[<10>] ====== Толкования на Пс. 17:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Господь утверждение мое и прибежище мое** См. Толкование на [[old:ps:017:02#svt_afanasij_velikij|Пс. 17:2]] ===== Прп. Нил Синайский ===== **Господь утверждение мое, и прибежище мое, и Избавитель мой, Бог мой, Помощник мой, и уповаю на Него: Защититель мой, и рог спасения моего, и Заступник мой** Говорил ты мне, что весьма занимает тебя буквальный смысл написанного, потому что он ясен, но с большим любопытством, как говорил, вникаешь ты в духовный смысл и охотно желаешь истолковывать Писание в смысле духовном. Посему под **«рогом спасения»** [[old:ps:017:03|(Пс. 17:3)]] разумей бесстрастие, а под //«домом Давидовым»// – Церковь. И поэтому, если и сам ты принадлежишь к мысленному //«Давидову дому»//, то подвизайся в бесстрастии и усовершенствовании души, потому что может сие совершаться и среди мира, как было с Иосифом и Даниилом. **//Письма на разные темы. Постельничему Валерию.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Господь утверждение мое, и прибежище мое, и избавитель мой, Бог мой, помощник мой, и уповаю на него: защититель мой, и рог спасения моего, и заступник мой** См. Толкование на [[old:ps:017:02#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 17:2]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Господь утверждение** (опора) **мое, и прибежище мое, и избавитель мой** Господь был утверждением для пророка, потому что укреплял его и сделал непоколебимым пред напором на него разного рода испытаний. Далее Господь был для пророка прибежищем, потому что принял его, обращенного в бегство, под свою всесильную защиту и окружил его оплотом божественной своей помощи. Наконец Господь был избавителем для пророка, ибо избавил его от руки врагов его, когда они готовы были уже захватить его в свои руки и сделать своим пленником. **Бог мой, помощник мой, и уповаю на Него** Только один и есть у меня всегдашний помощник мой, говорит пророк, это Господь; возложу же я на Него все свое упование. Уповая на Него, я не боюсь уже ничего, что бы ни ожидало меня впереди, и я уверен, что Он спасет меня всегда. **Защититель мой, и рог спасения моего и заступник мой** Защититель, говорит, мой, т. е. Ты, который охраняешь меня в сражении, дабы не ранил меня враг мой. Потому что когда хотят защитить кого-либо на войне от ран, то обыкновенно стараются закрыть его щитом своим. //Рог спасения//, т. е. оружие как для защиты от врага, так и для поражения его; ибо те животные, которые имеют рога, весьма сильно защищаются ими в борьба с своим противником. Известно также, что существует особое оружие для обороны или защиты себя от врага и особое для поражения его. Бог, говорит пророк, заменил для меня тот и другой род оружия; Он и защитил меня от ран на сражении, и поразил врагов моих. Он и //заступник мой,// потому что Сам защищал меня, когда упадал я духом и когда овладевала мною трусость; потому что подкреплял меня, когда застигали меня слишком тесные обстоятельства. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Господь утверждение мое, и прибежище мое, и избавитель мой, Бог мой, помощник мой, и уповаю на него: защититель мой, и рог спасения моего, и заступник мой.** Пророк начинает псалом от любве, еюже тщится возблагодарить за благодеяния, оказанныя ему Богом. Сию бо едину жертву может принесть Богу благодетелю своему человек облагодетельствованный; сию и сам Бог в самом начале закона положил: //возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею// ([[new:lk:10:27|Лк. 10:27]]). За любовию же следует почтение к лицу любимому: //ибо любы вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит// ([[new:1kor:13:07|1Кор. 13:7]]). Обещает же блаженный Давид возлюбить Бога не потому, аки бы доселе не имел любви к Нему, или бы не совершенно сие исполнил, но поелику не терпит иметь сытости в любви. Потом к каждому благодеянию Божию приличное наименование присовокупляет, и по числу полученных благ число имен умножает, глаголя: //возлюблю Тя Господи, крепосте моя: Господь утверждение мое, прибежище мое, и избавитель мой.// //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Господь утверждение мое, и прибежище мое, и избавитель мой, Бог мой, помощник мой, и уповаю на него: защититель мой, и рог спасения моего, и заступник мой** //Возлюблю Господа, который спас меня от опасностей, угрожавших смертью// //"Господь... - рог спасения моего".// Сравнение взято с животных, у которых их рога служат средством защиты и через них проявляется сила животного. Как рога для животного, так Бог являлся орудием, защищавшим Давида от врагов. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Господь утверждение мое, и прибежище мое, и избавитель мой, Бог мой, помощник мой, и уповаю на него: защититель мой, и рог спасения моего, и заступник мой** См. Толкование на [[old:ps:017:02#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 17:2]] [<10>]