[<10>] ====== Толкования на Пс. 18:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **В кoнeц, псалом Давиду** //Содержание:// Настоящий псалом содержит в себе первоначальное учение, предлагаемое язычникам от лица Апостолов; потому и говорится, что и небо, и солнце, и прочие стихии, у язычников почитавшиеся великими богами, песнословят Творца своего. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **В кoнeц, псалом Давиду** См. Толкование на [[old:ps:004:01#svt_grigorij_nisskij|Пс. 4:1]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **В конец, псалом Давиду** От блаженнаго Павла приобретаем мы сведение о трех видах божественных законов. Он сказал, что закон дан был людям без письмени в самом творении и естестве. //«Не видимая бо Его»//, говорит Апостол, //«от создания мира творенми помышляема видима суть»// [[new:rim:01:20|(Рим. 1:20)]]; и еще: //«егда бо языцы неимуще закона естеством законная творят, сии закона не имуще, сами себе суть закон»// [[new:rim:02:14|(Рим. 2:14)]]. Великим же Моисеем предан закон в письмени. Ибо Апостол говорит: //«преступлений ради закон приложися, вчинен Ангелы рукою Ходатая»// [[new:gal:03:19|(Гал. 3:19)]]. Но Апостолу известен и третий закон, данный после первых, закон благодати. //«Закон бо духа жизни свободил мя есть»//, говорит он, //«от закона греховнаго смерти»// [[new:rim:08:02|(Рим. 8:2)]]. И блаженный Давид в настоящем псалме преподает людям согласное с сим учение, и в том же самом порядке. Сперва говорит о законе, который в твари проповедует Создателя, потом о законе, который дан Моисеем и желающим внимать сообщает большее ведение о Создателе, а после сего о законе благодати, который совершенно очищает души и освобождает от настоящаго растления. Посему //«и в конец»// отсылает нас псалом, предрекая в конце Новый Завет. ===== Евфимий Зигабен ===== **В конец псалом Давиду** И этот псалом имеет надпись: «к концу». Потому что Давид сочинил его в старости, когда имел в виду конец жизни. Или сказано: //к концу//, потому что пророчествует о том, что сбылось в конце времен. Ибо он заграждает здесь, по словам //Афанасия//, безбожие тех пустословов, которые смели говорить, что не Бог сотворил все, но само собою произошло. У //Феодорита// сказано, что Давид излагает здесь три закона: первый естественный, чрез тварь проповедующий о Творце; второй данный Моисеем, доставляющей большее познание о Творце охотно внимающим ему; третий благодатный, совершенно очищающий души и освобождающий от настоящего тления. Посему то этот псалом и конец нам указывает, предвозвещая о новом завете в конце. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **В конец, псалом Давиду.** **НАДПИСАНИЕ** В Еврейском тексте: //начальнейшему певцу песнь Давидова// **СОДЕРЖАНИЕ** //В сем псалме прославляет Давид, во-первых, Создателя Бога от величества и красоты тварей Его. Во-вторых, по показании совершенств и величества Творца, входит в разсуждение о преизяществе и совершенстве закона Его, который сравнивает с небесным светилом, котораго нет ничего в вещах телесных прекраснее, полезнее и сильнее. А дабы мог в законе оказать действительные успехи: то, в-третьих, испрашивает у Бога помощи и благодати Его.// //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **В конец, псалом Давиду** Надписанием и сходством этого псалма с другими псалмами Давида подтверждается происхождение его от последнего. Время написания точно указать невозможно за общностью его содержания. Этот псалом - торжественный гимн Богу, как Творцу величественного внешнего мира и нравственного закона, чем он дополняет предыдущий, тоже представляющий гимн Богу, но как защитнику угнетенного праведника. "Кант не вспоминал ли об этом псалме, когда говорил: есть две вещи, которые возбуждают во мне постоянное изумление, звездное небо над моею головою и нравственный закон в моем сердце!" (//Вигуру//. Руководство к чтению Библии, т. 2, первая половина, с. 47:7). ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **В конец, псалом Давиду** В переводе с еврейского эта надпись читается так: «//Начальнику хора. Псалом Давидов//». Значение всех этих изречений указано в объяснении предыдущих псалмов. По содержанию псалом сей есть нечто иное, как хвалебная песнь, прославляющая величие и славу Божию в природе видимой и в спасительных свойствах и действиях закона Божия. Так как св. апостол Павел [[new:rim:10:18|(Рим. 10:18)]] и многие из св. отцов в изречениях сего псалма видят пророческое указание на новозаветные времена, именно относят их к евангельской проповеди, то и выражению **в конец** священные истолкователи сего псалма придают значение указания на то, что в [[old:ps:018:start|Пс.18]] пророк говорит о событиях, имеющих исполниться в последующие времена, «//на последок дний//» [[new:evr:01:02|(Евр. 1:2)]], **в конец**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]