[<10>] ====== Толкования на Пс. 19:10 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Господи, спаси царя, и услыши ны, в онь же аще день призовем Тя** **Господи, спаси царя.** Посему, пользуясь этою помощью, просим: и всегда, Владыко, не лишай ее и нас самих, и царя нашего. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Господи спаси царя, и услыши ны, в оньже аще день призовем Тя** Воспользовавшись таковым вспоможением, просим Тебя, Владыка, о том, чтобы и нам самим и царю нашему всегда пользоваться оным. ===== Евфимий Зигабен ===== **Господи, спаси царя, и услыши ны, в онь же аще день призовем Тя** Как, Ты, говорит, Господи, спас царя от рук врагов его, так спасай и храни его впредь, как достойного спасения за добродетель свою. Услышь и опять нас друзей его, как и теперь, всякий раз, как только призовем Тебя. — Этот псалом изъяснен и приложен к обстоятельствам времени Езекии. Но другие, как божественный Афанасий, усиливаются приспособить его и к Давиду, по случаю брани его со врагами его. Они говорят, что Давид составил себе псалом от лица своего и друзей своих. Он соответствует и каждому христианину, готовящемуся к брани с диаволом. Ибо и тело вместе с чувством молится Богу о находящейся в брани душе, так как злые духи уничтожили имя Бога. Под святилищем можешь понимать, как мы говорили неоднократно, и Cион и небо. А помазанником Божиим и царем называется каждый христианин, как помазанный божественным миром, как было сказано. На колесницах и на конях находятся демоны по причине скорости и готовности их к войне против христиан. Можно этот псалом произносить и против чувственных врагов: варваров и иноплеменных, и о каждом чувственном и православном царе. Под конями можешь разуметь и взыграние страстей, на которые восходят демоны, и под колесницами согласие страстей, чрез которые приготовляются против нас умные ассириане. Но призвавшее имя Божие победят все страсти, каждую порознь и все в совокупности. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Господи, спаси царя, и услыши ны, в оньже аще день призовем тя.** Сим заключают верные молитву о царе своем, соединяя конец с началом, с некоторою однако пременою в смысле. Ибо в начале просили: //услышит тя Господь в день печали//, а здесь просят, дабы сохранил и продолжил здравие и жизнь царя. //Господи, спаси царя//: то есть, сохрани здрава и невредима благословением Твоим, а равным образом, и нас услыши и спаси, не токмо ныне, но и //в оньже аще день призовем Тя.// //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Господи, спаси царя, и услыши ны, воньже аще день призовем Тя** Псалмопевец оканчивает свой псалом молитвою о царе, чтобы Господь и на будущее время спасал царя и благоволительно выслушивал бы молитвы всех близких к царю и молящихся за него всякий раз, когда они призовут имя Его святое. Псалом сей соответствует состоянию каждого христианина, ведущего духовную брань с врагами своего спасения, злыми духами. Помазанником Божиим и царем называется всякий христианин, как помазанный божественным миром при крещении. На колесницах и на конях приступают к нам демоны, как всегда скорые и готовые к войне против христиан. Но мы, при помощи всесильной благодати Божией, всегда можем отразить нападение их. По этой причине псалом сей и введен в чин утренней службы церковной. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]