[<10>] ====== Толкования на Пс. 17:34 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **совершаяй нозе мои яко елени, и на высоких поставляяй мя** **Совершаяй нозе мои**. Ибо святые суть истребители ядоносных страстей, потому что прияли силу против мысленных змиев; почему и уподобляются оленям, которые истребляют чувственных змей. **Яко елени**. Ибо прияли власть //наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию// [[new:lk:10:19|(Лк. 10,19)]]. **И на высоких поставляяй мя**; учит мудрствовать горняя. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **совершаяй нозе мои яко елени, и на высоких поставляяй мя** Как еленям в естестве их дал силу попирать ядовитых животных; так и мне дал силу превзойти и стать выше врагов. ===== Евфимий Зигабен ===== **совершаяй нозе мои яко елени, и на высоких поставляяй мя** **совершаяй нози мои яка елени** Бог, говорит, устрояет и укрепляет ноги мои своею помощью к течению, когда случится время бегства, подобно тому как в природе сделал ноги оленя тонкими и способными к бегству, когда преследуют его собаки и охотники. **и на высоких поставляяй мя** На высоких, говорит, горах Ты спасаешь и восстановляешь меня, прекращая мое бегание на подобие оленей, которые убегая от охотников восходят на горы и там, освобождаясь от страха, останавливаются, отдыхают и успокаиваются. Или говорит, что Бог делает меня столь быстрым в бегстве, что я избегаю демонов, ищущих меня уловить и восхожу на высоту добродетелей. Кирилл толкует: Впрочем недостаточно только того чтобы возвыситься, но должно прийти к горним и пребывать с ними и охотно оставаться на высотах добродетели. Почему и Бог не только возводит на высоты имеющего совершенные ноги праведника, но и утверждает горе, то есть, устрояет его так, чтоб он стоял в добродетели и не падал. Евсевий: Божественное писание уподобляет святых оленям: ибо подобно оленю, истребляющему пресмыкающихся, они истребляют умственных змий. При том это животное восходит на горы и быстро в бегании: так и святые созерцают вышнее, а не земное по любви к царству небесному. ===== Лопухин А.П. ===== **совершаяй нозе мои яко елени, и на высоких поставляяй мя** "**На высотах моих поставляет меня**" - та высота, могущество, которых я достиг сейчас, есть дело Божественной помощи. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 34–35 **Совершаяй нозе мои яко елени, и на высоких поставляяй мя: научаяй руце мои на брань, и положил еси лук медян мышца моя** Как бы не довольствуясь тем, что высказал прежде о дарованиях Божиих к нему, Давид продолжает исчислять все другие оборонительные и наступательные воинские средства, какие он получил от Бога для успешной борьбы с врагами и искушениями. Ему приходилось в неравной борьбе с врагами или поспешно отступать от внезапных их нападений, или быстро наступать на них там, где они и не ожидали его, или же удаляться от врагов на высокие горы. Во всех таких случаях он получал помощь Божию, о которой и говорит: Господь ускоряет ноги мои, как у оленя, и на высотах поставляет меня. Точно так же признавая, что искусство в сражениях он приобрел не своею ревностию или опытностью в военном деле, а получил по особенному дарованию Божию, равно как и нужные для военных побед храбрость и силы у него не свои, природные или приобретенные воинскими упражнениями, а составляют сверхъестественный дар Божий, он говорит: Господь приучает руки мои к войне и **сделал мышцы мои медным луком**. Т.е. для побеждения врагов Ты **сделал мышцы мои** так же крепкими, как крепок **медный лук**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]