемых им бедствий. Псалом написан во время гонений от Саула, на что указывает как исповедание Давидом своей невинности пред Богом (1, [[old:ps:016:02|2]], [[old:ps:016:03|3]], [[old:ps:016:04|4]], [[old:ps:016:07|7]]), так и указание на нечестие ([[old:ps:016:09|9]], [[old:ps:016:13|13]]) и ярость врагов, стремившихся лишить его жизни ([[old:ps:016:09|9]], [[old:ps:016:11|11]], [[old:ps:016:12|12]]) и своими преследованиями Давида противящихся Божественному о нем определению ([[old:ps:016:04|4]], [[old:ps:016:13|13]]). //Услышь, Господи, мою молитву о помощи и спаси меня, праведного и в мыслях и в делах// //"Правду мою"// - мою справедливость, мою невинность пред Тобою и людьми в переживаемых бедствиях. Моя молитва //"из уст нелживых"//, - она искренняя, нет в ней лжи и преувеличений. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Молитва Давиду. Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых** Псалом сей, как показывает и надписание его – **Молитва Давиду**, т.е. молитва, внушенная Давиду Духом Святым, – содержит в себе жалобу человека, гонимого врагами и оттого находящегося в сильной скорби и молящегося об избавлении от врагов. Некоторые из древних церковных толкователей (блж. Иероним, Августин) видят в псалме этом моление Иисуса Христа и Его Святой Церкви о помощи среди гонений; по такому характеру псалма сего, он, без сомнения, и внесен в состав церковного богослужения, мы слышим его первым из трех псалмов на 3-м часе, ежедневно читаемом перед литургией. Гонимый врагами, в особенности же преследуемый от Саула, терпя всякого рода козни, Давид призывает на помощь правосудного и всесильного Бога, и свою молитву к Нему начинает так: **Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых** Под именем **правды**, по мнению толковников, пророк разумеет здесь не праведность свою, или добродетель, а справедливость дела, о котором просит. Ты, Господи, видишь, как бы так говорит он, за какую вину враг мой преследует меня; Тебе видно, на чьей стороне правда; а потому обрати внимание на мое справедливое прошение и выслушай молитву мою, которую приношу Тебе из уст правдивых, не ложных, **не во устнах льстивых**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]