[<10>] ====== Толкования на Пс. 17:12 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И положи тму закров Свой**, то есть, невидное и незримое пребывание Спасителя с человеками. **Окрест Его селение Его.** Словами: **селение Его** — означает святую Церковь, в которой обетовал водворяться. **Окрест Его**, по сказанному: //идеже два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их// ([[new:mf:18:20|Мф. 18,20]]). **Темна вода во облацех воздушных.** Говорит это по причине темноты сказанного о Нем у Пророков, которые наименованы и облаками. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прп. Нил Синайский ===== **И положи тму закров свой: окрест его селение его: темна вода во облацех воздушных** Сказанное в семнадцатом псалме: **«положи тму закров свой»** [[old:ps:017:12|(Пс. 17:12)]], — означает, что бездны судов Божиих непостижимы, неисследимы и не уяснены. **//Письма на разные темы. Маркиану.//** ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== **И положи тму закров свой: окрест его селение его: темна вода во облацех воздушных** Но чтоб тебе не подумалось, что как ты сидишь во тьме, так и Господь вошел во тьму и скрылся (мраком покрылся), для того говорит еще святой Давид: **окрест Его селение Его**. **Селение** же это святой Павел называет светом: **во свете живый неприступнем** [[new:1tim:06:16|(1Тим.6:16)]]. Впрочем, оба они, и Пророк Давид и Апостол Павел, когда, желая показать, что Божество Его непостижимо, говорят один, что **окрест Его селение Его**, а другой, что Он живет **во свете неприступнем**, не то показывают, будто Бог как-нибудь ограничивается и описуется, но такое образное употребляют выражение для пытливых, говоря как бы им: о неразумные пытливцы, не думайте, что Господь и Бог наш, вознесшись, вошел в какую-либо тьму и сокрылся. Он всегда пребывает во славе Божества Своего, которая наполняет все и есть паче (пространнее) всего, в каковой славе Он пребывал и прежде, чем произошло все; но да не погибнем мы вконец от молнийных блистаний Божества Его, положил Он тьму за кров Свой, которая покрыла не Его, а нас, ибо Бог наш, говорит Писание, //есть огнь поядаяй// [[new:evr:12:29|(Евр.12:29)]] не праведных, но грешных. **//Слова (Слово 45-е).//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И положи тму закров свой: окрест его селение его: темна вода во облацех воздушных** См. Толкование на [[old:ps:017:10#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 17:10]] ===== Евфимий Зигабен ===== **И положи **(сделал)** тму за кров **(покрывалом)** свой**. Под тьмою мы разумеем то, что не может быть видимо. Итак, Господь устроил невидимый покров для себя или вокруг себя, т.е., вознесшись на небо, скрылся от глаз апостолов. Или под тьмою можно разуметь также плоть человеческую Иисуса Христа, так как в ней сокрыто было Его Божество. Или же: положи тьму, т.е. соделал недоступным для нашего познания Божество свое, так что тьма поражает всех, которые пытаются проникнуть своим умом в эту глубину божественного ведения. **Окрест Его селение **(сень)** Его.** Селением пророк называет воспринятую Господом плоть нашу, которую и Сам Господь назвал храмом своим [[new:in:02:19|(Иоан.2,19)]], потому что в ней Он обитал не призрачно только, но действительно, неизреченно вселившись в нее, как всемогущи. А сказал здесь это пророк для того, чтобы показать, что Христос вознесся на небо вместе с своею плотью и не оставил ее на земле, как несправедливо утверждали некоторые лжеучители. Или: пророк называет селением Божиим неприступное сияние Его Божества, так как Бог в св. Писании описывается между прочим обитающим в неприступном свете, который Его окружает, во свете, который закрывает от нас существо Божие и делает Его недоступным для желающих созерцать Его своими глазами. **Темна вода во облацех воздушных.** Водою пророк называет тайну о Христе, облаками пророчество о Нем; таким образом его слова получают тот смысл, что пророчества, относящиеся к Иисусу Христу и заключающаяся в Писаниях пророков, вообще темны и нелегки для уразумения во время своего исполнения. Водою пророк потому называет эту тайну, что она производит освежающее действие в тех, которые погрязали до сего времени в заблуждении. Пророчества же назвал облаками по той причине, что они, как бы в некотором тумане, скрывают обыкновенно в себе то, о чем говорят. Слово //воздушный// прибавил к ним для того, чтобы выразить этим чистоту их созерцания. Впрочем, в св. Писании пророчества вообще иногда называются облаками и даже не редко. Так, например, пророк Исаия, назвав в одном месте дом Израилев виноградником, упоминает тотчас же об облаках, которым дано повелиние Божие, чтобы они не давали более дождя на этот виноградник ([[old:is:05:06|Ис. 5,6 и 7]]), т. е. чтобы пророки прекратили свои пророчества среди народа Израильского. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **И положи тьму закров свой: окрест его селение его: темна вода во облацех воздушных.** Дабы кто не возмнил, что Бог видимым образом на облаках яко на колеснице, разъезжает, для того Пророк объясняет, что Бог невидимо присутствие Свое являет: //положи//, глаголет, //тьму закров Свой//, то есть, употребляет облака вместо покрова. Следующия за сим слова, в которых упоминает о окружающем Бога селении, суть не что иное, как повторение предыдущаго изречения, и означают те же самыя облака, в которых Бог скрывается некоторым образом от взора людей, подобно как царь, гневающийся на народ, скрывается во внутренних чертогах. Темная вода не что иное есть, как множество вод, сущих //во облацех воздушных//; ибо облак тогда бывает темен и мрачен, когда преизобилует водою, и потому не неприлично нарицается самою водою. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Сергий Терновский ===== Ст. 12-14 **И положи тму закров Свой: окрест Его селение Его: темна вода во облацех воздушных. От облистания пред Ним облацы проидоша, град и углие огненное. И возгреме с Небесе Господь, и Вышний даде глас Свой** Ты видишь темное, густое облако; кажется, оно придавило твои чувства, жизнь природы притаилась в какой-то таинственной тишине, все мрачно, ты желаешь видеть, не видишь и как бы предаешься усыплению. Вдруг блещет молния и гром потрясает воздух; он пробуждает жизнь природы, умягчает воздух и плодотворит землю; пробуждает и тебя. Ты видишь свет, который зовет тебя от земного к небесному. Так и в деле нашего спасения: вера, как непроницаемое облако, закрывает от тебя тайны небесной жизни; будто лежит на твоем уме и подавляет его деятельность; все тебе кажется мрачно, все непостижимо, но вдруг, как молния, сверкнет в душе какое-то необыкновенное чувство; оно вместе и пробуждает тебя, и приводит в страх, и рождает радость. Тогда яснее открывается тебе то, что для тебя казалось непостижимым; ты как бы видишь пред собою Господа, тогда можешь сказать: вем, Ему же веровах! Какой-то свет осиявает тебя; он вместе и творит кротким сердце твое, и возбуждает в тебе силу творить благое. Держись сего чувства; по милости Божией, оно будет повторяться и приведет тебя к блаженному видению Господа. Кажется, в таком положении был св. пророк, когда говорит: **положи тму закрое свой, темна вода во облацех воздушных, от облистания пред ним облацы проидоша. И возгреме с небесе Господь, и Вышний даде глас Свой**. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ---- **Положи тму закрое свой, окрест Его селения Его, темна вода...** Селение Его окружает мрачная воздушная вода, или мрачные облака. Сим пророк изображает непостижимость существа Божия. По Феодор, //преклони небеса// означает снисхождение Божие на землю;// лете, лете на крилу ветреню//, внезапное явление Господа: от облистания облацы проидоша. Афан. Александр. слова: //темна вода во облацех воздушных, от облистания пред Ним облацы проидоша, град и углие огненное,// изъясняет следующим образом:// темна вода в облацех воздушных// - говорит сие по причине темноты сказанного о Нем у пророков, которые наименованы и облаками. //От облистания пред Ним облацы проидоша// - свет пришествия Его соделал ясными пророчества. //Град и углие огненное// - а поелику в пророчествах находятся и угрозы, то и сие представил под образом града и углия. Как от озарения проповеди, подобно облакам, прошли пред Ним апостолы и оросили мир, так град служит образом различных казней, определенных неверующим, какие по вознесении Господа и действительно постигли врагов Его, разумею врагов мысленных. Ибо как, освобождая израильтян из Египта, одождил град и огонь, так, освобождая и все народы от работы демонам, одождил град и углие огненное. И это были карающие силы, которыми низложил мысленных египтян: Тв. Св. От., ч.IV, Ст. 89. [[old:ps:017:46|Ст. 46.]] //Сынове нуждии обетшаша и охромоша от стезь своих.// Называвшись сынами моими, сами себя сделали сынами чуждыми, они ослабели и уклонились от стези правды. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И положи тму закров свой: окрест его селение его: темна вода во облацех воздушных** Эта туча была местом пребывания Бога, как шатер служит местом обитания человека, см. [[old:ps:017:10|10]] ст. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 12–13 **И положи тму закров Свой: окрест Его селение Его: темна вода во облацех воздушных. От облистания пред Ним облацы проидоша, град и углие огненное** Продолжая изображать действия всемогущей силы Божией в грозных прещениях на нечестивых, пророк говорит: Господь Бог мой «мрак сделал покрывалом Себе; вокруг Его сень Ему – **темная вода во облаках воздушных:** от блистания Его пред Ним прошли облака, град и угли горящие». В словах сего стиха пророк указывает, во-первых, на незримость Божественного естества, т.е. на то свойство Божества, по которому Бог пребывает невидим, что означает словом «тма», или «мрак», который закрывает Его от взоров человеческих как бы непроницаемым покровом. Но так как Бог по существу Своему «//свет есть, и тмы в Нем несть ни единыя//» [[new:in:01:05|(1 Ин. 1:5)]], //и живет Он во свете неприступнем//, а потому никто из людей не видел Его и видеть не может [[new:1tim:06:16|(1 Тим. 6:16)]], то далее пророк, как бы желая выяснить несовместимость света со тьмою, говорит, что селение Божества окружает темная вода в облаках воздушных. Последним выражением указывает на то грозное явление в природе, которое нередко бывает в летнее время и называется обычно грозою. Плавающие в воздухе облака наполняются водяными парами, которые от наибольшего скопления делают облака темными, отчего последние называются обыкновенно грозовыми тучами, что и выражено в псалме словами: **темна вода во облацех воздушных**. При сильном ветре темные грозовые тучи, наполняясь электричеством, приходят в столкновение между собою, от чего происходят действия электрической силы – удары грома и сверкание молнии; вместе с тем, наполненные водою облака разряжаются сильным дождем с градом, т.е. крупными ледяными каплями, а сверкающие в это время молнии представляются в виде падающих из облаков огненных углей или искр. Вследствие этого, так называемого в физике, разряжения электричества, облака рассеиваются, в воздухе делается чище и светлее, а закрытое прежде темными облаками солнце начинает светить своим обычным блеском. Все это выразил пророк словами: **От облистания пред Ним облацы проидоша, град и углие огненное**. Особенно страшные грозовые явления бывают тогда, когда Господу Богу угодно бывает послать их в наказание нечестивым и прогневляющим Его нераскаянным грешникам. Таковое, например, явление было в Египте, посланное Богом в наказание фараону, как читаем в книге Исход [[old:ish:09:23|(Исх. 9:23–24)]]. При таком понимании изречений псалмопевца нельзя, однако же, опустить из внимания и то духовное значение, какое видят в них священные истолкователи их. Так, словами: **положи тму закров Свой** – пророк выразил, говорят, по связи с предыдущим выражением, ту мысль, что, вознесшись на небо, Господь Иисус Христос скрылся от глаз апостолов, или сделался невидим; или вообще выражение – положи тму значит: сделал недоступным для нашего познания Божество Свое, так что все те, которые пытаются проникнуть своим умом в глубину божественного познания, впадают в заблуждения и не достигают света истины. В изречении: темна вода во облацех воздушных – под водою св. отцы разумеют тайну воплощения Сына Божия, а под облаками – ветхозаветные пророчества о Нем, а также те образы в действиях, предметах и лицах Ветхого Завета, которые предызображали Иисуса Христа. Таким образом, слова темна вода во облацех – имеют тот смысл, что пророчества, относящиеся к Иисусу Христу и заключающиеся в писаниях пророков, вообще темны и неудобопонятны для уразумения истинного их значения. **От облистания пред Ним облацы проидоша** – эти слова означают то, что как по окончании грозовой бури на небе является полный блеск солнца, а темные облака постепенно рассеиваются, проходят, – так и с пришествием Христа Спасителя на землю, когда возоблистал свет Его Божественного учения, темный смысл пророчеств о Нем, получивших в лице Его исполнение, сделался ясным и удобопонятным, и все те образы ветхозаветного обрядового закона прошли, как темные облака, рассеялись: **пред Ним облацы проидоша**; а языческое нечестие и зловерие, при свете проповеданного во всем мире Евангелия Христова, поражены и истреблены были, как истребляются градом и огнем, сходящими с неба (**град и углие огненное**), все те предметы, на которые они низвергаются. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]