[<10>] ====== Толкования на Пс. 17:45 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **в слух уха послушаша мя. Сынове чуждии солгаша ми** **Сынове чуждии солгаша Ми.** Израиль, называвшийся сыном перворожденным, назван сыном чуждым за неверие. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **в слух уха послушаша мя. Сынове чуждии солгаша ми** См. Толкование на [[old:ps:017:44#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 17:44]] ===== Евфимий Зигабен ===== **в слух уха послушаша мя. Сынове чуждии солгаша ми** **В слух уха послушаши мя** Чрез слух, говорит, уха принял Евангелие мое народ из язычников.—Почему и Павел сказал: вера от слуха [[new:rim:05:17|(Рим. 5,17)]]. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **в слух уха послушаша мя. Сынове чуждии солгаша ми,** Сие повествование не к лицу Давида относится, но есть пророчество о будущем царстве Христовом. Хотя же и Давид мог похвалиться, что многие иноплеменные народы, которых свойства и нравы были ему не совсем известны, из чести работали ему: но те, которых он завоевал, не вовсе были ему неизвестны, яко сопредельные и недалече отстоявшие. Итак Бог, под сими прикровенными словами прообразил нам безпредельное Сына Своего царство, котораго пространство, протязаяся от востока солнца до запада, весь объемлет мир. К тому же смыслу относятся и оныя слова: в слух уха послушаша мя, или как в Еврейском тексте изображено: услышав о мне, послушают мя. Хотя бо Давид победами своими приобрел себе толь славное имя, что многие народы, оставя оружие, добровольно ему покорилися, но поелику они соделали сие от страха, и смотря на других соседственных народов, испытавших на себе силу оружия его: то нельзя собственно сказать, чтоб они оказали ему послушание по единому о нем слуху. Следовательно, правильнее сие приличествует Христу, Который словом покорил Себе мир, и единым слухом соделал Себе послушными людей, прежде сопротивлявшихся Ему. Итак, поелику Давид носил образ Христа, то Бог и покорил под власть его отдаленные народы, которые прежде неведомы были Давиду касательно нравов их. Но это было прообразованием обещаннаго Христу владычествия, Котораго величие долженствовало распространиться до последних пределов мира. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 45–46 **В слух уха послушаша мя: сынове чуждии солгаша ми. Сынове чуждии обетшаша и охромоша от стезь своих** Продолжая речь о тех людях и народах, которые, быв неведомы Христу, поработали Ему, присоединившись к Святой Церкви Его, пророк от имени Господа Иисуса Христа говорит: по одному слуху обо Мне, о Моей славе, услышав Мое учение, они уверовали и повиновались Мне,– **в слух уха послушаша Мя**. Кого же нужно разуметь здесь под именем **сынов чуждих**, о которых далее говорит псалмопевец, что они **солгаша, обетшаша и охромоша**? В буквальном смысле «сынами чужими», по отношению к царю-пророку Давиду, называются иноплеменные побежденные народы, которые прежде были свободны, а потом принуждены смириться пред Давидом, выразить ему покорность свою, хотя и притворно, неискренно: **сынове чуждии солгаша ему**. Они же и **обетшаша**, по-русски: «Обветшали, одряхлели, состарились» – в рабстве иудейскому царю, иные из них исчахли и померли в узах и темницах; **охромоша от стезь своих**, по-русски: захромали от путей своих, – это выражение обозначает тех невольников, которые, будучи во узах или оковах, кажутся хромающими на ходу. В смысле же духовном и таинственном под именем **сынов чуждых** нужно разуметь неверовавших в Господа Иисуса Христа иудеев, а выражениями: **сынове чуждии солгаша ми, обетшаша и охромоша от стезь** своих – означается то крайнее ожесточение и упорство их [[old:ier:02:start|(Иер. 2)]], в котором они состарились и, совратившись от стезей благочестия, погибли. За что и Христос Спаситель обличает их в Евангелии [[new:in:08:47|(Ин. 8:39–47)]], говоря, что они напрасно присваивают себе название чад Божиих, по происхождению от праведного Авраама, и что неверием и злыми делами они соделали себя чадами дьявола. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]