[<10>] ====== Толкования на Пс. 17:10 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И приклони небеса и сниде, и мрак под ногама Его** **И приклони небеса и сниде.** Самым ясным образом пророчествует о снисшествии Господа. И это почти тоже, что и сказанное: //смирил Себе даже до смерти// ([[new:fil:02:08|Флп. 2, 8]]). **И мрак под ногама Его.** Дает разуметь сокровенность домостроительственного пришествия и невидимость Божию, чтобы сказанное им не увлекло нас в плотские понятия. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И приклони небеса и сниде, и мрак под ногама Его** Господь, принявши наше естество, сделался рабом, что­бы рабов сделать свободными: **"наклонил Он небеса и сошел"**, чтобы пребывающих долу возвести на небо. **"Наклонил небеса"**; не сказано: оставил небеса и сошел, но **"наклонил"**, чтобы для тебя сделать более легким восход на небеса. **//Беседа о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви.//** ===== Прп. Исаак Сирин ===== **И приклони небеса и сниде, и мрак под ногама Его** [Выражения] «//судьбы Твои как великая бездна//» [[old:ps:035:07|(Пс. 35:7)]] и «**мрак под ногами Его**» имеют [один и тот же] смысл. [Под выражением] «**под ногами Его**» следует понимать вещи, которые [находятся] далеко от Него. Ибо непознаваемы созерцания суда, заботы и руководства разумными существами Бога. «**Мрак**» [означает] духовный ум, поглощенный изумлением посредством понимания духа, которое внезапно нисходит в душу и без [всяких] движений возвышает ум посредством сокрытия от него всех видимых [вещей] в незнании и чистоте мыслей. Ум пребывает в покое, как мрак над городом, препятствующий материальному видению вещей. //**Первое слово о знании.**// ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== **И приклони небеса и сниде, и мрак под ногама Его** Какой это **мрак**? Плоть Господа. Сошел Он и облекся плотию, как облаком примрачным. **//Слова (Слово 45-е).//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 10-13 **И приклони небеса и сниде, и мрак под ногама Его. И взыде на херувимы и лете, лете на крилу ветреню. И положи тму закров Свой: окрест Его селение Его: темна вода во облацех воздушных. От облистания пред Ним облацы проидоша, град и углие огненное** **"И приклони небеса и сниде, и мрак под ногама Его. И взыде на Херувимы: и лете на крылу ветреню. И положи тму закров Свой, окрест Его селение Его"**. И здесь опять, изображая пришествие Божие, приводит слушателей в не малый страх. Впрочем мы не постигаем ни низхождения, ни восхождения Божественнаго естества, потому что Божество неописанно, повсюду пребывает, и все обдержит. Научаемся же чрез это разным способам домостроительства, потому что Бог является людям, иногда с благоволением, иногда в велелепии; а в иных случаях, с намерением внушить страх, являет нечто чудное и необычайное. Поэтому слова: //«приклони небеса и сниде»//, будем разуметь так, что явил собственное Свое пришествие. А мраком под ногами означается невидимость пришествия, восхождение же на Херувимов и полет ветров показывают скорость пришествия; словами: //«положи тму закров Свой»// означается незримость естества, и словами: //«окрест Его селение Его»// – сущий окрест Его свет: почему и блаженный Павел сказал: //«Един имеяй безсмертие, и во свете живый неприступнем»// ([[new:1tim:06:16|1Тим.6:16]]). **«Темна вода в облацех воздушных. От облистания пред Ним облацы проидоша»**, то есть, как от густоты облаков воздух, сделавшись мрачным, издает блистание молнии; так Бог всяческих, будучи невидим, источает лучи разумнаго света, и карательным огнем наказывает живущих лукаво. Сие дал разуметь Пророк, присовокупив: **«град и углие огненное»**. ===== Евфимий Зигабен ===== **И приклони небеса и сниде, и мрак под ногама Его** **И приклони **(наклонил)** небеса и сниде** Желая показать нам тайну воплощения Божия, пророк сказал, что Господь наклонил небеса до самой земли и сошел на нее тихо без малейшего шума. Ибо Он вселился в девической утробе тайно от всех сил. Пророк описал здесь эту тайну воплощения Божия несколько чувственным образом, как это становится особенно приметным из дальнейшего его рассказа. Так он говорит далее: **И мрак под ногама Его** Под мраком разумеется тьма, под ногами—самое шествие Божие или Его нисхождение на землю; так как причина вочеловечения Его, равно как и самый образ оного остались непостижимыми для всех. Или иначе: подобно тому как люди земли, или т. е. жители земли, называются нередко в Писании просто землею, жители небесные или ангелы называются иногда небом. Их-то именно и наклонил Господь к земле, когда Сам сходил на нее. Ибо написано в евангелии: //и се Ангели приступиша и служаху Ему// ([[new:mf:04:11|Матф. 4,11]]). Но это схождение Божие должно понимать не телесно, а духовно, потому что Бог неописуем, Он выше всякого нашего понимания и неизречен. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **И приклони небеса и сниде, и мрак под ногама его.** Облака и пары, которыми закрывается небо, сравнивает Давид с густым дымом, исходящим из ноздрей разгневаннаго человека: чрез что дает знать, коль есть страшен гнев Божий, когда единым дохновением своим помрачает небо, и отъемля сияние солнца и звезд, покрывает нас тьмою. Сему соответствуют и следующия за сим слова: //огнь от лица Его воспламенится//, которыя означают, что Бог без малейшаго усилия, как скоро дым испустит из ноздрей и уста Свои откроет, тот час огнь возгорится, который дымом своим весь мир помрачит, а потом все в пепел обратит. Оныя слова: //углие возгореся от Него//, присовокупляет для различия скоро исчезающаго пламени. Преклонение небес означает воздух, облаками покрытый. Ибо когда густые пары покроют его, то кажется, что облака как бы над главами нашими висят. Мрак же означает мглу или пасмурное небо; не токмо же сие, но и страх, который производит в нас Бог ближайшим присутствием величества Своего, и обуздывает безпечность тех, которые, при ясном небе забывая Его, препровождают время в веселостях и забавах. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **И приклони небеса и сниде, и мрак под ногама Его** **Преклони небеса**; так как во время грозы, когда облака опускаются низко, небо представляется как бы нагибающимся. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И приклони небеса и сниде, и мрак под ногама его** Обычный образ явления Бога ветхозаветному человеку - в тучах и облаках, поэтому "наклонение небес и мрак под ногами Бога" - появление тучи. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **И приклони небеса и сниде, и мрак под ногама его** См. Толкование на [[old:ps:017:09#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 17:9]] [<10>]