[<10>] ====== Толкования на Пс. 17:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Хваля призову Господа, и от враг моих спасуся** Из этого научаемся, как исповедывать благодарение за блага, которыми уже насладились мы, так и просить еще благ, в которых имеем нужду. Потом Давид описывает различные восстания врагов. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Хваля призову Господа, и от враг моих спасуся** Из сего научаемся свидетельствовать благодарность за дарованныя нам блага, и снова просить того, в чем имеем нужду. Ибо, так поступая, говорит Пророк, превозмогу неприязненных мне. Потом описывает различныя востания врагов. ===== Евфимий Зигабен ===== **Хваля призову Господа, и от враг моих спасуся** Так как Господь являл свою помощь пророку в различной степени и видах, то и сам пророк, вознося хвалу Богу, употреблял доселе, как мы видели, не одинаковые выражения для обозначения явленной ему от Бога помощи. Присовокупляя сейчас приведенные слова к сказанному прежде, пророк хочет как бы оговориться; я де не перечисление делал доселе многочисленных и великих благодеяний Божиих, явленных мне, как сделал бы человек более в них не нуждающейся. Нет, я имел только в виду, упоминанием здесь о благодеяниях Божиих воспеть хвалу Ему и возвеличить Его святое имя, и чрез то показать Господу мое усердие к Нему. Я стану призывать к себе на помощь Господа еще и впредь, в продолжение всей моей жизни. Я уповаю на Него (как сказал пророк выше [[old:ps:017:03|ст. 3]]) и, без всякого сомнения, //от враг моих спасуся//. Положим, теперь я свободен от всех, которые доселе враждовали против меня; но если продолжится моя жизнь, у меня могут явиться новые враги, как это обыкновенно бывает в мире. Затем пророк изменяет ход речи в псалме, и занимается исчислением разного рода опасностей, среди каких он иногда находился, а также исчислением тех многообразных способов попечения Божия о нем, какими он во всю жизнь свою окружен был. При этом исчислении пророк употребляет в речи метафорические или переносные выражения для более лучшего, конечно, изъяснения самого дела. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Хваля призову Господа и от враг моих спасуся.** Хотя призывание Бога составляет главное в Богопочтении дело, однако Пророк полагает здесь оное вместо заключения, понеже и выше оное же в намерении имел. За вся, глаголет, благодеяния, мною восприятая, непрестанно буду хвалить Бога, и с великим упованием во всю мою жизнь имя Его призывать не престану, и тако присно над врагами моими торжествовать буду. Сего ради и Павел увещавает верных: //во всем молитвою и молением со благодарением прошения ваша да сказуются к Богу// ([[new:fil:04:06|Флп. 4:6]]). //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Хваля призову Господа и от враг моих спасуся** Сначала он свидетельствует Господу свою глубокую сердечную любовь, кратко излагает мотивы ее, указанием на то, чем Бог был ему и что Он теперь для него; во всех своих нуждах с радостною он верою в сердце взывал и взывает ко Господу, и всегда находил у Него помощь. Четвертый стих содержит тему всего псалма; «Бог чудесно помогал и помогает мне». **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Хваля призову Господа и от враг моих спасуся** В этих словах пророк высказывает твердую надежду, что и впредь Господь не оставит его Своею помощью против врагов. Я, говорит, буду хвалить и призывать на помощь достопоклоняемого Господа и, при Его помощи, спасусь от врагов моих. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]