[<10>] ====== Толкования на Пс. 17:25 ====== ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И воздаст ми Господь по правде моей, и по чистоте руку моею, пред очима Его** Тогда-то, говорит, когда соделаюсь совершенно неукоризненным, сподоблюсь и совершенных благ; потому что Бог всяческих над всеми надзирает и с добрыми поступками (их наименовал Пророк чистотою рук) и с благочестивым намерением соразмеряет воздаяния. Потом сие же самое излагает Пророк яснее. ===== Евфимий Зигабен ===== **И воздаст ми Господь по правде моей, и по чистоте руку моею, пред очима Его** А если я таков, говорит, был и таким останусь, то я уготовлю для себя и воздаяние, сообразное с сим, как выше сказано. По чистоте, говорит, рук моих воздаст мне Господь, по чистоте, которая всегда перед Ним; потому что я так поступаю не на показ людям, а для Бога. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **И воздаст ми Господь по правде моей и по чистоте руку моею пред очима его.** Давид, прославляя благодеяния Божии, показывает здесь причины, чего ради угодно было Богу избавить его от врагов. Главнейшая же причина есть сия, что он сам тщился благоугодно и непорочно жительствовать пред Богом. //Воздаде ми//, глаголет, //по правде моей, и по чистоте руку моею награди мене.// Не должно мнить, аки бы Давид по гордости и кичению проповедовал здесь правду свою, и прочия добродетели, представляя оныя аки заслуги. Ибо несть то гордость и кичение, когда что по вдохновению Божию глаголется, и где признавается Бог виновником благ. Притом должно заметить здесь, как и выше сказали мы, что Давид не о праведных делах своих глаголет, которыми никто не может похвалиться пред Богом, но о справедливости дела своего, которое имел он со врагами. Сверх сего надлежит рещи и то, что Давид потому упоминает здесь о правде своей, понеже он в самом деле оную хранил: ибо и Бога от искренняго сердца чтил, и во истинном благочестии пребывал, и никогда идолам не кланялся, и твердое намерение имел, чтоб никогда закона Господня не преступать: а хотя иногда и согрешал, однако тотчас каялся, и от всея души обращался к Богу. А что сам инде глаголет:// не оправдится пред Тобою всяк живый// ([[old:ps:142:02|Пс. 142:2]]), сие глаголет о тех, которые без благодати Божией предшествующей сами собою или делами своими оправдитися пред Богом мнят. Тако бо никто пред Ним оправдитися не может: зане всяк праведный благодатию Божиею оправдается. На сем основании Давид изрек оныя слова: //не оправдится пред Тобою всяк живый//. Впрочем представлять невинность свою пред Богом никому не запрещается, как то видим из примера Неемии, Езекии, Есфири и самаго Давида ([[old:2ezd:05:start|2Езд. 5]]; [[old:ish:38:start|Исх. 38]]; ). //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **И воздаст ми Господь по правде моей, и по чистоте руку моею, пред очима Его** См. Толкование на [[old:ps:017:23#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 17:23]] [<10>]