[<10>] ====== Толкования на Пс. 16:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Аз воззвах, яко услышал мя еси, Боже: приклони ухо Твое мне и услыши глаголы моя** **Аз воззвах, яко услышал мя еси, Боже.** Сказано: **услышал еси** — вместо: //услышишь.// Не напрасно же воззвал я к Тебе, но опытом изведав Твое человеколюбие; потому что нередко услышан был Тобою, призывая Тебя. **Воззвание** же есть мысль устремленная к Богу. **Приклони ухо Твое мне.** Бог весь есть ухо, потому что все слышит. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 6-7 **Аз воззвах, яко услышал мя еси, Боже: приклони ухо Твое мне и услыши глаголы моя. Удиви милости твоя, спасаяй уповающыя на Тя от противящихся деснице Твоей** **«Аз воззвах, яко услышал мя еси Боже»**. Не напрасно произнес я слова сии, имея опыты Твоего человеколюбия; потому что многократно Ты внимал мне взывавшему. **«Приклони ухо Твое мне и услыши глаголы моя». «Удиви милости Твоя, спасаяй уповающия на Тя»**. Посему прими моление, подвигни язык мой к песнопению. Ибо видя, что обиженный помилован Тобою, будут песнословить Твой промысл. Тебе же обычно, подавать помощь уповающим на Тебя. ===== Евфимий Зигабен ===== **Аз воззвах, яко услышал мя еси, Боже: приклони ухо Твое мне и услыши глаголы моя** **Аз воззвах, яко **(потому что)** услышал мя ecu, Боже** Не напрасно взывал, говорит, я к Тебе, Боже; ибо Ты давно уже услышал, что я молюсь Тебе. **Приклони ухо твое мне, и услыши глаголы моя** Собственно уши не могут сами по себе наклоняться; но когда кто-нибудь намерен выслушать другого, то обыкновенно выслушивающий наклоняет несколько при этом свою голову к говорящему, и его уши кажутся также как бы наклоненными. Выше было уже сказано, что пророк нередко действиями человеческими старается объяснять действия Божии, приспособляясь и снисходя к некоторой слабости понимания своими слушателями сверх естественного. Итак, когда хотят выслушать кого-нибудь с особенным вниманием, притом такого человека, у которого слаб голос, вследствие общей его слабости, тогда обыкновенно слушающие его наклоняют к нему свою голову, но вместе с тем склоняют к нему также и свое ухо. Итак приклони, говорит пророк, ухо твое, Боже, ко мне; приклони как находящейся на высоте ко мне низшему, склонися ухом твоим надо мною, как врач склоняется над больным. Зрение в Боге означает вообще знание чего-нибудь; слух же, или ухо означает знание более, или менее подробное и основательное известного предмета; так как то, что доступно зрению, по причине своей некоторой вещественности, менее совершенно, нежели то, что может быть воспринято через слух. Как выше ([[old:ps:016:01|ст. 1]]), так и ниже, в только что приведенном месте, выражения: услыши, вонми, внуши и том. под. суть выражения молитвенные. Они обозначают, что молящийся проникнут до глубины души желанием, чтобы его мольбы были услышаны и исполнены Богом. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Аз воззвах, яко услышал мя еси, Боже: приклони ухо твое мне и услыши глаголы моя.** Предложив довод от невинности своея, и от правосудия Божия, паки повторяет молитву, в начале псалма положенную, которая есть аки заключение, извлеченное из двух оных доводов. //Аз воззвах, яко услышал мя еси.// То есть: того ради прибегл с молитвою, и к Тебе возопил, понеже и прежде всегда послушал мя еси; сего ради и ныне по обычной милости Твоей //приклони ухо Твое мне, и услыши глаголы моя.// //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Аз воззвах, яко услышал мя еси, Боже: приклони ухо Твое мне и услыши глаголы моя** По вере в живого Бога Давид, как и другие псалмопевцы, проникнут был живым и непрестающим сознанием того, что в молитве происходит личное взаимообщение между молящимися и Богом, причем человеческому призыву и просьбе соответствуют Господни слушание и ответ. Чтобы молитва была услышана, необходимо далее влечение сердца к Богу и желание правого в Его очах дела. Все это псалмопевец Давид и выразил в первых пяти стихах псалма, а в настоящем стихе он как бы удостоверяет испытанное им действие молитвы. Повторяя свое прошение словами: **приклони ухо Твое мне и услыши глаголы моя**, говорит Давид, что и раньше: «я призывал Тебя и был услышан Тобою» – **Аз воззвах, яко услышал мя еси, Боже**. Таким образом, чем усерднее Давид молился, тем с большею охотою желал молиться еще, уверенный опытом в милости Божией к нему, и вместе видя новые искушения и трудности для себя среди гонений врагов. Молитва его основывалась на твердой вере и глубоком уповании на Бога, и это упование и эта вера питались искреннею и неослабною молитвою. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]