[<10>] ====== Толкования на Пс. 18:10 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Страх Господень чист, пребываяй в век века: судбы Господни истинны, оправданны вкупе** **Страх Господень чист, пребываяй в век века.** Это сказано как быв противоположение страху подзаконному, который имеет в виду наказание. Наша чистота есть воздержание от грехов. Посему и страх называется чистым, так как делает он чистыми, потому что по страху Господню человек уклоняется от зла. Но поелику страх вечен, то вечными делает и тех, в ком бывает он. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Страх Господень чист, пребываяй в век века: судбы Господни истинны, оправданны вкупе** Блаженный Давид, понимая, что страх, преимущественно перед другими чувствами, входит в состав любви к Богу, говорит: **Страх Господень чист, пребываяй в век века**; очевидно, что он отличает этот страх от другого, то есть от страха наказания за грехи, так как этот последний с появлением любви изгоняется из сердца и совершенно исчезает, как свидетельствует об этом в одном месте своих посланий великий Евангелист Иоанн, говоря: //Любовь изгоняет страх// [[new:1in:04:18|(1 Ин. 4:18)]]. А этот страх, наоборот, сам естественным образом начертывает в сердце закон настоящей любви, навечно сохраняя нетленной у святых людей, посредством благоговейного стыда, их любовь к Богу и друг к другу, которая блюдется ими как священное установление и как образ жизни. //**Толкование на молитву Господню.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Страх Господень чист, пребываяй в век века: судбы Господни истинны, оправданны вкупе** См. Толкование на [[old:ps:018:08#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 18:8]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Страх Господень чист, пребываяй в век века: судбы Господни истинны, оправданны вкупе** **Страх Господень чист, пребываяй в веке века** Совершенный страх Господа называется чистым, потому что он сообщается человеку по очищению его; а пребывает во век века потому, что страх, называемый водительным и рабским, пребывает в человеке только до очищения его, а по очищении он изгоняется и на место его поступает страх, так называемый, совершенный и сыновний, который уже и остается в человеке навсегда, и который есть почтение и благоговение к Богу, соединенное с любовью к Нему. Или страх Господа называется чистым потому, что он свободен от осуждения и недостатка; тогда как страх к людям обвиняется и называется рабством. Кратко сказать, страхом здесь называет Давид совершенство, как принадлежащий совершенным и сынам, достигшим любви к Богу. Он один только чист; потому что имеющие его всегда страшатся согрешить чем либо свойственным человеку и отпасть от близости и любви к Богу. А вещественный (стихийный, начальный) и так называемый рабский страх, который имеют преступники и рабы, не чист и небеспорочен. Ибо он заставляет имеющих его страшиться наказаний от Бога за грехи. Или страх Божий называется чистым потому, что доставляет имеющим его чистоту и непорочность; и таковой страх не временен, как человечески, первоначальный, но остается на всю жизнь в совершенных. Ибо cие постоянство и вечность его означены словами: во век века. . Божественный //Максим// говорит: Страх Божий есть двоякого рода, один рождающийся в нас из угроз наказаниями, имеющий причину бытия своего в греховности и которым по порядку рождается в нас воздержание, терпение, упование на Бога, бесстрастие, а из сего любовь. Такой страх не чист и непродолжителен, он чрез покаяние уничтожается вместе С грехом. А другой сопряжен с самою любовью, производящей всегда в душе благоговение, чтобы по причине свободы соединенной с любовью не подвергнуться непочтительности к Богу. Сей страх и чист и никогда не выбывает, ибо насажден в самом существе. Первому приличны сии слова: страхом Господним всяк удаляется от зла; а второму сии: страх Господа чист, и нет скудости в боящихся Его. Феодорит прилично назвал страх Божий чистым, то есть, чуждым укоризненности, тогда как человеческий страх укоризнен и называется робостью. **Судьбы Господни истинны** Суды, говорит, и определения Господа истинны, как единственно и собственно непогрешительные, чем различаются от судов человеческих, которые часто погрешительны по сравнению с точностию и верностию закона Божия. **Оправданы вкупе** (и в тоже время праведны). Суды, говорит, Господа в тоже время и праведны, ибо что в собственном смысле истинно, то вместе и праведно. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Страх Господень чист, пребываяй в век века: судьбы Господни истинны, оправданны вкупе,** Пятая похвала закона состоит в том, что закон Господень не временная доставляет благая, но вечная. Ибо страх Господень, который почерпается из закона и заставляет бояться Бога сыновне, //пребывает во век века//, в разсуждени мздовоздаяния своего: и благая, приобретаемая хранением закона, или страх чистый, творяй закон хранити, не ограничиваются смертию, якоже инде глаголется: //терпение убогих не погибнет до конца// ([[old:ps:009:19|Пс. 9:19]]). Страх разумеется здесь сыновний, непричастный рабству, о немже глаголется во псалме 111:// блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело.// Ибо кто боится страхом рабским, тот соблюдает заповеди не добровольно, но принужденно: а кто боится страхом сыновним, тот в заповедех Господних упражняется добровольно и усердно. //Судьбы Господни истинны, оправданы вкупе.// Шестая и последняя похвала состоит в том, что закон Господень есть истинен, и купно праведен сам по себе, то есть, не требующий посторонняго оправдания. Ибо тем самым, что нарицается судьбами Господними и что содержит заповеди Божия, праведен быть доказывается. Сверх сего, заповеди Господни, содержащияся в десятословии, – о которых наипаче Давид глаголет здесь, яко о главных началах закона естественнаго, – такую содержат в себе правду, что во всяком месте и во всякое время, и при всяком случае, даже и частном, бывают справедливы и никакого не требуют поправления, когда, напротив, иные законы часто имеют нужду то в обстоятельствах места, то времени, то лиц, чтоб быть им справедливым. Един убо закон Господень сам по себе есть истинен и купно оправдан. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Страх Господень чист, пребываяй в век века: судьбы Господни истинны, оправданны вкупе** См. Толкование на [[old:ps:018:08#ep_irinej_orda|Пс. 18:8]] ===== Лопухин А.П. ===== **Страх Господень чист, пребываяй в век века: судбы Господни истинны, оправданны вкупе** См. Толкование на [[old:ps:018:08#lopuxin_ap|Пс. 18:8]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 10–11 **Страх Господень чист, пребываяй в век века: судьбы Господни истинны, оправданны вкупе, вожделенны паче злата и камене честна многа, и слаждша паче меда и сота** Бывает страх человеческий, происходящий от боязни судов Божиих и человеческих, от опасения подвергнуться смерти и вечному наказанию, происходящий от преступной или виновной совести и овладевающий нечестивыми; таков страх братоубийцы Каина, богоотступника Саула, предателя Христова Иуды. Это страх рабский, приводящий человека в отчаяние. Совсем не такой страх Божий, или **страх Господень**. Он возбуждается в человеке «//величием и всемогуществом Бога//» [[old:vtor:10:17|(Втор. 10:17)]], Его «//благостию и святостию//» [[old:ish:15:11|(Исх. 15:11–13)]]. **Страх Господень**, происходящий от веры и любви к Богу, есть страх, или опасение, как бы не прогневить грехом Чистейшего, Святейшего и Праведнейшего Судию – Бога, а потому сам по себе есть чист, как дар Божий [[old:ier:32:39|(Иер. 32:39–40)]], и вечен, как вечен Сам Бог, **пребываяй во век века**. Страх человеческий производит удручающее, мучительное состояние [[new:1in:04:18|(1 Ин. 4:18)]], а страх Божий; чистый от всякой примеси человеческой греховности, низводит на человека благословения Божии и доставляет ему вечное блаженство [[old:ps:111:01|(Пс. 111:1)]]. **Судьбами Господними** в псалмах называются суды, или определения Божии, за хранение и исполнение закона Божия или за то или другое нарушение его. Они называются здесь судами **истинными**, т.е. верными и точно определяющими достоинство и заслугу человека пред законом Божиим, не нуждающимся ни в каких исправлениях или изменениях, как суды и законы человеческие, которые часто, по обстоятельствам места и времени, требуют поправки или изменения, или даже совершенной отмены. **Оправданны вкупе**, т.е. суды Господа, все в совокупности, истинны и праведны, вполне согласны с законом и всеми заповедями Божиими. **Вожделенны паче злата и камене честна многа**, т.е. для верующих в Бога, любящих и боящихся Его суды Его более приятны и наипаче желательны и драгоценны, чем все земные сокровища, состоящие в изобилии золота и многоценных камней; сладостью своею они превосходят всякую земную, мирскую сладость: они **слаждша паче меда и сота**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]