[<10>] ====== Толкования на Пс. 18:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их** **Не суть речи, ниже словеса.** Чтение с знаком препинания; возражающий прерывает речь. Возражение же таково: и конечно, не говорят? Посему ответствует: разве нет таких вещей, которые, и не издавая гласа, проповедуют о художнике? Конечно есть; ибо и в хорошо устроенном корабле видно искусство кораблестроителя; а тоже видим и в других вещах. Посему, выше исчисленные создания своею великостию, красотою, благоустройством проповедуют Создателя, так что //во всю землю изыде вещаниe их.// **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их** См. Толкование на [[old:ps:018:02#svt_ioann_zlatoust|Пс. 18:2]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 4-7 **Не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их. Во всю землю изыде вещание, и в концы вселенныя глаголы их** Яснее перевел сие //Симмах//, сказав: и ночь ночи возвещает ведение, не речениями и словами, которых гласа не слышно; напротив того, во всю землю изошло вещание их, или, по переводу //Акилы//, правило их; потому что, не слова и речения произнося, но показывая правило и собственно чин свой, всю сушу и все море призывают к божественному песнопению. **«В солнце положи селение свое:». «И той яко жених исходяй от чертога своего, возрадуется яко исполин тещи путь». «От края небесе исход его, и сретение его до края небесе».** И это яснее перевели три переводчика, сказав: солнцу положи селение в них, то есть, в небесах. Так и великий Моисей учил: //«и сотвори Бог два светила великая, и положи я на тверди небесней, еже светити на землю».// ([[old:gen:01:16|Быт.1:16–17]]). Тоже самое сказал и божественный Давид, что положил солнцу селение на небесах, и катясь по небу, уподобляется оно красотою жениху, с великим благолепием выходящему из чертога, а быстротою – некоему исполину, с великою силою и крепостию совершающему путь. «И несть иже укрыется теплоты его». Слово: //«теплота»// Пророк употребил здесь вместо слова: //«свет»//, показывая, что действенность света солнечнаго больше, нежели действенность света рукотвореннаго; почему и в дали находящиеся могут наслаждаться теплотою солнечною. Тогда как свет рукотворенный не в состоянии производить сего действия на тех, которые не приближаются к нему, солнце, и издали посылая лучи, вместе с светом сообщает и теплоту. И сего достаточно к тому, чтобы показать людям Творца. Однако же Бог дал в помощь и закон, который бы заблуждающихся мог возвращать на путь. Ибо Пророк говорит. ===== Евфимий Зигабен ===== **Не суть речи, ниже словеса, их же не слышатся гласи их** (Разве нет речи и слов у них, так как не слышно их голосов?) Сии слова должны быть читаемы вопросительно, по святому //Кириллу// и //Афанасию//. Как бы так говорил Давид: разве нет речей, ни слов у сих бездушных тварей, о которых мы сказали, то есть, небес, дней и ночей? Разве не слышны их голоса? Ибо как не слышно их голосов (потому что они не имеют голосов); то явно, что нет у них речей, ни слов, поелику речи и слова состоят из частей членораздельного голоса. Сделав вопрос, он далее решает его так: ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их.** Здесь показывает Пророк, что проповедь небес бывает на всех языках, то есть, разумеется от всех народов, и аки бы небеса глаголали устнами всех племен земных: понеже, то есть, все зрят красоту и величество небес, и оттуду доходят до познания красоты и величия Зиждителева. //Не суть речи, ниже словеса, идеже не слышатся гласи их:// то есть, нет ни одного такого народа, где бы не слышаны были глаголы небес, и где бы не разумеваемы были словеса их. Или: нет речей и словес толико ясных, как речи и словеса небес, которыя от всех людей слышимы бывают. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Архим. Эмилиан (Вафидис) ===== **Нет наречий, на которых не слышны были бы голоса их** Небесные наречия раздаются повсюду. Слово Божие одушевляет всю вселенную, и все творение внимает гласу Господа. Возможно ли, чтобы этот глас не приняло наше сердце - украшение природы, созданное руками Божиими? Все творения Бог создал и одушевил одним только Своим словом, к человеку же Он склонился Сам и коснулся его. Так может ли человек не жить глаголом Божиим? //**Трезвенная жизнь и аскетические правила.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их** Небесный свод - везде, а потому и везде эта проповедь. Какие бы народы ("языцы") и племена ("наречия") не жили на земле, и где бы они не находились, этот голос всеми ими слышен. Выражение //"нет языка, и нет наречия"// понимают (Генгстенберг) и в таком смысле: хотя эти явления безмолвны, не обладают даром речи, однако они всюду красноречиво, хотя и немо, проповедуют о славе Творца. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 4–5 **Не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их. Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их** По-русски: «//Нет языков и наречий, на которых не слышались бы голоса их. По всей земле прошло вещание их, и до концов вселенной – проповедь их//». Эту речь нужно понимать опять в связи с изречениями предыдущих стихов. Пророк здесь как бы так говорит: проповедь небес совершается беспрерывно и на всех языках и потому слышится у всех народов; устами всех племен земных небеса проповедают славу Божию: для всех очевидны красота и величие небес, и от созерцания их все доходят до познания красоты и величия Творца их. Некоторые святые толковники (например, блж. Феодорит) дают изречениям сим такой смысл: вещания небес так ясны, так удобопонятны, что нет в мире народа, на языке которого не слышались бы сии вещания, т.е. для всех они понятны, всеми народами проповедаются и прославляются [6, с. 84.85]. Слова: **во всю землю изыде вещание их** св. апостол Павел относит к евангельской проповеди о спасении людей, которую апостолы пронесли по всей земле [[new:rim:10:18|(Рим. 10:18)]]. А потому эти слова богомудрыми отцами и учителями Церкви внесены и в состав богослужения церковного и поются в известное время, пред чтением Апостола, как прокимен его. Святые апостолы, как и вообще все проповедники евангельского учения, достойно и праведно приравниваются в этом случае к «небесам», потому что, будучи на земле, проповедью Божественной истины они возвышались до небес, подобно широте небесной сердца их расширялись любовью к Богу и потемненному страстьми человеку, умы их были светлы мудростью неземною; подобно небесам, гремели они проповедью и блистали чудесами, и были чисты по святости жития, ради чего и сделались жилищем Всевышнего Царя, Духа Святого. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]