[<10>] ====== Толкования на Пс. 18:13 ====== ===== Прп. Макарий Великий ===== Ст. 13-14 **Грехопадения кто разумеет? от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего: аще не обладают мною, тогда непорочен буду, и очищуся от греха велика** Святой Дух знает, что скрытые греховные страсти являются наиболее мучительными для души и что они глубоко укоренены в ней; и Он через Давида научает нас относительно того, каким образом можно избавиться от них: **От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего**. Эти слова означают, что мы можем одолеть, с помощью силы Духа, сокрытые греховные страсти посредством многого моления, [горячей] веры и благого и совершенного устремления к Богу. Ибо как мы стараемся соблюсти, словно храм Божий, от явных грехов внешнего человека, то есть тело, по словам Апостола: //Если кто разорит храм Божий//, — здесь он говорит о теле, — //того покарает Бог// [[new:1kor:03:17|(1 Кор. 3, 17)]], так мы должны, подвизаясь, стараться соблюсти и внутреннего человека, то есть душу, от всякого осквернения нечистыми помыслами, по сказанному: //Всяцем хранением блюди твое сердце//, словно невесту Христову, //от сих бо исходища живота// [[old:pr:04:23|(Притч. 4, 23)]]. //**Великое послание.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== Ст. 13-14 **Грехопадения кто разумеет? от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего: аще не обладают мною, тогда непорочен буду, и очищуся от греха велика** Мы грешим постоянно, и часто тяжко. От множества грехов своих мы даже не считаем их, не постигаем их тяжести. За нами есть множество всяких грехов: и явных и тайных, и чужих и своих. Тайные грехи и чужие грехи – тоже опасные грехи: тайные – потому, что мы не примечаем их и не исправляемся в них; чужие – потому, что они погубляют не только нас, но и ближних наших. Пощади же и меня, Господи, от чужих грехов, не взыщи их на мне, да и от тайных моих согрешений очисти меня. И они отнимают у меня Тебя, всеблагого и праведного Отца моего, удаляют от Тебя, подвигают на меня праведный гнев, так что Ты не внемлешь с благоволением моим словам, моей молитве, да и я не имею в сердце дерзновения пред Тобою. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Грехопадения кто разумеет? от тайных моих очисти мя** Хотя с великим усердием намереваюсь хранить заповеди Божии, но, по естественной немощи, и против воли увлекаюсь во многое, и в ином погрешаю, сам того не ведая, а в ином, препобеждаясь встретившимися обстоятельствами. Хотя избегаю греха на самом деле, но помыслы наполняют меня всякою нечистотою. Посему умоляю Тебя, Который можешь соделать чистым, и взываю к Тебе: **«от тайных моих очисти мя».** ===== Евфимий Зигабен ===== **Грехопадения кто разумеет? от тайных моих очисти мя** **Грехопадения кто разумеет** Поелику хранение заповедей Божиих бывает при совершенном воздержании от грехов, а это для смертных людей есть дело неудобоисполнимое, то посему Давид прилично здесь вопрошает: кто столько благоразумен и сведущ, чтобы мог различать устремления на него злых помыслов и грехов, случающихся ежечасно? и кто убережет себя от падения в них, т. е. от соглашения с ними и самых действий? ибо многие грехи столь тонки и тайны, и особенно душевные страсти, что трудно и различить их. Ап. Павел, несмотря на то, что называет себя по праведности в законе беспорочным и ничего за собою не знающим, смиряя дух свой, говорит: сим я не оправдываюсь, но судия мой Господь, т. е. много грешу, и не понимаю, но Бог знает. Феодорит: хотя, говорит, и с великим усердием буду стараться хранить заповеди Божии: естественною немощию против намерения вовлекаюсь во многое, и в ином, по незнанию, делаюсь преступником, а в другом потому, что побеждают меня приражающиеся обстоятельства. И если убегу греха на деле, помыслы исполняют меня всякой нечистоты. Посему умоляю Тебя, могущего очистить меня, и вопию: **от тайных моих очисти меня**. **от тайных моих очисти мя** Давид называет тайными или грехи, производимые тайно, или в мыслях составляющееся гнусные, хульные и злые помыслы, о которых и просит Бога. Ибо помыслы сии сколько с одной стороны тонки и неприметны, столько с другой неудобопобедимы, оскверняя меня бедного всяким своевольством и во всякое время; тогда как над явными и делом производимыми грехами еще может кто либо восторжествовать, если только не возобладали им совершенно грех и дьявол. Под тайными можешь понимать и грехи неведения, как утаившиеся от разумения чьего-либо. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Грехопадения кто разумеет? от тайных моих очисти мя** Поэтому нет ничего драгоценнее этого закона [[old:ps:018:11|(ст. 11)]]; о, если бы все люди могли сохранять его. Псалмопевец, правда, хранит этот закон, что приносит большую награду; но кто может сказать, что он в действительности исполняет его? Часто нарушают его, не разумея этого (**кто разумеет? Тайных**. [[new:evr:05:02|Евр. 5:2)]]. Пусть Он простит ему эти бессознательные грехи, пусть также сохранит от совершения сознательных, и потому тяжелых, грехов; тогда и молитвы его (//словеса уст//) и возбуждающие его сердце, невыразимое св. чувство (//поучение сердца//), как человека правого, будут приятны Богу (//будут во благоволение//); пусть в этом милостиво Он поможет ему. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== Ст. 13-14 **Грехопадения кто разумеет? от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего: аще не обладают мною, тогда непорочен буду, и очищуся от греха велика** То есть: ежели не преодолеют меня грехи тайные и чуждые, тогда я буду непорочен, ибо, освободившись от тайных и чуждых, освобожусь от тяжкого бремени греховного. //Грехи тайные и чуждые// пророк называет грехом великим, во-первых, потому, что они в самом деле могут быть велики; во-вторых, потому что они не были очищены благовременным покаянием. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 13-14 **Грехопадения кто разумеет? от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего: аще не обладают мною, тогда непорочен буду, и очищуся от греха велика** //Поэтому Давид молит Господа охранить его от действия греховных влечений, часто не сознаваемых самим человеком, но при развитии и укреплении способных погубить его// В природе человека, однако, есть скрытые, часто не сознаваемые им греховные влечения, есть греховные "мысли" ("умышленные"). То и другое может перейти в действие и привести к великому "развращению", к отступлению от Бога, если они возобладают над человеком. Своевременное уяснение человеком истинного смысла этих влечений и дум, равно как и гибельности их, предохраняет его от греха. Об этом возможно раннем просвещении Давид и молит Бога, как существо всеведущее, от которого ничто не скрыто. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 13–14 **Грехопадения кто разумеет? от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего: аще не обладают мною, тогда непорочен буду, и очищуся от греха велика** По связи с предыдущим, речь пророка может быть выражена так: хотя раб Твой, Господи, Давид, хранит все заповеди и оправдания Твои, но не может сказать о себе того, чтобы он был всегда безгрешен: по немощи человеческой, по врожденной человеку греховной порче, трудно, можно сказать, – невозможно человеку совершенно быть чистым от греха [[old:iov:15:14|(Иов.15:14)]]: бывают такие греховные поползновения, которые порождаются невольно и неожиданно приходящими нечистыми помыслами, сокрытыми в глубине души и повергающими в греховные пожелания и действия, – такие, которых человек при всем благоразумии и осторожности не может ни предусмотреть, ни предупредить. **Грехопадения кто разумеет**, то есть, кто может предусмотреть? Но кроме этих тайных грехов, от которых пророк молит очистить его, бывают искушения со стороны, от врагов видимых и невидимых, т.е. от демонов: эти последние вражеские искушения и чрез них падения и должно разуметь под именем **чуждих: от чуждих пощади раба Твоего**. По изъяснению некоторых св. отцов и учителей Церкви, под именем **чуждих грехов** Давид, как царь, разумеет грехи его подчиненных, ответственность за которые может пасть на него; а потому и молит, как очистить его от тайных его грехопадений, так и пощадить, освободить от ответственности за чужие грехи. Без помощи Божией греховные склонности и тайные грехи, а с ними вместе и грехи от внешних искушений и чужие могут возобладать над человеком и ввергнуть его в бездну греховную, в ров погибели. Если же Господь поможет Своею благодатью **очиститься от тайных и пощадит от чуждих грехов**, тогда можно надеяться, как бы так говорит Давид, что все эти грехи **не возобладают мною**, и тогда, храня заповеди и оправдания Господни, могу быть непорочен, – **непорочен буду и очищуся от греха велика**. И малые грехи лишают благодати Духа Святого и удаляют от Бога; а в этом смысле и они – не малые грехи. Таким образом, смысл пророческой речи будет такой: если не возобладают мною эти грехи, хотя бы они были и малые, если я буду свободен от них, тогда буду чист и от великого греха, тогда буду непорочен и свободен от всякого греха. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]