[<10>] ====== Толкования на Пс. 18:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Небеса поведают славу Божию, творение же руку его возвещает твердь** **Небеса поведают славу Божию.** Это подобно сказанному: //невидимая бо Его от создания мира творенми помышляема видима суть, и присносущная сила Его и Божество// [[new:rim:01:20|(Рим. 1,20)]]. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Небеса поведают славу Божию, творение же руку его возвещает твердь** **Небеса поведают славу Божию**, не потому что они издают ощутительный для нашего слуха голос, но потому что упражнявшийся в законах миростроения и познавший устройство всего небесного из сего, так как бы оно издавало глас, изучает величие славы Сотворшего. К сему возбуждает нас и Пророк, говоря: //Воззрите на высоту очима вашима и видите, кто показа// (слав.: сотвори) //сия вся?// [[old:is:40:26|(Ис. 40, 26)]], ибо возвышенно умствовать - значит взирать вверх и чрез видимое возводиться к мысли о Сотворшем. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Григорий Нисский ===== **Небеса поведают славу Божию, творение же руку его возвещает твердь** Ибо устроение небесных чудес, взывающее о являемой в существах премудрости и проповедующее в видимом великую славу Божию, по сказанному: **Небеса поведают славу Божию**, - по ясности и доброзвучности наставления само делается велегласной трубой, как говорит один из пророков: вострубил Бог свыше. А, кто очистил себя и изострил слух сердца, тот, приняв этот звук, разумею производимый обозрением существ, путеводится им к ведению Божией силы, так что проникает разумом туда, где Сам Бог. //**О жизни Моисея законодателя.**// ---- См. Толкования на [[old:gen:01:03#svt_grigorij_nisskij|Быт. 1:3]] //**О шестодневе, слово защитительное брату Петру.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 2-5 **Небеса поведают славу Божию, творение же руку его возвещает твердь. День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум. Не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их. Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их** Сказав, что «**небеса поведают о славе Божией**», и что «**день дню изливает слово, и ночь ночи возвещает знание**», он не остановился на этом, но прибавил: «**нет наречий и языков, где не слышны были бы голоса их**». Смысл слов его следующий: день и ночь и небо не только имеют голос, но и такой голос, который звучнее, яснее и сильнее голоса человеческого. Как и каким образом? Послушай сам слова его: «**нет наречий и языков, где не слышны были бы голоса их**». Что же это такое? Одобрение голоса, похвала звука. Мой голос понятен для говорящего на одном со мною языке, а для говорящего на другом языке – нет; напр.: когда я говорю на греческом языке, тогда, кто знает этот язык, поймет меня; а скиф, фракиянин, мавр, индиец – нет, потому что различие языка не позволяет моей речи быть для него понятною. Также, когда говорит скиф или фракиянин, я не могу понимать его, а другой – языка другого. У неба же, дня и ночи – не то, но голос их таков, что он слышен, понятен и ясен для всякого языка, всякого наречия, всякого народа. Потому пророк, сказав, что «**день дню изливает слово, и ночь ночи возвещает знание**», прибавил: «**нет наречий и языков, где не слышны были бы голоса их**». Смысл этих слов следующий: такое имеют наречие, такой имеют голос день, ночь, небо и все твари, что всем языкам, всем народам понятен голос их. «**Нет наречий**», говорит, т.е. нет народа, нет языка, где бы не слышен был голос неба; но и скиф, и фракиянин, и мавр, и индиец, и савромат, и всякое наречие, всякий язык, всякий народ может понимать этот голос. Как и каким образом? Теперь выслушай это, чтобы тебе узнать, как небо говорит молча. Когда ты увидишь эту красоту, величие, положение, постоянство, блеск, и, размыслив о всем этом в самом себе, прославишь Создателя, восхвалишь Творца, тогда небо издало голос и вознесло славу Богу посредством твоего языка. Таков смысл слов: «**небеса поведают о славе Божией**». Как и каким образом? Располагая зрителя красотою своего блеска – удивляться Создателю. Таким образом «**день дню изливает слово, и ночь ночи возвещает знание**», не издавая голоса, но своим порядком, стройностью, равенством и беспрепятственною соразмерностью громче трубы возвещая Создателя не в одном каком-нибудь углу вселенной, но везде, где только солнце освещает землю. Эти звуки раздаются по всей вселенной, так как везде небо, везде день, везде ночь; и наставление свое простирают они по земле и по морю. Потому пророк не сказал просто: небеса возвещают славу Божию, но: «**поведают**», т.е. научают и других, имеют учениками своими род человеческий и распростерты на виду, как величайшее училище, вместо книг и букв предлагая и простым и мудрым и всем созерцать красоту их природы, преподавая заключающееся в них самих, как бы в книге, учение о премудрости и силе Божией. Так и люди не только словами, но и молча прославляют Бога чрез других: потому и Христос говорил: «//так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного//» [[new:mf:05:16|(Мф.5:16)]]. Как кто-нибудь, видя светлую жизнь другого, хотя бы сам живущий и молчал, воздает славу Богу, так точно и взирая на красоту неба прославляют Творца. Потому пророк и сказал: «**небеса поведают о славе Божией, и о творении рук Его возвещает твердь. День дню изливает слово, и ночь ночи возвещает знание**». Какое «**знание**»? Разумение о св. Творце. //**Беседа на слова пророка: Я, Господь Бог, создал свет и тьму.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Небеса поведают славу Божию, творение же руку его возвещает твердь** //Умозрение на слова: **Небеса поведают славу Божию**.// Так Давид, бывший после них [т.е., Моисея и Иисуса Навина] по времени, но равным им по духу, – я пропускаю Судей, заключающих в своем житии множество тайн, – слухом ума услышав **поведающие славу Божию небеса и творение руку Его возвещающую твердь** (вот чудо, ведь Создатель не вложил в них душу!) от бездушных воспринял словеса о богословии и, насколько это возможно человекам, поучил о тропосах промысла и суда по результатам [жизни], не постигая [впрочем] логосов, коими разнообразится по частям существование целого. //**Амбигвы к Иоанну.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь** Видимой только лепоты небес, видимаго их величия, говорит Пророк, достаточно к тому, чтобы проповедать силу Создателя. Если кто видит великое и красивое здание, тот дивится строителю дома, и кто разсматривает хорошо и красиво устроенную ладию, тот представляет в мыслях строившаго судно, и при воззрении на изображение сама собою приходит мысль о живописце; тем паче видимая тварь взирающих на оную руководствует к Создателю. Пророк же упомянул о небе и о тверди, сообразно с учением великаго Моисея; потому что и он сперва сказал о сотворении неба, а потом повествует о создании тверди, которую Бог, как сказано, наименовал также небом ([[old:gen:01:18|Быт.1:8]]). Никому да не покажется странным именование: //«небеса»//, употребленное во множественном числе. Ибо Писанию обычно употреблять сие именование, иногда в единственном, а иногда во множественном числе. И в единственном числе именует блаженный Давид; ибо говорит: //«небо небесе Господеви»// ([[old:ps:113:24|Пс.113:24]]); и еще: //«одевающему небо облаки»// ([[old:ps:146:08|Пс.146:8]]). Но он также и в числе множественном говорит: //«хвалите Его небеса небес»// ([[old:ps:148:04|Пс.148:4]]). И сие имеет тоже значение, что и выражение: «небо небесе Господеви». Ибо видимое небо устроено как некий кров над землею; высшее же небо для видимаго есть тоже, что видимое для земли; и потому как называется небом небесе, так именуется и небесами небес. А мы видим, что и города имеют у нас двоякое именование. Ибо один город называем и Тарсом и Тарсами, одному и тому же городу даем название Фивы и Фив; так древние употребляли название Микены и Микен, зная, что город один, хотя именуется во множественном числе. Сие же сказано мною не без причины, но ради тех, которые покушались насчитывать много небес. ===== Евфимий Зигабен ===== **Небеса поведают славу Божию, творение же руку его возвещает твердь** **Небеса поведают славу Божию** Неодушевленные, говорит, небеса, вместо голоса употребляя прекрасный и величественный свой вид, проповедуют всегда и всем славу и величие сотворившего их Бога. Ибо и Соломон сказал: «из величия и красоты творений по соответствию созерцается зиждитель бытия их» ([[old:pr:13:05|Пр. 13,5]]). И кто взирает на такое величие, состав, красоту, положение и другие естественные свойства неба, должен верить творческой силе Бога, хотя бы был у него один учитель—вид неба. Небесами он называет первое небо, находящееся выше тверди; а употребил оные во множественном вместо единственного, как говорят //Златоуст// и //Феодорит//, по обыкновению еврейского языка, который иногда во множественном, а иногда в единственном именует небо. Потому что хотя первое небо и невидимо для нас, однако из видимой тверди мы можем чрез умствование заключить о бытии и оного. Или под именем небес разумеет одну только твердь, так как она одна только подлежит зрению: и тогда следующий, второй, стих будет изъяснением первого сего стиха. Почему и //Феодорит// пишет: Одной видимой красоты и величия небес достаточно для того, чтобы возвестить о силе Творца. Ибо, если рассматривающий величайшее и прекрасное здание, удивляется строителю, и видящий хорошо и красиво устроенное судно, составляет понятие о строителе корабля; и при виде изображения приходить на память живописец: то не гораздо ли более видимое творение ведет зрителей к Творцу. Тот же //Феодорит//: Небо неба для Господа. Ибо видимое небо как некий покров устроено для земли; а высшее есть то для сего, что cиe для земли. Почему и называется оно небом неба и небесами небес. И города у нас иные имеют двойное наименование. Так мы называем Тарс и Тарсы, и это один город; и Фива и Фивы—один и тот же город. Так древние Микину называли Микинами—во множественном числе, а разумели один город. //Василий Великий// сказал о числе небес: Любомудрствовавшие о небе представляют одно небо.., но мы столь далеки от неверия касательно второго, что необходимым полагаем и третье, коего видеть удостоился блаженный Павел.— Златоуст также: Не сказал: вещают, но проповедуют, то есть, учат и других и имеют учениками (весь) род человеческий, предлагая вместо письмен естественную свою красоту и всем доставляют возможность проходить в них, как бы в книгах находящееся учение о силе и премудрости Божией. Проповедуют небеса, по словам //Нисского//, славу Божию могущим от них восходить умом к художеству Творца, которого творческий взор открывается чрез стройное круговращение (неба), служащее вместо слова для сведущих. Почему //Златоуст// опять сказал: когда увидишь красоту, величие, толикую продолжительность, светлость и, совокупив все это, прославишь Творца: то небо возвестит cию славу, воспользовавшись твоим языком и даст голос слышимый всеми... Ибо не небо само, издавая голос, прославляет Бога, но приводит других к сему своим видом, и однако ж оно называется проповедующим славу Божию. Так и имеющие чудную жизнь, хотя и молчат, прославляют Бога, при прославлении зa них Бога другими. В высшем смыслов под небесами разумеются Апостолы, как проповедавшие славу Христа; а под твердью церковь верующих. И в другом месте //Златоуст// называет небо величайшею книгою и для простых и для мудрых. **Творение же руку Его возвещает твердь** Если, как мы сказали, второй сей стих служит к изъяснению выше сказанного первого; то следует, что то самое, что выше названо небом, здесь означается твердью; и что там проповедуют небеса, то здесь, по его словам, возвещает твердь; и что выше разумел под славою, то здесь разумеет под творением рук. Кратко сказать: Давид говорит, что и одно видимое небо достаточно учит о великом деле сотворившего его Бога. Ибо cие великое художество Бога он назвал славою и творением рук. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Небеса поведают славу Божию, творение же руку его возвещает твердь.** Пророк в первом месте описывает величие Божие от творения небес. Ибо между всеми прочими делами Божиими, прославляющими Зиждителя, небеса суть такое творение, которое величеством и красотою славу Божию яве открывает. //Небеса//, глаголет,// поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь.// Небеса и твердь означают в сем месте одно и то же, то есть, весь оный небесный состав, на котором утверждены звезды, солнце и луна. Ибо в первой главе [[old:gen:01:08|Быт. 1:8]], [[old:gen:01:16|16–17]], сказано: //нарече Бог твердь, небо. И сотвори Бог два светила великая: светило великое в начала дне, и светило меньшее в начала нощи, и звезды. И положи я Бог на тверди небесней.// Сия убо твердь, на нейже, по выражению Священнаго Писания, положены все небесныя светила, возвещает, или показывает, человекам первейшия и благороднейшия дела рук Божиих, из которых познается великая слава Зиждителя. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 2-3 **Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум** И самый маленький цветочек вещает уже о творческой славе Божией; но громче всего, и понятно для всех и повсюду проповедует о величии Творца величественное небо, – особенно восточное, – преимущественно ночью в спокойном величии звезд, а днем устами величественного солнца. Уже в [[old:ps:008:start|Пс. 8]] мы видели, в каком духе Давид созерцал природу; Пс. 18 также представляет свидетельство его глубокомысленного созерцания природы. – Небо (**небеса**), твердь [[old:gen:01:08|(Быт. 1:8)]], т.е. величественный свод небесный, на котором представляются, как бы утвержденными, солнце, луна и звезды, служат никогда не умолкающею, наглядною проповедью о силе и величии Творца. Это небо псалмопевец олицетворяет здесь; равно он олицетворяет день и ночь. Эти последние слышат проповедь неба, и каждый день и каждая ночь одушевленно и с удивлением повествуют следующему дню и следующей ночи о том (**глагол**), что они узнали о божественной славе (**разум**). Как свод небесный представляется простертым над всею землею, так и проповедь его; она весьма внятна, слышна даже и на концах земли. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Небеса поведают славу Божию, творение же руку его возвещает твердь** //Небо, величественное днем и ночью, свидетельствует славу Божию пред всем живущим// Небо, покрытое бесконечным количеством светил, особенно ярких на Востоке, вся эта твердь, находящаяся над головою человека, ясно свидетельствует о необыкновенном величии и силе Творца. Человек знает, что эти светила вне его власти, он видит их необыкновенно стройное течение и красоту. О чем ином, как не о величии творческой славы Бога все это говорит самым фактом своего существования!? ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь** Пророку Давиду известно было глубокое повреждение природы человеческой [[old:ps:013:01|(Пс. 13:1–3)]], вследствие которого люди доходили до потери понятия и сознания собственного человеческого достоинства и до забвения понятия об истинном Боге. Тем не менее, он не допускал совершенного неведения о Боге; а потому и отрицание бытия Божия со стороны человека, он объясняет как исключительное явление, как следствие самообольщения или самообмана. Он говорит, что человеку, как существу разумному, нельзя не знать о Боге, что Бог напоминает ему о Себе чрез творение рук Своих: **небеса поведают славу Божию**, или, что то же, проповедуют, и **о делах рук Его возвещает твердь**. В псалмах так же, как и в других местах Священного Писания, употребляется: то «**небеса**», во множественном числе, то – в единственном, «небо», как например, в первых словах книги Бытия написано: //В начале сотвори Бог небо и землю//, или еще: Сам Господь Иисус Христос говорит: «//Никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын Человеческий, сый на небеси//» [[new:in:03:13|(Ин. 3:13)]]. В этом изречении три раза повторено слово «небо» в единственном числе. А Сам же Господь Иисус Христос, научая учеников Своих молитве, говорил: «//Егда молитеся, глаголите: Отче наш, иже на небесех//» [[new:lk:11:02|(Лк. 11:2)]]. И в Символе веры мы читаем о Сыне Божием: «//Сшедшаго с Небес... и восшедшаго на Небеса...//» Итак, есть ли какая-нибудь разница в словах: небо и **Небеса**? Есть, без сомнения. Св. отцы Церкви (блж. Феодорит [6, с. 84]; Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры) под именем «небо» разумеют видимое (простым глазом, а еще лучше посредством астрономических инструментов) небо, или твердь небесную, на которой утверждены солнце, луна и звезды, – согласно с словами бытописания: «//И нарече Бог твердь небо//» [[old:gen:01:08|(Быт. 1:8)]]; а под «//небесами//» духовное, невидимое небо, или мир ангельский [[new:kol:01:16|(Кол. 1:16)]], которое называется также – «//небо небесе//» [[old:3ts:08:27|(3 Цар. 8:27]]; [[old:ps:067:34|Пс. 67:34)]]. Это видимое нами воздушное пространство, которое представляется нам сводом небесным и по которому движутся, как бы плавают облака, в Писании также называется «небом» [[old:is:40:22|(Ис. 40:22)]]. Таким образом, по смыслу Священного Писания и по изъяснению его св. отцами, мы можем представлять небеса в трех видах: во-первых – //видимое небо//, во-вторых – //твердь небесную//, с поставленными на ней светилами [[old:gen:01:14|(Быт.1:14]], [[old:gen:01:17|17)]]. и в-третьих – //небо небесе//, или //небеса небес// [[old:ps:148:04|(Пс. 148:4)]], т.е. духовное небо, о котором упоминает и св. апостол Павел, говоря о духовных видениях и Божественных откровениях, каких он был удостоен [[new:2kor:12:02|(2 Кор. 12:2)]]. В настоящем псалме пророк, конечно, разумеет видимое нами небо, которое своим необъятным пространством, мудрым устройством, поразительными явлениями и бесчисленным множеством светил поведает людям славу Божию, т.е. явным образом свидетельствует о творческой силе, о всемогуществе, премудрости и благости Божией. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]