[<10>] ====== Толкования на Пс. 17:15 ====== ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **Низпосла стрелы и разгна я, и молнии умножи и смяте я** Божественный Давид сказал, что после многих молний и потрясений показались источники вод и открылись основания вселенной: **И умножил молнии и привел их в смятение, и явились источники вод, и открылись основания вселенной**. Эти слова можно с большим удобством аллегорически истолковывать в отношении предмета нашей речи. Во-первых, после того как Господь умножил святые Соборы, словно некие **молнии**, и ими **привел в смятение** и погубил зломысленных еретиков, **явились** эти **источники** духовных и животочных **вод**, и **открылись** эти умопостигаемые **основания вселенной**, т. е. Кафолической Церкви. Во-вторых, сначала божественные Соборы собирались ради ниспровержения нечестивых ересей; но собравшись, они выносили постановления и о христианской жизни, назовет ли кто их небесными **источниками**, так как они орошают все лицо Церкви, или духовными основаниями, на которых созидается всякое христианское здание. Но тогда они **явились** и **открылись**, однажды придя в бытие. Сейчас же **явились** и **открылись**, как мы сказали, через толкование на более простом языке и еще больше — с помощью издания в печати. //**Предисловие к Пидалиону.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Низпосла стрелы и разгна я, и молнии умножи и смяте я** См. Толкование на [[old:ps:017:14#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 17:14]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Низпосла стрелы и разгна я, и молнии умножи и смяте я** **Низпосла стрелы, и разгна я** (их) Под стрелами должно разуметь учеников Господа, которых Он послал с проповедью по всему мирy. Чрез них Иисус Христос рассеял демонов, которых именно и надобно разуметь под местоимением я (их). Употреблено же здесь местоимение, а не собственное название демонов потому, что Дух Св. вообще не терпит как их самих, так и их имя. **И молнии умножи, и смяте я** Под молниями, как и под стрелами, надобно разуметь тоже учеников Иисуса Христа, которые иногда подобно стрелам уничтожали в роде человеческом посеянные демонами заблуждения, иногда же подобно молнии совершенно попаляли нечестие и святилища нечестивые. Поражаемые молитвою учеников Христовых, враги рода человеческого потерпели совершенное поражение и, не в состоянии будучи выносить молнии обитающего в учениках Христовых Духа Божия, они пришли в совершенное замешательство и приведены были в недоумение, чем помочь себе. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Низпосла стрелы и разгна я, и молнии умножи и смяте я.** Выше сказали мы, что Давид под всеми сими фигурами описывает нам страшную силу Божию с тем, дабы лучше показать милость Господню, оказанную во избавлении его. Сие намерение свое и здесь открывает, когда повествует, что враги его разсыпаны были стрелами Божиими, аки бы просто сказал, что не руками человеческими, ниже мечами были поражены, но что сам Бог явно низпослал на них гром и молнию. А понеже Бог мещет молнии аки стрелы, для того в первом месте метафору положил, а во втором выразил вещь простым именем: молнии умножи, и сим образом врагов //разгна и смяте//. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Низспосла стрелы и разгна я, и молнии умножи и смяте я** О стрелах и молниях как орудиях наказания и грозного прещения Божия на нечестивых псалмопевец говорит и в других псалмах [[old:ps:007:14|(Пс. 7:14]], [[old:ps:096:04|96:4)]]. Здесь местоимение я или, по-русски, «их» – относится к тем врагам Давида, о которых он говорит в начале псалма [[old:ps:017:04|(ст. 4)]]. Как в стихе [[old:ps:017:08|8]] упомянул, что Бог прогневался на них, т.е. на врагов, так здесь говорит, что Господь «пустил стрелы, и рассеял их; и умножил молнии, и перемешал их», т.е. тех же врагов пророка. В духовном смысле под стрелами и молниями, по изъяснению св. отцов, нужно разуметь учеников Христовых и св. апостолов, которые проповедью Евангелия и благодатию Святого Духа поражали зловерие и нечестие языческое, как бы стрелами и молниями, и тем приводили в замешательство врага человеческого рода, так что, не имея, чем сопротивляться, язычники, дотоле работавшие дьяволу, принуждены были покоряться под иго Христово. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]