[<10>] ====== Толкования на Пс. 18:9 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Оправдания Господня права, веселящая сердце: заповедь Господня светла, просвещающая очи** **Оправдания Господня права, веселящая сердце,** разумеет оправдание наше на суде. Ибо, производя над нами суд, изгнал князя века, дав нам веселие в сердце. **Заповедь Господня светла, просвещающая очи,** то есть, очи ума. Она далеко распространяет лучи свои. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Оправдания Господня права, веселящая сердце: заповедь Господня светла, просвещающая очи** См. Толкование на [[old:ps:018:08#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 18:8]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Оправдания Господня права, веселящая сердце: заповедь Господня светла, просвещающая очи** **Оправдания Господня права, веселящая сердце** Оправдания, говорит, и повеления Господа правы и прямы, потому что не заключают в себе ничего извращенного и кривого. Притом они увеселяют сердца читающего их; потому что научают причинам повелений. Или правыми называются потому, что доставляют правоту неправым сердцам людей. **Заповедь Господня светла, просвещающая очи** Заповедь Господа, говорит, и издалека просвещает умные очи души, а чрез очи души просвещает и телесные глаза, чтобы человек не блуждал по опасным путям греха. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Оправдания Господня права, веселящая сердце: заповедь Господня светла, просвещающая очи.** Третия похвала Божественнаго закона состоит в том, что когда человек начнет любить Его, как сказано в первом пункте, а потом и хранить, как сказано во втором, тогда чудным некоторым веселием и удовольствием наполняет сердце человека. //Оправдания Господни права:// то есть, заповеди Господни зело праведны суть, понеже праведным творят человека, хранящаго их. Они еще веселят сердце: ибо правое сердце всегда бывает согласно с правилами закона, и потому веселится и радуется, когда обретает случай самым делом исполнить заповеди. //Заповедь Господня светла, просвещающая очи//: то есть, закон Господень светом Божественныя премудрости озаряет умныя очи, ибо творит разумети Божию волю и знати, в чем состоят истинная благая и истинная злая. Он научает, что и обрядовый закон исполнен Божественных таинств: он еще просвещает и способом благорасположения. Ибо в неблагорасположенную душу премудрость не внидет, и ничто больше не препятствует познавать, в чем состоит истинная премудрость, как нечистота сердца.// Блажени бо, глаголет Господь, чистии сердцем: яко тии Бога узрят// ([[new:mf:05:08|Мф. 5:8]]). //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Оправдания Господня права, веселящая сердце: заповедь Господня светла, просвещающая очи** См. Толкование на [[old:ps:018:08#ep_irinej_orda|Пс. 18:8]] ===== Лопухин А.П. ===== **Оправдания Господня права, веселящая сердце: заповедь Господня светла, просвещающая очи** См. Толкование на [[old:ps:018:08#lopuxin_ap|Пс. 18:8]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Оправдания Господня права, веселящая сердце: заповедь Господня светла, просвещающая очи** Оправданиями в псалмах и вообще в Писании [[new:lk:01:06|(Лк. 1:6)]] называются повеления Господни, или заповеди в общем смысле. Исполнение этих повелений, или оправданий Божиих, со стороны человека сопровождается спокойствием совести, оправдывающей человека за хранение и исполнение заповедей Божиих и тем самым производящей радость и веселие в сердце его, а это и значить **оправдания Господня права, веселящая сердце**. В заповеди Господней выражена воля Божия, или Закон Божий – откровенный, который светилом Божественной премудрости просвещает умные очи человека и чрез то дает ему возможность разуметь волю Божию и познавать, в чем состоит истинное благо и противное воле Божией зло. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]