[<10>] ====== Толкования на Пс. 17:9 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Взыде дым гневом Его, и огнь от лица Его воспламенится: углие возгореся от Него** **Взыде дым гневом Его.** Разгневавшись, угасил огнь их, которым издревле попаляли людей; и в знамение сего Псалмопевец употребляет слово: **дым**. **И огнь от лица Его воспламенится.** Это против сопротивных сил Сын Божий невидимо совершает, угашая огонь их другим лучшим и сильнейшим огнем. Ибо демоны, видя Господа в пришествие Его, попаляемы были от лица Его. **Углие возгореся от Него.** Это суть просвещенные причащением Божественного огня. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Взыде дым гневом Его, и огнь от лица Его воспламенится: углие возгореся от Него** **Углие возгореся от Него**, то есть от Бога, — святые. Поскольку //Бог наш огнь поядаяй есть// [[new:evr:12:29|(Евр. 12:29)]], то по чистоте своей созерцающие Бога справедливо называются углием, как воспламеняемые единением с Богом и оказывающиеся светилами в мире. //**Творения. Книга I.**// ===== Прп. Антоний Великий ===== **Взыде дым гневом Его, и огнь от лица Его воспламенится: углие возгореся от Него** //Вопрос//. О чем говорит Давид: **«Угли возгорелись от Него»**? //Ответ//. Священное Писание многократно называет Божество нематериальным огнем. Ангельские хоры и души праведников разгораются от приближения к Богу; и уместным образом они здесь именуются углями, ибо они сияют в мире как светила, стяжав живое Слово. Мы знаем, что у огня два действия – жечь и светить. То, что лениво (т. е. трухляво), огонь жжет без страха (без всякой опасности для себя); огонь и весьма очищает, сжигая то, что в него попадает. А если удалиться от него на достаточное расстояние, то огонь светит. Много раз мы научены, что люди, искусные во врачевание, прижиганием успокаивают [организм] от неисцелимых [до этого] страданий. Так и Бог не губит, но обновляет и очищает от нечистоты греха, если с помощью покаяния обратится к врачеванию тот, кого держит страсть. А если он больным уйдет из этой своей несчастной жизни, то он будет гореть и не сгорать, мучимый Божиим огнем, будучи уже в бессмертном и нетленном теле. //Ибо подобает тленному человеку облечься в нетление, и смертному облечься в бессмертие//, чтобы каждый принял соответственно силе, как он сотворил телом, по словам возвышенного Апостола. Здесь – врачевание, там – ответ, здесь – здоровье, там – муки, здесь – Божие долготерпение, там – неизбежное для исправления наказание. //**Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 207.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Взыде дым гневом его, и огнь от лица его воспламенится: углие возгореся от Него** См. Толкование на [[old:ps:017:08#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 17:8]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Взыде дым гневом Его, и огнь от лица Его воспламенится: углие возгореся от Него** **Взыде дым гневом **(от гнева)** Его** Когда прогневался Творец на демонов за погубление своего творения, то прежде всего показался дым отмщения Божия, который остановил на время демонские тиранства в мире; потому что отделил от них верующих и изгнал нечистых духов из тех, которые подвержены были беснованию. Но это лишь начало совершенного отмщения, подобно тому как и дым есть только начало или предвестник пламени. Посему изгоняемые из бесноватых демоны кричали: //что нам и Тебе, Ииcyce Сыне Божий, пришел ecu семо прежде времени мучити нас// [[new:mf:08:29|(Мф. 8,29)]]. **И огнь от лица Его воспламенится** Если появился дым, то вслед за ним появится вскоре и огонь, т. е. совершенное отмщение Божие на демонов и решительное ослабление их силы. //От лица Его//, т. е. просто от Него, или от самого Бога, который есть одно лице в трех ипостасях единого Божества. Или иначе: //От лица Его//, т. е. пред Ним, впереди Его. //Огнь пред Ним предъидет,// говорится в другом псалме, //и попалит окрест враги Его// ([[old:ps:095:03|Псал. 95,3]]).—Воспламенится же сказано, вместо возгорится, зажжется. **Углие возгореся от Него** Так как огонь есть сам Бог, потребляющий силу вражескую; то ученики Господа, сделавшиеся причастниками сего потребления суть угли, которые воспламенились от этого самого огня и которые пожгли потом силу вражию огнем собственной веры. //Се даю вам власть//, говорил им Иисус Христос, //наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию// [[new:lk:10:19|(Лк. 10,19)]]. ===== Лопухин А.П. ===== **Взыде дым гневом его, и огнь от лица его воспламенится: углие возгореся от Него** //"Дым от гнева Его"//, //"огонь поядающий"// и //"горячие угли"// - образы туч и молнии. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 9–10 **Взыде дым гневом Его, и огнь от лица Его воспламенится, углие возгореся от Него. И приклони небеса и сниде, и мрак под ногама Его** В русском переводе с греческого это место псалма читается так: «Взвился дым от гнева Его, и огонь от лица Его воспламенился: угли горели подле Него. И наклонил Он небеса и сошел: и мрак под ногами Его». Первая половина этих изречений (ст. 9) напоминает погибель нечестивых городов ханаанской земли Содома и Гоморры [[old:gen:19:24|(Быт. 19:24)]], когда нечестие и беззакония жителей этих городов воспламенили гнев Божий, и Господь пролил на Содом и Гоморру дождем серу и огонь с неба, ниспроверг города сии, и всю окрестность, и всех жителей их, и превратил всю местность в сланое, или так называемое Мертвое море. При этом истреблении нечестивых городов дым подымался с земли, как из печи, и от горения жилых помещений и городских построек немало было горевших углей. Вторая же половина (ст. 10) речи еще яснее указывает на другое важнейшее событие в жизни еврейского народа, когда «//сниде Господь на гору Синайскую, на верх горы, и воззва Господь Моисея на верх горы//» [[old:ish:19:20|(Исх. 19:20)]]; когда весь народ, приготовленный Моисеем для выслушания Закона Божия, стоял под горою, а гора горела огнем до самых небес, и была тьма, облако и мрак [[old:vtor:04:22|(Втор. 4:11)]]. Таково буквальное, простое понимание псаломских изречений. Но мы не должны забывать, что Давид был не только псалмопевец, но и боговдохновенный пророк, в изречениях которого священные толкователи – св. отцы Церкви – видят пророчества о будущих судьбах Церкви, или, что то же, Царства Христова. Так и в рассматриваемых изречениях под огнем и дымом св. отцы разумеют гнев Божий, коим Господь угашает силу огня демонского, или бесовского. Злые духи взяли власть над грешным родом человеческим. Пришедший на землю Сын Божий, как «//огнь поядающий//» [[new:evr:12:29|(Евр. 12:29)]], лишил их этой власти: Он чудесно изгонял бесов из людей, много лет одержимых ими, и ясно предрек, что «//ныне князь мира сего //(диавол)// изгнан будет вон//» [[new:in:12:31|(Ин. 12:31)]]. От лица огня Божественного возгоравшиеся угли означают апостолов и других людей, возгоравшихся верою и просвещенных светом учения Христова. Словами: **приклони небеса и сниде**, по изъяснению св. отцев, Давид ясно пророчествует о снисшествии Господа с небес на землю. Под **мраком** они разумеют тьму, т.е. неясность, или сокровенность Божества под образом человечества. Под ногами – самое шествие Сына Божия, или нисхождение на землю; так как причина вочеловечения Его, равно как и самый способ оного, были непостижимы для людей. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]