[<10>] ====== Толкования на Пс. 17:21 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И воздаст ми Господь по правде моей, и по чистоте руку моею воздаст ми** **И воздаст ми Господь.** Уверен я, что Господь, во время праведного суда Своего, не воспомянув грехов моих, воздаст мне по правде. Ибо в правде, как бы на весах, противоположив греху моему другие дела мои, найдет, что дела эти много перевешивают соделанный мною грех. Слово это учит, что поползнувшемуся по какой-либо немощи можно поддержать себя иными добрыми делами. **По правде моей.** **Правдою** называет вообще добродетель, чистоту рук при совершении дела, и добрым навыком приведение деятельных сил в нескверное состояние. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 21-23 **И воздаст ми Господь по правде моей, и по чистоте руку моею воздаст ми. Яко сохраних пути Господни, и не нечествовах от Бога моего. Яко вся судьбы Его предо мною, и оправдания Его не отступиша от мене** Не вопреки справедливости, говорит Пророк, промышляет о мне Бог, напротив того, зная намерение мое, ведая, что паче всего стараюсь сохранять все заповеди Его. Поелику показал, что велика была Божия о нем попечительность; то показывает и справедливость оной, побуждая тем слушателей к добродетели, и научая, что не случайно делаемся предметом сея попечительности, а только приобретя искреннюю приверженность к Богу. Ибо Пророк желал не собственныя исчислить перед всеми заслуги, но объяснить, каким образом можно сподобиться Божественнаго промышления. ===== Евфимий Зигабен ===== **И воздаст ми Господь по правде моей, и по чистоте руку моею воздаст ми** **И воздаст ми Господь по правде моей** Я не поступал, говорит, несправедливо с ненавидящими меня и до сей поры сохранял себя праведным в отношении к ним; сообразно с этим я приготовлю подобное же воздаяние и себе от Бога. За это, говорит, Он воздает мне, как должным своею помощью. **И по чистоте руку моею воздаст ми** О чистоте рук прибавлено в пояснение к предыдущему повествованию о праведности. Я, говорит пророк, не был ни грабителем, ни корыстолюбцем, ни злоумышлял против злоумышляющих на меня; руки мои чисты от всякой подобной скверны, если сравнить их с руками врагов моих. Или: пророк под руками разумел вообще свои действия, так как руки суть обыкновенные орудия наших действий. ===== Лопухин А.П. ===== **И воздаст ми Господь по правде моей, и по чистоте руку моею воздаст ми** //"Воздал мне Господь по правде моей"// - по моей внутренней чистоте, чистоте мыслей и побуждений, //"по чистоте рук"// - по чистоте поступков. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 21–22 **И воздаст ми Господь по правде моей, и по чистоте руку моею воздаст ми, яко сохраних пути Господни и не нечествовах от Бога моего** Не нужно думать, что Давид говорит здесь о правде своей и других добродетелях по гордости или самовосхвалению; потому что, где проповедуется истина, вдохновенная от Духа Божия, и где виновником всякого блага признается Сам Бог, там нет места гордости и самомнению. Под именем **правды** он разумеет справедливые отношения к врагам: он не имел обыкновения воздавать злом и никогда не злоумышлял против ненавидящих его. **Чистотою рук своих** называет дела рук своих, которыми он старался делать одно доброе и которых не осквернил злодеяниями, а если и согрешал иногда, то приносил тотчас же слезное покаяние Богу. А потому он мог, с упованием на милость Божию, говорить: Господь воздаст мне за справедливость мою и за неукоризненность рук моих наградит меня. Потому что я хранил и исполнял заповеди Господа Бога моего и никогда не уклонялся от Господа в идольское нечестие: **не нечествовах от Бога моего**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]