[<10>] ====== Толкования на Пс. 17: 32====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко кто Бог, разве Господа? Или кто Бог, разве Бога нашего** Ибо единое Божие Слово есть истинный Бог и Единородный, потому что Оно единое есть также Бог, как и Отец. Сказав же о Христе, что он Бог по естеству, говорит теперь: **или кто Бог?** У нас один Бог Отец, и нет другого Бога, так чтобы один исполнял прошение одного, а другой прошение другого. Но, может быть, два стиха поставлены во взаимной соответственности. Так, истинный Бог препоясал силою для одержания победы, и положил непорочен путь мой к совершению добрых дел. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Яко кто Бог, разве Господа? или кто Бог, разве Бога нашего** Что сие и подобное сему сказано в Писании не в отношении к Сыну, а в отношении к так называемым, но не подлинным, богам, сие достаточно доказано теми местами, из которых заимствовали мы доказательства, что Сын и в Ветхом и в Новом Завете многократно называется и Богом и Господом. Но в большую ясность приводит сие Давид; сказав: //«кто подобен Тебе»//, он присовокупил: //«в бозех, Господи»// [[old:ps:085:08|(Псал.85, 8)]]? И Моисей говорит: //«Господь един вождаше их, и не бе с ними бог чужд»// [[old:vtor:32:12|(Втор. 32, 12)]], хотя Спаситель и был с ними, как говорит Апостол: //«пияху бо от духовнаго последующаго камене; камень же бе Христос»// [[new:1kor:10:04|(1Кор.10, 4)]]. А Иеремия говорит: //«бози, иже небеси и земли не сотвориша, да погибнут под небесем»// [[old:ier:10:11|(Иер. 10, 11)]]. Ибо Сын не в числе их; Он Сам Создатель всего. Поэтому относительно к идолам и чтилищам языческим, а не к Сыну разуметь должно сказанное выше и следующее: //«Аз Бог первый, и Аз по сих, и кроме Мене несть Бога»// [[old:is:44:06|(Исаии 44,6)]]; и: //«прежде Мене не бысть бог ин, и по Мне не будет»// [[old:is:43:10|(Иса.43,10)]]; и: //«слыши, Израилю, Господь Бог твой, Господь един есть»// [[old:vtor:06:04|(Второз.6,4)]]; и все подобные места. **//Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. Книги IV-V.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко кто Бог, разве Господа? и кто Бог, разве Бога нашего** Ибо нет другаго Бога, так чтобы один Бог подавал просимое одному, а другой другому. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко кто Бог, разве Господа? и кто Бог, разве Бога нашего** **Яко кто бог, разве Господа** Союз яко здесь—излишний; или же он употреблен вместо другого союза—ибо. Ибо кто другой, как бы так говорит пророк, по самому естеству своему есть Бог кроме Господа? т. е. кроме Бога Отца. **Или кто бог разве Бога нашего** В этом месте пророк назвал Богом—Бога Сына. Говоря Бога //нашего//, он причисляет себя к нам, уверовавшим во Христа, предузнав пророческим духом своим святость веры нашей. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Яко кто Бог, разве Господа? или кто Бог, разве Бога нашего?** Сия есть вторая вина, для которыя Давид уповал на Бога и от Него единаго ожидал света и крепости: понеже де Он един есть истинный Бог, и потому все надеющиеся на Него, яко на твердый и непоколебимый камень, должны быть безопасны и благонадежны: и напротив того, все уповающие на иную какую-либо тварь, каковы были языческие боги, по нужде должны постыдиться. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Яко кто бог, разве Господа? Или кто бог, разве Бога нашего** И не тщетна, как бы так говорит пророк, не напрасна вера и надежда на Господа Бога нашего всех уповающих на Него; потому что Он один есть истинный Бог, Бог вечный, всемогущий и праведный, един Творец мира и Вседержитель. И все надеющиеся на Него, как на твердую и непоколебимую скалу, будут безопасны, как и напротив, надеющиеся на какую-либо тварь, каковы были все языческие боги, бывают постыжены и посрамлены. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]